Дело № 21-705/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Хабаровск 03 октября 2018 года
Судья Хабаровского краевого суда Куратов А.А., рассмотрев жалобу защитника Безденежных Ю.Ю. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Хабаровскому краю от 19 июня 2018 г. и решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 02 августа 2018 года в отношении:
АО «Ванинский морской торговый порт», ИНН <***>, расположенного по адресу: <...>,
привлекаемого к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
19 июня 2018 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю ФИО1 вынесено постановление о привлечении АО «Ванинский морской торговый порт» (далее – АО «Порт Ванино») к ответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Указанным постановлением юридическое лицо признано виновным в несоблюдении по состоянию на 23 и 30 марта 2018 г. экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления при обстоятельствах, изложенных в описательно-мотивировочной части постановления.
Решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 02 августа 2018 года постановление оставлено без изменения.
Не соглашаясь с состоявшимися актами, защитник Безденежных Ю.Ю. подал в краевой суд жалобу в которой просит обжалуемые акты отменить за отсутствием состава правонарушения, производство по делу прекратить.
В суде защитники АО «Порт Ванино» ФИО2, ФИО3 доводы жалобы поддержали по изложенным в жалобе основаниям.
Дело в силу положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ рассмотрено в отсутствие государственного инспектора ФИО1
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитников, исследовав материалы дела, судья краевого суда не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно основным понятиям, изложенным в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч. 1 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно п.п. 2 п. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водохранных зон запрещается размещения отходов производства и потребления.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52 от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.п. 3.2, п. 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03. временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.
Согласно п. 4.3 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» размещение объекта складирования не допускается в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов.
Из материалов дела следует, что 23 марта 2018 г. на основании приказа Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 февраля 2018 г. № 85 был проведён плановый (рейдовый) осмотр по проверке нарушений природоохранного законодательства, водоохраной зоны (береговой полосы) и прилегающей акватории бухты Ванино, где свою производственную деятельность осуществляет АО «Порт Ванино».
В результате осмотра установлено следующее:
- на причале №20 отшвартовано судно, на момент осмотра перегрузка не велась. На причале двумя погрузчиками проводился сбор сильно обводненной глиноземной массы, которая образовалась в результате оседания глинозема в момент перевалки на причал и таяния снега. В конце причала (северная сторона) сформированы кучи из смеси глинозема и снега, которые в результате плюсовых температур превратились в жидкую массу. Вся кромка причалов №19, 20 сильно загрязнена обводненной смесью глинозема;
- на причале №7 производились работы по погрузке угля на иностранное судно «Universi Wiathy».
Ледовый покров, на осматриваемом участке водного объекта, снег побережье в районе причала № 5, тёмно-серого, темного цвета, имеет следы загрязнения угольной пылью, которая является отходами производства и потребления.
По всей территории порта имеется большое количество сформированного в кучи снега, от таяния которого образовались лужи значительных площадей, а также на причалах наблюдается сброс талой воды в бухту ФИО4.
30 марта 2018 г. произведён осмотр рабочих площадок причалов №№5-7,15-17,19-20 бухты ФИО4, в границах которых, юридическое лицо АО «Порт Ванино» осуществляет свою производственную деятельность по транспортировке и перевалке сыпучих грузов.
В результате осмотра установлено следующее:
- причал № 20: храниться глинозём. На момент осмотра погрузка-выгрузка глинозёма не производилась. На причале проводился сбор глиноземной пыли автомобильной техникой, которая образовалась в результате оседания глинозема в момент перевалки на причал и таяния снега. Вся кромка причала сильно загрязнена сухой смесью глинозема, которая при небольших порывах ветра разлетается в сторону бухты Ванино. Северная сторона берега (камни, трава, грунт) имеет следы загрязнения глиноземной пылью, которая является отходом производства и потребления;
- причал № 17: храниться уголь фракции; закрытость источника с 4-х сторон, ограждение выполнено из железобетонных конструкций высотой до 2 м. Размер площади, занимаемой источником: 25x100 м. В момент осмотра велись работы по перевалке угля передвижная снегогенераторная установка не использовалась. По периметру источника имеются пересыпания углей через ограждения объёмами от 1.0 тонны до 2-х тонн;
- причал № 16 храниться уголь фракции; высота штабеля угля 9.0 метров; открыт с 4-х сторон. Размер площади, занимаемой источником: 15x60 м. На момент осмотра велись работы по погрузке судна, без использования снегогенератора-рассеивателя искусственного снега для пылеподавления. По периметру источника имеются пересыпания углей через ограждения объёмами от 300-400 кг;
- причал № 15 : храниться уголь фракции от 0.01 до 100 миллиметров; высота штабеля угля 8 метров; закрытость источника с 4-х сторон, ограждение выполнено из железобетонных конструкций высотой до 3 метров. Размер площади, занимаемой источником: 15x60 м. На момент смотра велись работы по погрузке судна, без использования снегогенератора - рассеивателя искусственного снега для пылеподавления. С внешней стороны причала № 15 бетонного ограждения, наблюдалось значительное просыпания угля. Перед въездом на причал № 15 наблюдалось большая куча грязного снега, в пере мешку с мусором, которая является отходом производства и потребления;
- причал № 5,6: храниться уголь фракции от 0.01 до 200 миллиметров; высота штабеля угля 10.0 метров; закрытость источника с 4-х сторон, ограждение выполнено из железобетонных конструкций высотой до 2 метров. Размер площади, занимаемой источником: 80x200 м. Припай кромки причала, на осматриваемом участке водного объекта, снег на побережье в районе причала №5, тёмно-серого, тёмного цвета, имеет следы загрязнения угольной пылью, которая является отходами производства и потребления.
- причал № 7: храниться уголь фракции от 0.01 до 200 миллиметров; высота штабеля угля 10.0 метров; закрытость источника с 3-х сторон, ограждение выполнено из железобетонных блоков и металлических конструкций (боковины от контейнеров), высота ограждения 0.4-1.5 метра. Размер площади, занимаемой источником: 100x150 м. На причале № 7 производились работы по погрузке угля на иностранное судно.
По всей территории порта имеется большое количество сформированного в кучи снега, от таяния которого образовались лужи значительных площадей, а также на причалах наблюдается сброс талой воды в бухту Ванино.
Проверив собранные по делу доказательства и дав им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда правильно установили фактические обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины АО «Порт Ванино» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Совокупность допустимых и достоверных доказательств, подробно перечисленных в судебном решении, является достаточной для вывода о виновности АО «Порт Ванино» в совершении административного правонарушения.
Должностное лицо административного органа правильно квалифицировало совершенное противоправное действие АО «Порт Ванино» по статье 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Проанализировав положения Водного кодекса РФ, Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», СанПиН 2.1.7.1322-03 судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены состоявшегося постановления.
Доводы защиты об отсутствии состава правонарушения были проверены судьёй районного суда и обоснованно отвергнуты с приведением убедительных мотивов принятых решений, оснований не согласиться с которыми, не имеется.
Доводы жалобы о том, что угольная пыль, грязный снег вперемешку с мусором, сухая глинозёмная пыль не являются отходами производства и потребления АО «Порт Ванино» были предметом рассмотрения судом первой инстанции. Им дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться.
Иные доводы, заявленные в настоящей жалобе, являются позицией заявителя, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами судьи районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении жалобы, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения судьи.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом административного органа и судьей первой инстанции определены правильно. Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Наказание назначено в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Хабаровскому краю от 19 июня 2018 года и решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 02 августа 2018 года в отношении АО «Ванинский морской торговый порт», привлекаемого к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника Безденежных Ю.Ю. – без удовлетворения.
Судья Хабаровского краевого суда А.А. Куратов