ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-70-АК-2021 от 12.03.2021 Курского областного суда (Курская область)

Судья Токмакова Е.В. Дело №21-70-АК-2021г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е

12 марта 2021 года г. Курск

Судья Курского областного суда Курочкина И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении – государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Комитета природных ресурсов Курской области Пахомова А.А. на решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 24 декабря 2020 года, вынесенное по жалобе АО «КОНТИ-РУС» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Пахомова А.А. №317/05/20 от 07.10.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении АО «КОНТИ-РУС», ИНН , ОГРН ,

у с т а н о в и л а:

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Пахомова А.А. № 317/05/20 от 07.10.2020 года АО «КОНТИ-РУС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «КОНТИ-РУС» обжаловало его в судебном порядке.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Курска от 24 декабря 2020 года вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по административному делу прекращено на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе, поступившей в Курский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – государственный инспектор в области охраны окружающей среды Курской области Комитета природных ресурсов Курской области ФИО1, просит решение судьи районного суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального права.

В возражениях на жалобу защитник АО «КОНТИ-РУС» по доверенности – ФИО2, просит решение судьи районного суда оставить без изменения, жалобу должностного лица – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, выслушав должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Комитета природных ресурсов Курской области ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении АО «КОНТИ-РУС» по доверенностям ФИО3, ФИО4, нахожу определение судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст.67 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях обеспечения выполнения в результате хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды должен осуществляться производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).

В соответствии со ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Согласно ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

В силу п.1 ст.34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с п.1 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ч.1 ст.10 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры к обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст.15 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Объективной стороной правонарушения является несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Как следует из материалов дела, 05.10.2020 года в 11 час. 20 мин. по адресу: г.Курск, ул.3-я ФИО5, д.40, в ходе ознакомления с протоколом отбора проб (дата отбора 20.09.2020 года) АО «КОНТИ-РУС» установлено, что в результате производственной деятельности, у предприятия АО «КОНТИ-РУС» образуются сточные, канализационные воды, которые сбрасываются в централизованную систему водоотведения по адресу: <...>. (контрольный колодец - старый корпус).

В соответствии с единым договором холодного водоснабжения и водоотведения №7 от 01.04.2017 года АО «КОНТИ-РУС» является абонентом МУП «Курскводоканал», в части водоснабжения и водоотведения.

АО «КОНТИ-РУС» разработана и утверждена программа производственного экологического контроля, и назначен ответственный за подготовку отчета организации и результатов осуществления ПЭК. Ведется отчетность по выполнению программы экологического контроля, в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об охране окружающей среды», где юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В соответствии с единым договором холодного водоснабжения и водоотведения №7 от 01.04.2017 года МУП «Курскводоканал» осуществляет отбор проб сбрасываемых сточных вод, для контроля за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод. В представленных протоколах отобранных проб, присутствует превышение предельно допустимых концентрации вредных загрязняющих веществ, в сточных водах, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения.

Согласно Постановлению администрации г.Курска от 08.10.2018 года №2308 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами МУП «Курскводоканал» в централизованную систему водоотведения города Курска», установлены требования к составу и свойствам отводимых сточных вод.

В рамках проведения административного расследования в отношении АО «КОНТИ-РУС» МУП «Водоканал города Курска» с привлечением лаборатории ГОС 20.09.2020 года был произведен отбор проб состава сточных вод сбрасываемых АО «КОНТИ-РУС» (ул.Золотая, д.13) в централизованную канализацию (контрольный колодец – старый корпус), по результатам которого был составлен акт №173 от 20.09.2020 года.

Согласно протоколу лабораторных анализов (акт отбора № 173 от 20.09.2020 года)

- БПК5 составляет 175 мг/дм3 по факту 990 мг/дм3;

- ХПК составляет 661 мг/дм3 по факту 3380 мг/дм3.

Таким образом, должностным лицом установлено, что АО «КОНТИ-РУС» осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованную систему водоотведения, с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, что является нарушением Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ (ред. от 25.12.2018 года) «О водоснабжении и водоотведении» и ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО1 №317/05/20 от 07.10.2020 года АО «КОНТИ-РУС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

07 октября 2020 года Комитетом природных ресурсов Курской области в адрес АО «КОНТИ-РУС» направлено представление №317/05/20 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, с требованием принять необходимые меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 07.10.2020 года №317/05/20 по ст.8.1 КоАП РФ.

Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что протокол об административном правонарушении, составленный по данному административному делу в отношении АО «КОНТИ-РУС», составлен неуполномоченным должностным лицом.

Полагаю возможны согласиться с выводами судьи районного суда.

В соответствии с ч.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно ч.1 ст.23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 данного Кодекса.

В соответствии со ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3, 4 названной статьи).

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года №400, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор (пункт 5.1).

Согласно п.4 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 года №426, федеральный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 года №572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п.3 Правил государственный реестр является государственной информационной системой, создание которой осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п.7 Правил государственный реестр состоит из:

а) федерального государственного реестра;

б) региональных государственных реестров.

В силу п.8 Правил федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со ст.65 ФЗ «Об охране окружающей среды» федеральному государственному экологическому надзору.

Из материалов дела следует, что на основании свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду №ЕIFLZRE6 от 10.08.2020 года АО «КОНТИ-РУС» включено в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и соответственно подлежит федеральному государственному экологическому контролю.

На основании свидетельства о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №АОIGК7GG от 20.12.2016 года АО «КОНТИ-РУС» поставлено на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объема.

Полномочия Комитета природных ресурсов Курской области и его должностных лиц определены Постановлением Губернатора Курской области от 13.02.2013 г. №61-пг (с последующими изменениями и дополнениями), действовавшим на момент вынесения оспариваемого постановления.

В соответствии с п.3.10 Положения Комитет рассматривает в пределах предоставленных полномочий дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.

В силу п.3.1.21 Положения комитет осуществляет региональный экологический надзор.

Таким образом, судьей районного суда сделан обоснованный вывод о том, что на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, должностное лицо органа исполнительной власти Курской области (Комитет природных ресурсов Курской области) не имело полномочий составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ в отношении объекта, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю.

Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом является нарушением требований статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущим признание его недопустимым доказательством.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При указанных обстоятельствах, судья районного суда обоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «КОНТИ-РУС» в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Доводы жалобы должностного лица не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм процессуального права, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу не допущено, оснований для его отмены или изменения не установлено.

Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ об административных правонарушениях, судья Курского областного суда

Р Е Ш И Л А:

Решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 24 декабря 2020 года, вынесенное по жалобе АО «КОНТИ-РУС» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО1 №317/05/20 от 07.10.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в отношении АО «КОНТИ-РУС», оставить без изменения, жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении – государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области Комитета природных ресурсов Курской области ФИО1 – без удовлетворения.

В соответствии с п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Вступившие в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья

Курского областного суда ФИО6