ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-697/19 от 02.10.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Краснов В.Б. дело № 21-697/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Голиков А.А., при секретаре Мельниковой А.В., рассмотрев 02.10.2019 жалобу ФИО1 на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01.08.2019, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установил:

постановлением ... – Национальным банком по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен>... «Северный Народный Банк» (ПАО) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой в Сыктывкарский городской суд Республики Коми, в которой просила указанное постановление отменить.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01.08.2019 постановление ... – Национальным банком по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации от <Дата обезличена><Номер обезличен> оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

Оспаривая законность вынесенного решения суда и постановления должностного лица, ФИО1 представила в Верховный Суд Республики Коми жалобу, в которой, указала, что никаких нормативных разъяснений по порядку и правильности заполнения полей «SUM», «SUMЕ» в ОЭС нет, соответственно, имеет место неопределенность правового регулирования рассматриваемых отношений и отсутствие императивной регламентации модели поведения при составлении сообщений по коду 5003. Недоказанность вины является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Также просила отменить постановление должностного лица и решение судьи в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В судебное заседание ФИО1 не явилась.

Защитник ФИО1 Ткачук А.В. в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Представитель Национального банка по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 с жалобой не согласилась.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, оснований для отмены решения судьи не усматриваю.

Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 этой же статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, примечанию к ней административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей; руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В силу статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ), в целях данного федерального закона кредитные организации признаются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Статьей 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ установлено, что к числу мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.

Организацией внутреннего контроля признается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Осуществлением внутреннего контроля признается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров (статья 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, в том числе дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру относится к получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

Порядок формирования и направления кредитной организацией сведений, предусмотренных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ, в уполномоченный орган до 15.07.2019 был установлен Положением Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ( далее Положением № 321-П).

Указанные сведения представляются в уполномоченный орган в виде электронного сообщения (ОЭС) в соответствии с порядком представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, установленным Положением № 321-П. Перечень и структура показателей, включаемых кредитной организацией в ОЭС, приведены в приложении 4 Положения № 321-П.

Как следует из материалов дела, <Дата обезличена> «Северный Народный Банк» (ПАО) в уполномоченный орган направил сообщения <Номер обезличен> по операциям, подлежащим обязательному контролю с кодом вида 5003 «Получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга)». Указанные сообщения составлены на основании договоров лизинга от <Дата обезличена><Номер обезличен>, от <Дата обезличена><Номер обезличен>, заключенных между клиентом «Северный Народный Банк» (ПАО) – ООО «...» (лизингополучатель) и АО «...» (лизингодатель).

Суммы, на которые совершены операции по предоставлению (получению) имущества, по договору лизинга от <Дата обезличена><Номер обезличен> составляют 1 926 000 рублей, по договору лизинга от <Дата обезличена><Номер обезличен> – 2 426 800 рублей, то есть подлежащие обязательному контролю.

В направленных в уполномоченный орган сообщениях <Номер обезличен> в полях «SUM», «SUMЕ» в нарушение Положения № 321-П неверно указана сумма операций, а именно, указаны общие суммы договоров лизинга: в сообщении <Номер обезличен> – «2 414 109,85», в сообщении <Номер обезличен> – «3 083 756,34», вместо стоимости самого предмета лизинга с учетом НДС – «1 926 000» и «2 426 800» соответственно, что свидетельствует о предоставлении «Северный Народный Банк» (ПАО) в уполномоченный орган недостоверных сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю.

Обязанности по документальному фиксированию информации, получаемой в процессе реализации Правил по ПОД/ФТ, в том числе путем внесения в АБС Банка, закреплены должностной инструкцией ... Банка, утвержденной председателем Правления Банка от <Дата обезличена>.

Приказом «Северный Народный Банк» (ПАО) от <Дата обезличена><Номер обезличен> специальным должностным лицом с <Дата обезличена> назначена ФИО1 – ... «Северный Народный Банк» (ПАО).

С должностной инструкцией ФИО1 ознакомлена <Дата обезличена>, первичный инструктаж и ознакомление с Федеральным законом № 115-ФЗ, Положением № 321-П подтверждены копией протокола проведения первичного инструктажа от <Дата обезличена>, с изменениями Положения № 321-П ознакомлена <Дата обезличена> (протокол проведения целевого (внепланового) инструктажа).

Предоставление ФИО1 как ответственным лицом недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, что следует из представленных доказательств и установлено в ходе судебного разбирательства, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и свидетельствует об обоснованности привлечения ФИО1 к административной ответственности, законности оспариваемых постановлений судьи и должностного лица.

Из решения судьи городского суда усматривается, что доводы жалобы относительно отсутствия недостоверности представленных сведений получил надлежащую правовую оценку. Оснований не согласиться с выводами судьи городского суда не имеется. Несоответствие фактических данных, содержащихся в ОЭС и имеющих существенное значение для определения характера операции и ее существенных условий, данным первичных документов и входящих в перечень, определенный подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, свидетельствуют о предоставлении в уполномоченный орган недостоверных сведений.

Доводы жалобы, в которых ФИО3 настаивает на том, что в действующем законодательстве нет никаких разъяснений по порядку и правильности заполнения полей «SUM», «SUMЕ» в ОЭС, соответственно, имеет место неопределенность правового регулирования рассматриваемых отношений и отсутствие императивной регламентации модели поведения при составлении сообщений по коду 5003, являются ошибочными.

В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами и иным имуществом, совершаемым их клиентами, в том числе сведения о сумме, на которую совершена операция.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что обязательному контролю подлежит операция по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна суме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.

Порядок предоставления кредитными организациями сведений в уполномоченный орган установлен Положением № 321-П, в соответствие с пунктами 1.1., 2.1. и 2.5 которого направление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ осуществляется в форме отчета в виде электронного сообщения (ОЭС), описание структуры которого дано в приложениях 3 и 4 к Положению № 321-П.

Приложением 4 к Положению № 321-П предусмотрено, что отчет ОЭС должен содержать, в том числе, сведения о сумме операции в валюте ее проведения поле «SUM», а также сведения о сумме операции в рублевом эквиваленте - поле «SUMЕ».

Пунктом 7.10.1 Правил внутреннего контроля «Северный Народный Банк» (ПАО) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от <Дата обезличена><Номер обезличен>, предусмотрено, что формирование файлов ОЭС осуществляется на основании информации, содержащейся в расчетных документах, сведениях, полученных в результате идентификации клиентов, их представителей и выгодоприобретателей, а также на основании документов и сведений, представленных клиентами в Банк в соответствие с порядком проведения отдельных видов банковских и иных операций, либо по запросу сотрудника подразделения. Если в соответствие с порядком проведения отдельных видов операций (сделок) информация, необходимая для классификации операции как подлежащей обязательному контролю, либо необычной, не подлежит фиксированию в АБС, выявление осуществляется на основании первичных документов (договоров, актов приема-передачи имущества и т.п.).

В направленных в уполномоченный орган сообщениях <Номер обезличен> и <Номер обезличен> в полях «SUM», «SUMЕ» суммы операций указаны неверно, указаны общие суммы договоров лизинга -2414109,85 рублей (сообщение <Номер обезличен>) и 3083756,34 рублей (сообщение <Номер обезличен>).

Таким образом, приведенные выше требования закона ФИО1 как ответственным лицом не выполнены.

Применительно к установленным требованиям закона обязанность по предоставлению необходимой и подлежащей обязательному предоставлению информации ФИО1 не обеспечена.

Изложенное свидетельствует о том, что должностным лицом совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно допущено неисполнение законодательства РФ в части осуществления внутреннего контроля, повлекшее предоставление в уполномоченный орган недостоверных сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю.

Факт совершения ФИО1 правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися и исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, оценка которым дана судом в порядке требований статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях на установление их относимости, допустимости и достаточности.

В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний, установленных в части 1 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.

Назначенное ФИО1 административное наказание с применением части 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях отвечает установленным принципам назначения наказания, определено с учетом характера совершенного правонарушения, степени его общественной опасности и объекта посягательства, личности привлекаемого лица.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, на момент привлечения лица к административной ответственности не имелось.

Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и освобождения ФИО1 как должностного лица от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, на чем в жалобе настаивает заявитель, не имеется, поскольку правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, посягает на установленный федеральным законодательством порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, что относит данное правонарушение к разряду наиболее опасных и не позволяет признать его малозначительным.

При изложенных обстоятельствах, исходя из того, что доводы жалобы не содержат оснований для отмены оспариваемого решения и выводов судьи не опровергают, оснований для их удовлетворения и отмены правильного решения суда не имеется.

Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление ... – Национальным банком по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 02.04.2019 № 19-2695/3110-1 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 августа 2019 года, вынесенные в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья- А.А. Голиков