ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
04 июля 2018 года г.Уфа РБ
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
при секретаре Рахматуллине И.И.,
с участием Белоглазовой О.В. – защитника,
в отсутствие законного представителя ООО «РН-Ремонт НПО» – юридического лица, в отношении которого возбуждено административное производство, и представителя Департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало –Ненецкого автономного округа, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела согласно данных почты России,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Горшковой Н.Н. на решение судьи Нефтекамского городского суда РБ от
21 мая 2018 года, которым:
постановление главного специалиста Пуровского сектора государственного экологического надзора Управления государственного экологического надзора Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало –Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало –Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды ФИО1 №86 от 12 февраля 2018 года о привлечении юридического лица - ООО «Таргин Механосервис» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба защитника Горшковой Н.Н. - без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением главного специалиста Пуровского сектора государственного экологического надзора Управления государственного экологического надзора Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало –Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало –Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды ФИО1 №86 от 12 февраля 2018 года (далее Пуровский сектор управления ГЭН ДПРР ЯНАО) юридическое лицо - ООО «Таргин Механосервис» ( с 19 марта 2018 года ООО «РН-Ремонт НПО»), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Судьей Нефтекамского городского суда РБ 21 мая 2018 года по жалобе защитника Горшковой Н.Н. принято решение, которым постановление Пуровского сектора управления ГЭН ДПРР ЯНАО №86 от 12 февраля 2018 года оставлено без изменения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан защитник Горшкова Н.Н. просит отменить постановление должностного лица от 12 февраля 2018 года и решение судьи от 21 мая 2018 года и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью, на основании ст.2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Белогласова О.В. поддержала доводы жалобы.
Законный представитель ООО «РН-Ремонт НПО» и представитель Департамента природно-ресурсного регулирования лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало –Ненецкого автономного округа, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились. Считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав защитника Белоглазову О.В., проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В силу ч.1 ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч.ч.1,3 ст.22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ч.ч.1,2 ст.39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления") отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Частью 2 ст.11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты, установлены Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50. Пунктом 12 данного Порядка установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет). Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления. В технический отчет включаются сведения о фактически образованных количествах отходов, а также сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам. Из материалов настоящего дела следует и судьей городского суда установлено, что 26 октября 2017 года ООО «Таргин Механосервис» (с 19 марта 2018 года ООО «РН-Ремонт НПО») допустило нарушение ст.ст. 3,11, ч.ч.1,3 ст.22, ч.1 ст. 34, ч.ч.1,2 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 39-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.2 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, п.12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. N 50, выразившееся в не предоставлении в Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало –Ненецкого автономного округа технического отчета по обращению с отходами в нарушение установленного п.12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 и п.10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало –Ненецкого автономного округа от 02 декабря 2012 года №857, в срок – 25 октября 2017 года, при наличии документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №117-нл от 08 декабря 2017 года. Действия ООО «РН-Ремонт НПО» квалифицированы по ст. 8.2
КоАП РФ. Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «РН-Ремонт НПО» подтверждаются следующими доказательствами: информацией Управления охраны окружающей среды от 08 декабря 2017 года; протоколом об административном правонарушении от 29 января 2018 года; материалами проверки. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ООО «РН-Ремонт НПО» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей городского суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела. Вывод должностного лица и судьи первой инстанции о наличии в действиях ООО «РН-Ремонт НПО» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве. Состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, носит формальный характер, выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе, установленных приведенными выше Федеральными законами, а также изданным в целях реализации ст.18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"; его образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. Обязанность юридических лиц при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами установлена ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Факт несдачи ООО «РН-Ремонт НПО» технического отчета по обращению с отходами по месту осуществления хозяйственной деятельности, где образование и размещение отходов производится в соответствии с документом №117-нл от 08 декабря 2017 года в срок, установленный п.12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. N 50, заявителем не оспаривался. Таким образом, нарушение ООО «РН-Ремонт НПО», в результате деятельности которого образуются отходы, установленного п. 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50, срока представления технического отчета по обращению с отходами в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ. Иные доводы жалобы не влекут отмену постановления должностного лица и решения судьи городского суда, так как не опровергают вывод о наличии в действиях ООО «РН-Ремонт НПО» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. По существу доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет оснований не согласиться. Несогласие с оценкой доказательств и приведенных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи городского суда. Административное наказание назначено ООО «РН-Ремонт НПО» в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ. При этом были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и другие обстоятельства по делу. Но, принимая во внимание, что привлеченное юридическое лицо - ООО «Таргин Механосервис», прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО «РН-Ремонт НПО» (л.д.63-66), суд считает возможным снизить размер назначенного штрафа до 50 000 рублей, руководствуясь ч.ч.3,3.2,3.3 ст.4.1 КоАП РФ. При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей городского суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Башкортостан
Р Е Ш И Л А:
Постановление главного специалиста Пуровского сектора государственного экологического надзора Управления государственного экологического надзора Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало –Ненецкого автономного округа, государственного инспектора Ямало –Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды ФИО1 №86 от 12 февраля 2018 года и решение судьи Нефтекамского городского суда РБ от 21 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «РН-Ремонт НПО» изменить в части наказания, снизив размер назначенного штрафа до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, в остальном постановление и решение оставить без изменения.
Жалобу защитника Горшковой Н.Н. удовлетворить частично.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
справка:
судья Сафина И.Ф.
дело №21-708/2018