Дело № 21-70/2022 судья Кузьмина Т.В.
69RS0040-02-2021-007240-75
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тверь 16 февраля 2022 года
Судья Тверского областного суда Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 27 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 2 ст. 59.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением административной комиссии города Твери № от 14 сентября 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 59.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Твери от 27 декабря 2021 года постановление должностного лица № от 14 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 2 ст. 59.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в отношении ФИО1 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Тверской областной суд, ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить. Считает, что вынесенное судом решение основано на неправильно исследованных материалах дела, которым, по его мнению, дана неправильная юридическая оценка, искажающая факты, установленные в ходе рассмотрения дела, а также судом не применены необходимые для рассмотрения дела нормы права, что противоречит закону. Полагает, что в решении судьи не нашли отражения данные ФИО1 разъяснения об обстоятельствах произошедшего 21 августа 2021 года события и разъяснения о несоставлении протокола об административном правонарушении в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы и дополнений к ней, выслушав ФИО1, поддержавшего доводы жалобы и дополнений к ней, прихожу к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 59.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» торговля и оказание услуг населению вне мест, установленных для этого органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, в том числе торговля с рук, лотков, автомашин на улицах, площадях, во дворах, в подъездах, скверах и т.п., за исключением развозной торговли в сельских поселениях Тверской области, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 59.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-30 «Об административных правонарушениях» повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей.
Из постановления по делу об административном правонарушении № от 14 сентября 2021 года следует, что ФИО1 привлечен к административной ответственности по п. 2 ст. 59.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-30 «Об административных правонарушениях» за то, что 21 августа 2021 года в 12 часов 39 минут ФИО1, являясь лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 59.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», находясь по адресу: <адрес>, напротив дома №, осуществлял торговлю облепихой с рук. Место осуществления данным лицом торговли не отнесено к территориям ярмарочных зон и рынков, а также не включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов, в том числе объектов по оказанию услуг, на территории города Твери, утвержденную постановлением администрации города Твери от 23 апреля 2021 года № 445.
Рассматривая жалобу на указанное постановление по делу об административном правонарушении в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, судья районного суда, пришел к выводу о том, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 59.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», подтверждается совокупностью представленных доказательств.
С состоявшимися по делу актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения указанной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При рассмотрении судьей районного суда жалобы на постановление о назначении административного наказания, а также в настоящей жалобе ФИО1 последовательно указывал на то, что должностное лицо к нему не подходило, права не разъясняло и не предлагало составить протокол и расписаться в нем, о том, что в отношении него вынесено постановление о привлечении к административной ответственности он узнал, когда на госуслугах появилась информация о необходимости оплатить штраф.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Из части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше и иными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и его непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении, иных процессуальных документов, и внесении изменений в них. В связи с изложенным, должностное лицо административного органа не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять либо вносить изменения в указанные протоколы.
Вместе с тем, в материалах настоящего дела каких-либо объективных и бесспорных доказательств, подтверждающих составление протокола об административном правонарушении в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, а также законности совершенных процессуальных действий при составлении протокола, не содержится.
Имеющиеся противоречия между объяснениями должностного лица относительно обстоятельств составления протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1, данными им в судебном заседании при рассмотрении жалобы судьей районного суда, и позицией ФИО1 о том, что в его присутствии протокол об административном правонарушении не составлялся, при отсутствии иных доказательств, свидетельствуют о наличии неустранимых сомнений, которые в силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
Кроме того, положениями ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При этом согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Приходя к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 59.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», судья районного суда сослался, в том числе, на такие доказательства как протокол об административном правонарушении от 21 августа 2021 года и материал фотофиксации административного правонарушения.
Вместе с тем, приобщенное к материалам дела одно фотоизображение, зафиксировавшие факт нахождения 21 августа 2021 года ФИО1 рядом с лотками, в которых находились ягоды по адресу: <адрес>, напротив дома №, не позволяет сделать объективный вывод о том, что ФИО1 осуществлял торговлю данными ягодами, поскольку нахождение последнего в непосредственной близости от лотков с ягодами, при отсутствии фиксации каких-либо действий по передаче товара иным лицам и получении оплаты, само по себе не свидетельствует об осуществлении им торговли.
Более того, из пояснений ФИО1, данных в судебном заседании 17 декабря 2021 года, а также при рассмотрении жалобы областным судом, следует, что облепиха ему не принадлежала, на фотографии, являющейся приложением к протоколу, он просто стоит и ничего не трогает, по просьбе знакомого присматривает за его вещами.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Наличие вины применительно к вмененному административному правонарушению не презюмируется, а подлежит доказыванию.
Привлекая к административной ответственности, административный орган не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что по данному делу вина ФИО1 в совершении вмененного ему административного правонарушения объективными доказательствами, полученными в установленном законом порядке, материалами дела не подтверждена.
В силу положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии города Твери № от 14 сентября 2021 года и решение судьи Центрального районного суда города Твери от 27 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 2 ст. 59.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях» подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление административной комиссии города Твери № от 14 сентября 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 27 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 2 ст. 59.1 Закона Тверской области от 14 июля 2003 года № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», в отношении ФИО1 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.А. Каширская