Дело № 21 - 70
Судья – Макарова И.С.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение судьи по делу
об административном правонарушении
город Мурманск 25 марта 2021 года.
Судья Мурманского областного суда МильшинС.А., рассмотрев жалобу должностного лица – начальника управления финансов администрации города Мурманска У.О.ВБ. на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 декабря 2020 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением №051/04/14.32-443/2020 заместителя руководителя Мурманского Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 23 сентября 2020 года должностное лицо – начальник управления финансов администрации города Мурманска У.О.ВА. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 декабря 2020 года постановление должностного лица от 23 сентября 2020 года оставлено без изменения, жалоба У.О.ВБ. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, У.О.ВА. просит решение судьи районного суда отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывает, что выделение субсидии произведено на основании утвержденного кода целевой субсидии. Обращает внимание, что перечни кодов субсидий на иные цели в 2016 и 2017 годы были утверждены на основании приказов управления финансов администрации города Мурманска № 287 от 30 декабря 2015 года и № 222 от 28 декабря 2016 года соответственно.
Указывает, что в период перечисления в адрес МАУК «МГПС» целевой субсидии действовал приказ управления финансов от 30 декабря 2015 года № 287 «Об утверждении Перечня кодов субсидий на иные цели в 2016 году» в редакции от 16 декабря 2016 года № 207, которым за кодом 95414 закреплено наименование «Ремонт и благоустройство объектов внешнего благоустройства», что свидетельствует о перечислении целевой субсидии в соответствии с формальным бюджетным обоснованием.
Находит, что позиция административного органа о выделении субсидии только с 2017 года не подтверждена материалами дела.
Отмечает, что действия по перечислению целевой субсидии МАУК «МГПС» произведено в строгом соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание У.О.ВА., представитель органа административной юрисдикции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав защитников Умушкиной О.В. по доверенности ФИО1, ФИО2, поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно части 1 статьи 2 и части 1 статьи 3 Федерального закона от
26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из данного федерального закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции.
К таким иным федеральным законам относятся: Федеральный закон от
18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», одними из целей которого являются эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции (часть 1 статьи 1 данного федерального закона); Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующий отношения, направленные, в том числе, на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 1 данного федерального закона).
Частью 4 статьи 15 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено что, при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность предусматривается положениями статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Также положениями статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями.
Как следует из материалов дела, 27 декабря 2016 года муниципальному автономному учреждению культуры «Мурманские городские парки и скверы» была предоставлена субсидия на основании абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Данная субсидия была предоставлена в целях финансового обеспечения расходов муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» по ремонту и благоустройству объекта «Детский городок «Сказка».
16 июня 2017 года муниципальным автономным учреждением культуры «Мурманские городские парки и скверы» инициирована закупка №31705232138 работ и услуг по ремонту и благоустройству объекта «Детский городок «Сказка».
При этом данная закупка была инициирована и проведена в порядке Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и на основании Положения о закупке товаров, работ и услуг, утвержденного наблюдательным советом муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» (протокол от 30 сентября 2016 года №14) в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно указанному Положению одним из способов закупок без проведения торгов являются конкурентные переговоры (подпункт «в» пункта 3.2.1.2), с помощью которых выбор контрагента (поставщика, подрядчика, исполнителя) может осуществляться, когда заказчику затруднительно сформулировать подробные спецификации продукции или определить характеристики, объем продукции, когда предполагается заключение договоров на закупку информационных, консультационных систем, проведение работ по реконструкции, ремонту, содержанию, озеленению и благоустройству мест массового отдыха жителей города Мурманска, проведение строительных, монтажных, проектных работ или если в силу особенностей продукции (услуг, работ) необходимо провести переговоры с участниками (абзац второй пункта 5.11).
Также согласно этому же Положению в случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурентных переговорах подана только одна заявка или не подана ни одна заявка на участие в конкурентных переговорах, конкурентные переговоры признаются несостоявшимися (пункт 18.6.2). На основании пункта 18.6.3 Положения договор может быть заключен с претендентом, подавшим единственную заявку, как единственным участником процедуры закупки.
В случае по настоящему делу закупка №31705232138 осуществлялась без проведения торгов в форме конкурентных переговоров, единственным участником процедуры этой закупки стало общество с ограниченной ответственностью «ГрандТехСтрой», с которым был заключен договор от 7 июля 2017 года №96 на выполнение работ по ремонту и благоустройству объекта «Детский городок «Сказка».
В соответствии с приказом Управления финансов от 07 марта 2014 года № 18 «Об утверждении Порядка санкционирования расходов муниципальных бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные муниципальными бюджетными и автономными учреждениями в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 11 января 2016 года № 2) орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждений (Учредитель), ежегодно предоставляет в Управление финансов Перечень целевых субсидий, в котором отражаются целевые субсидии, предоставляемые в соответствующем финансовом году учреждениям, находящимся в его ведении.
Перечень формируется учредителем в разрезе аналитических кодов и утверждается приказом управления финансов для операций с вышеуказанными субсидиями по каждой субсидии для последующего его доведения в Управление Федерального казначейства по Мурманской области.
В свою очередь Учредитель формирует данный перечень на основе предложений, полученных от подведомственных ему учреждений.
Управлением финансов на основании обращения Комитета по культуре администрации города Мурманска, сформированного, в свою очередь, на основании обращения муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы», утвержден Приказ № 222 с перечнем кодов целевых субсидий в 2017 году, в том числе по коду целевой субсидии 95414 «Ремонт и благоустройство объектов внешнего благоустройства».
Финансирование данного мероприятия производилось в соответствии с целью предоставления субсидии.
До выделения Учреждению спорной субсидии постановлением Администрации от 11 ноября 2016 года № 3451 были внесены изменения в пункт 2 Постановления № 1371, определяющий иные цели выделения субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям.
Формулировка подпункта 1 пункта 2 «расходы на капитальный ремонт основных средств» была заменена на формулировку «расходы на капитальный ремонт недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества».
09 декабря 2016 года в соглашение между Комитетом и Учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий от 30 декабря 2015 года было внесено изменение - увеличены расходы по статье 95414 «Ремонт и благоустройство объектов внешнего благоустройства» с 56,6 до 225,1 млн. руб.
Муниципальная субсидия на иные цели была переведена Комитетом в адрес Учреждения платежным поручением № 416282 от 27 декабря 2016 года на сумму 181 242 941,95 рублей, код целевой субсидии 95414 «Ремонт и благоустройство объектов внешнего благоустройства». В данную сумму была включена целевая субсидия на выполнение мероприятий на Объекте с учетом аванса и оплаты работ в 2017-2018 гг.
Вместе с тем, приказ Управления финансов № 222 об утверждении кодов целевых субсидий на 2017 год был подписан 28 декабря 2016 года и вступил в силу с 01 января 2017 года. Данным приказом был утвержден примененный при перечислении субсидии Учреждению код целевой субсидии 95414 «Ремонт и благоустройство объектов внешнего благоустройства» на 2017 год, что свидетельствует о том, что субсидия была выделена учреждению до утверждения кода целевой субсидии.
Кроме того, оснований для проведения муниципальным автономным учреждением культуры «Мурманские городские парки и скверы» закупки работ и услуг по ремонту и благоустройству объекта «Детский городок «Сказка» в порядке Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не имелось, поскольку субсидия, предоставленная в целях финансового обеспечения указанных расходов автономного учреждения, подлежала предоставлению на основании пункта 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
В таком случае закупка работ и услуг по ремонту и благоустройству объекта «Детский городок «Сказка» в порядке Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» проведена быть не могла, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на муниципальное автономное учреждение культуры «Мурманские городские парки и скверы» при планировании и осуществлении им данной закупки за счет средств местного бюджета распространяются положения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующие отношения, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 1 этого Федерального закона.
Предоставление субсидии не на основании абзаца второго пункта 1
статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а на основании пункта 1 статьи 78.2 этого же кодекса и проведение, в этой связи, закупки в порядке Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а не в порядке Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стало следствием заключения и реализации устного антиконкурентного, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между органами местного самоуправления муниципального образования город Мурманск, в том числе управлением финансов администрации города Мурманска, муниципальным автономным учреждением культуры «Мурманские городские парки и скверы» и обществом с ограниченной ответственностью «ГрандТехСтрой».
В рамках данного соглашения управлением финансов администрации города Мурманска созданы условия для финансового обеспечения расходов муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» по ремонту и благоустройству объекта «Детский городок «Сказка» на основании абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и последующего уклонения от исполнения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Заключение указанного соглашения, не допустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, подтверждается решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 18 ноября 2019 года №05-03-18/6, которым признаны нарушающими требования статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» действия администрации города Мурманска, управления финансов администрации города Мурманска, комитета по культуре администрации города Мурманска, муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» и общества с ограниченной ответственностью «ГрандТехСтрой», выразившиеся в заключение и реализации устного антиконкурентного соглашения при подготовке, финансировании и проведении закупочной процедуры №31705232138 и выполнении работ по благоустройству и ремонту объекта «Детский городок «Сказка».
В судебном заседании установлено и участниками судебного разбирательства не оспаривалось, что решением Арбитражного суда Мурманской области от 29 января 2021 года по делу №А42-774/2020 в удовлетворении требований администрации города Мурманска, управления финансов администрации города Мурманска, комитета по культуре администрации города Мурманска, муниципального автономного учреждения культуры «Мурманские городские парки и скверы» и общества с ограниченной ответственностью «ГрандТехСтрой» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области о признании недействительными решения и предписаний от 18 ноября 2019 года по делу №05-03-18/6 отказано.
В период с августа 2011 года должность начальника управления финансов администрации города Мурманска занимает У.О.ВА. на основании распоряжения от 23 августа 2011 года №626-к.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления 17 июня 2020 года уполномоченным должностным лицом в отношении начальника управления финансов администрации города Мурманска У.О.ВБ. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными и исследованными в ходе производства по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях должностного лица – начальника управления финансов администрации города Мурманска У.О.ВБ., заключившей недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашение, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки судьи районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и вывод о виновности начальника управления финансов администрации города Мурманска У.О.ВБ. в совершении вмененного ей административного правонарушения не опровергают и под сомнение законность обжалуемого акта не ставят.
Вопреки доводам жалобы судья в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснил все обстоятельства совершенного начальником управления финансов администрации города Мурманска У.О.ВБ. административного правонарушения и в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установил: наличие события административного правонарушения, виновность должностного лица в совершении данного административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вопрос о вине начальника управления финансов администрации города Мурманска У.О.ВБ. обсуждался применительно к положениям статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом судья правильно исходил из Положения об управлении финансов администрации города Мурманска, утвержденного постановлением администрации города Мурманска от 23 мая 1997 года №1335.
Административное наказание У.О.ВБ. назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 7 статьи 14.32Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями
статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного ею административного правонарушения, личности виновной, ее имущественного положения и отвечает принципам справедливости и соразмерности.
Законные основания для смягчения назначенного административного наказания отсутствуют. Обстоятельств, которые могли бы повлиять на вид и размер наказания, но не были учтены при его назначении, не имеется.
Постановление о назначении должностному лицу административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 17 декабря 2020 года по жалобе У.О.ВБ. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу У.О.ВБ. - без удовлетворения.
Судья С.А. Мильшин