ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-70/2018 от 12.04.2018 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Большаков А.Ю. дело № 21-70/ 2018

РЕШЕНИЕ

город Иваново 12 апреля 2018 года

Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Комсомольского районного суда Ивановской области от 12 марта 2018 года,

установил:

Постановлением врио начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО от 27 декабря 2017 года глава Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ (в редакции закона от 23.07.2013 №252-ФЗ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей.

Согласно постановлению ФИО1, являясь должностным лицом – главой сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области, наделённым высшими полномочиями по распоряжению бюджетными средствами сельского поселения, нарушила условия получения бюджетных средств, а именно: не обеспечила до завершения 2016 финансового года фактическое софинансирование мероприятия «Реконструкция автомобильной дороги Михеево – Путилова Гора в Комсомольском районе Ивановской области», в размере не менее 5% от объёма предоставленной субсидии из областного бюджета, что привело к дополнительному расходованию средств областного бюджета в сумме 804.818,62 рублей.

Решением судьи Комсомольского районного суда Ивановской области от 12 марта 2018 года постановление врио начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО от 27 декабря 2017 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1, – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, ФИО1 просит отменить решение судьи и постановление о привлечении её к административной ответственности, производство по делу прекратить, указывая, что вменение Службой государственного финансового контроля Ивановской области правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ, выявленного по результатам проверки администрации Писцовского сельского поселения, необъективно. Заявитель обосновала свою позицию следующим.

Администрация сельского поселения, участвуя по соглашению в государственной программе «Развитие транспортной системы Ивановской области» за счёт межбюджетных трансфертов из бюджета Комсомольского муниципального района, осуществляла полномочия по «Реконструкции автомобильной дороги Михеево-Путилова Гора в Комсомольском районе Ивановской области» в рамках действующего законодательства в части соблюдения условия софинансирования расходов из местного бюджета на исполнение расходного обязательства в объёме не менее 1% в соответствии с условиями предоставления и методикой распределения субсидии, утверждёнными постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 №447-п (в редакции от 21.12.2015) «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Развитие транспортной системы Ивановской области», в связи с чем направила заявку в Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, указав стоимость объекта 23.980.000,00 рублей (объёмы софинансирования: областной бюджет 99% - 23.740.180,00 рублей, местный бюджет 1% - 239.820,00 рублей). Заявка от Администрации на софинансирование реконструкции автомобильной дороги поступила в Департамент в установленный для их приёма срок с 01.01.2016 по 01.03.2016 и соответствовала п.5 Условий предоставления субсидии, согласно которому доля расходов местного бюджета в софинансировании мероприятия должна составлять не менее 1% стоимости мероприятия на текущий год. Согласно результатам отбора муниципальных образований для предоставления субсидии, утверждённого распоряжением Департамента от 15.03.2016 №10, определён её размер, предоставляемый Писцовскому сельскому поселению, и объём средств местного бюджета на софинансирование (в тех же размерах, что были указаны в заявке), подготовлен проект постановления Правительства Ивановской области об утверждении перечня указанных мероприятий, который 22.03.2016 согласован главным правовым управлением 04.04.2016 и принят правительством Ивановской области (Постановление от 06.04.2016 №88-п «Об утверждении перечня мероприятий, софинасируемых за счёт субсидий, предоставляемых местным бюджетам из дорожного фонда Ивановской области на строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения с твёрдым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт, в 2016 году»). В результате на реконструкцию автомобильной дороги Михеево - Путилова Гора в Комсомольском районе Ивановской области Писцовскому сельскому поселению Комсомольского муниципального района предоставлена заявленная субсидия в размере 23.740.180,00 рублей. Согласно заключённому 25.04.2016 между Департаментом и администрацией поселения соглашению №АШ-С/8 о предоставлении в 2016 году из дорожного фонда Ивановской области субсидии в размере 23.740.180,00 рублей бюджету Писцовского сельского поселения на проведение указанного мероприятия, администрация обязалась обеспечить направление в 2016 году средств бюджета Писцовского сельского поселения в размере 239.820,00 рублей.

Постановлением правительства Ивановской области от 23.03.2016 №65-п «О предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области» утверждены правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, и в соответствии с их пп.Б п.5 в качестве условий предоставления и расходования субсидий порядками предоставления субсидий предусматриваются, кроме прочего, требование о наличии в бюджетах муниципальных образований Ивановской области бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета; доля расходов областного бюджета в финансовом обеспечении соответствующих расходных обязательств не должна превышать 95%, а для высокодотационных муниципальных образований - 99%; кроме того, в силу абз.2 п.3 постановления правительства Ивановской области от 23.06.2017 №251-п, внёсшего изменения в постановление Правительства Ивановской области от 23.03.2016 №65-п, действие указанных положений абз.1 пп.Б п.5 распространяется на правоотношения, возникшие с 01.06.2017.

ФИО1 считает, что в данном случае имеет место обратная сила закона, под которой в правоведении понимается законодательная норма, распространяющая действие закона на период, когда он еще не был введён. Заявитель обращает внимание на положения гражданского законодательства о договоре, согласно которому он должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключённых договоров и другие; отмечает, что договор о предоставлении субсидии считается заключённым с момента акцептования оферты администрации Писцовского сельского поселения Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области путём вынесения распоряжения от 15.03.2016 №10, то есть на момент действия норм закона, касающихся доли софинансирования указанных мероприятий из местного бюджета в размере 1%; а также настаивает на том, что на момент подачи администрации заявки на участие в государственной программе 29.01.2016 и заключения соответствующего соглашения 25.04.2016 действовали правовые нормы о доле софинансирования из средств местного бюджета в размере 1%, в связи с чем оснований для изменения доли софинансирования мероприятия за счёт бюджета Писцовского сельского поселения до 5% в 2016 году отсутствовали, так как правила об изменении размера доли софинансирования распространяются на отношения, возникшие с 01.06.2017.

Кроме того, ФИО1 считает, что главным распорядителем бюджетных средств дорожного фонда Ивановской области является Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, в полномочия которого входит целевое и эффективное использование субсидии, тогда как, администрация Писцовского сельского поселения обязывалась обеспечить направление средств местного бюджета на софинасирование мероприятия, то есть ответственным за обеспечение соблюдения условий и порядка предоставления субсидий, нарушение которых необоснованно вменяется администрации сельского поселения, является Департамент. По соглашению от 25.04.2016 №АШ-С/8 администрация поселения является получателем субсидии и муниципальным заказчиком, а главным распорядителем бюджетных средств выступает Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, то есть при квалификации правонарушения службой государственного финансового контроля Ивановской области произведена замена одного субъекта правоотношения другим.

Заявитель, наряду с вышеуказанным, обращает внимание на то, что вывод судьи в решении о рассмотрении Департаментом заявок и прохождение администрацией отбора не является основанием для предоставления субсидии, а является основанием для включения мероприятия в перечень мероприятий, софинансируемых за счёт средств субсидий, противоречит пункту 10 Условий предоставления субсидии, согласно которому Департамент в течение 15 дней после получения заявки рассматривает представленные муниципальным образованием Ивановской области документы, указанные в методике, устанавливает соответствие муниципального образования Ивановской области условиям предоставления и расходования субсидий и критериям отбора, и производит расчёт размера субсидии, предоставляемой бюджету данного муниципального образования Ивановской области; ссылается на неверность применённого Службой государственного финансового контроля Ивановской области Классификатора нарушений (рисков), утверждённого руководителем Федерального казначейства 19.12.2017, ввиду вменения совершение правонарушения 01.01.2017 по результатам проведенной проверки в срок с 20.11.2017 по 04.12.2017.

В итоге ФИО1 считает, что администрацией Писцовского сельского поселения Ивановской области соблюдены цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями, установленные нормативным правовыми актами Ивановской области, положения бюджетного законодательства, правовых актов Ивановской области не нарушены и какого-либо вреда не причинено.

На жалобу ФИО1 начальником службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО поданы возражения, в которых она находит жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Явившейся в судебное заседание Шиловской О.В., защитнику ФИО1, разъяснены процессуальные права. Отводов и ходатайств не поступило.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении дела не заявляла. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотрение жалобы в ее отсутствие.

Выслушав защитника Шиловскую О.В., поддержавшей жалобу ФИО1, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Признавая ФИО1 виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда исходили из того, что она, являясь должностным лицом, обладая необходимыми возможностями для соблюдения требований законодательства, не обеспечила до завершения 2016 финансового года фактическое софинансирование мероприятия «Реконструкция автомобильной дороги Михеево - Путилова Гора в Комсомольском районе Ивановской области», в размере не менее 5% от объёма предоставленной субсидии из областного бюджета, что привело к дополнительному расходованию средств областного бюджета в сумме 80.4818,62 рублей.

Судьей в решении указано, что ФИО1 не обращалась в администрацию Комсомольского муниципального района Ивановской области по увеличению субсидии на реконструкцию автодороги до 5%.

Доводы заявителя и его защитника о том, что отбор муниципальных образований для предоставления субсидии в 2016 году был осуществлён, и результаты были утверждены до вступления в силу постановления Правительства Ивановской области от 23.03.2016 №70-п (вступило в законную силу 24.03.2016), со ссылкой на нормы ГК РФ о договоре судом признаны несостоятельными.

Указанные выводы нахожу не основанными на законе.

В соответствии со ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Согласно установленным обстоятельствам получения бюджетом администрации Писцовского сельского поселения субсидии из областного бюджета заявка от администрации Писцовского сельского поселения на софинансирование реконструкции автомобильной дороги поступила в Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в установленный для их приёма срок с 01.01.2016 по 01.03.2016 и соответствовала п.5 Условий предоставления субсидии, согласно которому доля расходов местного бюджета в софинансировании мероприятия должна составлять не менее 1% стоимости мероприятия на текущий год, то есть в период действия положений о соответствующем размерном софинансировании согласно постановлению Правительства Ивановской области от 13.11.2013 №447-п (в редакции от 21.12.2015) «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Развитие транспортной системы Ивановской области».

15.03.2016 распоряжением Департамента №10 определён и утверждён размер предоставляемой сельскому поселению субсидии, а также объём средств местного бюджета на софинансирование (областной бюджет 99% - 23.740.180,00 рублей, местный бюджет 1% - 239.820,00 рублей).

06.04.2016 принято постановление правительства Ивановской области №88-п «Об утверждении перечня мероприятий, софинасируемых за счёт субсидий, предоставляемых местным бюджетам из дорожного фонда Ивановской области на строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения с твёрдым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт, в 2016 году», утвердившее решение о предоставлении администрации Писцовского сельского поселения субсидии с установлением размера расходов местного бюджета в софинансировании мероприятия не менее 1% стоимости мероприятия.

Вместе с тем до этого момента постановлением правительства Ивановской области от 23.03.2016 №65-п «О предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области» (вступило в силу 24.03.2016 г.) порядок софинансирования при получении субсидии был изменен.

В соответствии с абз.1 подпункта «б» п.5 указанного Постановления доля расходов областного бюджета (за исключением расходов на предоставление межбюджетных трансфертов местным бюджетам, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета, безвозмездных поступлений от некоммерческой организации "Фонд развития моногородов") в финансовом обеспечении соответствующих расходных обязательств не должна превышать 95%, а для высокодотационных муниципальных образований Ивановской области и муниципальных образований Ивановской области, включенных в Перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 N 1398-р, в случае предоставления им субсидий на реализацию мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в моногороде, - 99%. Писцовское сельское поселение Комсомольского муниципального района к числу высокодотационных не относится. Следовательно, доля расходов местного бюджета на исполнение расходного обязательства должна составлять не менее 5%.

Однако 23.06.2017 года принято постановление правительства Ивановской области №65-п, согласно которому действие положений абзаца 1 подпункта «б» п.5 распространяется на правоотношения, возникшие с 01.06.2017.

Данный нормативный правовой акт улучшает положение ФИО1, поскольку процесс получения сельским поселением субсидии был завершен до 1.06.2017 года, что исключает привлечение ее к административной ответственности.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии обстоятельств, в силу которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

В связи с указанным постановление должностного лица о привлечении главы Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области ФИО1 к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ (в редакции закона от 23.07.2013 №252-ФЗ), и решение судьи Комсомольского районного суда Ивановской области от 12 марта 2018 года об оставлении постановления по делу об административном правонарушении без изменения подлежат отмене, производство по делу – прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ

решил:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление врио начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области от 27 декабря 2017 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.15.15.3 КоАП РФ и решение судьи Комсомольского районного суда Ивановской области от 12 марта 2018 года об оставлении постановления без изменения отменить.

Производство по делу прекратить на основании п.9 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Судья Ивановского областного суда: Матвеев Н.А.