ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-709/17 от 26.07.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья р/с Наумова Н.М. Дело № 21-709/17

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 26 июля 2017г.

Судья Кемеровского областного суда Загребельная Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении

Открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», ИНН , находящегося по адресу: <адрес>,

по жалобе ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» на постановление ст. госинспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды ФИО2. от 21 марта 2017г. и решение судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 08 июня 2017г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ст. госинспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 21.03.2017, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 08.06.2017, ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ и подвергнуто штрафу в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

В жалобе ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» просит указанные постановление и судебное решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что дело рассмотрено должностным лицом с нарушением правил подведомственности; не доказана объективная сторона правонарушения.

В возражениях на жалобу ст. госинспектор ФИО2, считая судебное решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу Общества – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливается ряд нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, среди которых нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ч.1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.2 ст. 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

В соответствии с ч. 6 ст.56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Согласно п.1 ч.6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Как усматривается из материалов дела, 20.12.2016 в Департамент природных ресурсов и экологии КО поступила служебная записка начальника отдела по предоставлению прав пользования водными объектами о выполнении ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» филиал «ФИО5» во 2 квартале 2016г. условий Решения о предоставлении водного объекта в пользование, в которой указывалось превышение Обществом максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах.

Данное сообщение послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении и проведению административного расследования в отношении ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», о чем 26.12.2016 консультантом управления государственного надзора департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области вынесено соответствующее определение.

В ходе проведенного административного расследования установлено, что во 2 квартале 2016г. ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» осуществляло сброс сточных вод в реку Чесноковка на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 21.07.2011 , зарегистрированного в Государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия с 08.08.2011 по 30.06.2016. Сброс осуществлялся на расстоянии 14,1км от устья реки. Географические координаты места сброса (выпуск ) - в.д. В ходе контроля за соблюдением условий водопользования установлено превышение Обществом максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах в указанный период, а также сброс загрязняющих веществ, не указанных в Разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) вода/Кемр (нитриты, сульфаты).

Более подробно обстоятельства совершения ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, установленные должностным лицом и судьей районного суда, приведены в обжалуемых постановлении и судебном решении.

Указанные обстоятельства подтверждаются, служебной запиской от 20.12.2016, определением о возбуждении дела об административном правонарушении, решением о предоставлении водного объекта в пользование, отчетом о результатах учета качества сточных вод за 2 квартал 2016г.; отчетом о результатах учета качества поверхностных вод ниже места сброса сточных вод, журналом учета качества сточных (дренажных вод), разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) вода/Кемр от 31.12.2013, протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, и установив нарушение Обществом нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, при которых не соблюдаются нормативы качества окружающей среды, руководствуясь положениями ст.ст. 22, 23, 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч.1 ст. 44, ч.6 ст. 56, п.1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы судьей районного суда все материалы дела были проверены в полном объеме, дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы, в том числе доводам, аналогичным высказанным в настоящей жалобе, и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» к административной ответственности по ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы заявителя о нарушении правил подведомственности были предметом проверки судьи районного суда и получили надлежащую оценку в судебном решении, не согласиться с которой оснований не имеется.

Ссылка Общества на то, что используемый им водоохранный объект относится к рыбохозяйственному водоёму и потому нормативы допустимого сброса для водных объектов, не могут быть применены, не состоятельна, поскольку ст. 56 ВК РФ не содержит исключений для данных видов водоохранных объектов. Специальные нормы о правилах пользования рыбохозяйственными водоёмами (ст.ст. 44, 55, 65 ВК РФ) в данном случае неприменимы.

Доводы о том, что нормативы допустимого воздействия на водные объекты не утверждены, потому оснований для применения ст.ст. 56, 60 ВК РФ о недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты не имеется, не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

В статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под нормативами допустимых сбросов понимаются нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками;

под нормативами допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ нормативы допустимых сбросов относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду.

В силу ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч.2 ст. 35 Водного кодекса РФ, п.1 постановления Правительства РФ от 30.12.2006 №881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" нормативы допустимого воздействия на водные объекты представляют собой совокупность воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть и разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

В соответствии с пп. 5 п. 8 приказа Министерства природных ресурсов РФ от 12.12.2007 N 328 "Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты" нормативы допустимого воздействия на водный объект разрабатываются, в том числе, и для такого вида воздействия, как сброс воды.

Согласно п. 22 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 №333 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" в случае отсутствия утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты величины нормативов допустимых сбросов веществ рассчитываются для отдельных водопользователей.

Таким образом, применение нормативов сбросов в водный объект в данном случае обоснованно.

Постановление и решение по делу вынесены в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ.

Наказание ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» назначено в минимальном размере в пределах санкции ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1.,3.2, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального административного права, в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся постановление и решения, вынесенные по жалобам на это постановление, как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление ст. госинспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды ФИО4. от 21 марта 2017г. и решение судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 08 июня 2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано председателю Кемеровского областного суда в порядке надзора.

Судья Е.В. Загребельная