Судья Сергиенко Н.Н. Дело № 21-70/2024
УИД 57RS0023-01-2023-005949-90
РЕШЕНИЕ
9 февраля 2024 года город Орел
Судья Орловского областного суда Дятлов М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу Токмакова Андрея Васильевича на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области Гридяева Сергея Петровича № от 3 ноября 2023 года, решение судьи Советского районного суда города Орла от 26 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Токмакова Андрея Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области Гридяева С.П. № от 3 ноября 2023 года заместитель начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области (далее также – Департамент) Токмаков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, Токмаков А.В. обжаловал его в районный суд.
Решением судьи Советского районного суда города Орла от 26 декабря 2023 года постановление должностного лица Управления Федерального казначейства по Орловской области от 3 ноября 2023 года оставлено без изменения.
В жалобе, подданной в Орловский областной суд, Токмаков А.В. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, ссылаясь на их незаконность.
Приводит доводы о том, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом при вынесении решения были неправильно применены нормы материального права.
Указывает, что межбюджетные трансферты на мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод в 2021-2022 годах Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области Федеральным агентством водных ресурсов не выделялись и соответственно Департаментом не расходовались.
Полагает, что дата совершения административного правонарушения определена не правильно 16 января 2023 года, поскольку в этот день он никаких действий не выполнял, отчет подготовил и отправил на согласование 12 января 2023 года.
Считает, что не является субъектом вмененного административного правонарушения и необоснованно привлечен к административной ответственности.
Должностное лицо административного органа Гридяев С.П., вынесший постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, судьей областного суда постановлено рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив жалобу, заслушав объяснения Токмакова А.В., поддержавшего жалобу, возражения на жалобу представителя должностного лица Гридяева С.П. – Ставцевой В.С., прокурора по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Орловской области Талибуллина Р.Г., оснований для отмены постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не нахожу.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Статьей 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Согласно части 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, за исключением иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемых на материальное обеспечение деятельности сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их помощников, правила предоставления и распределения которых устанавливаются соответственно актами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 629 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 6, 8 Правил уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, указанные в п. 2 Правил, направляет в Федеральное агентство водных ресурсов ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, а также направляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заверенные в установленном порядке копии нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое использование субвенций и достоверность отчетности, представляемой в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.
Приказом Минприроды России от 22 октября 2020 года № 843 утверждена форма представления отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений согласно приложению 2.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Орловской области проведена проверка исполнения бюджетного законодательства при реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов».
По результатам проведенной проверки выявлены нарушения порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, а именно в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области в 2020 - 2023 годах предоставлялись средства из федерального бюджета в виде субвенций.
Согласно разделу II «Целевые прогнозные показатели» отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за январь - декабрь 2021 года, за январь - декабрь 2022 года предусмотрены мероприятия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а именно: доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности; протяженность па конец года расчищенных, углубленных, зарегулированных участков русел рек; протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности; доля населения, проживающая на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий территории, в общей численности населения, проживающего на территориях Российской Федерации, подверженных негативному воздействию вод; протяженность участков русел рек, нуждающихся в проведении противопаводковых мероприятий, которые согласно данным отчетов выполнены в полном объеме.
Вместе с тем вышеуказанные показатели не выполнены, Департаментом мероприятия в рамках осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации, не проводились.
В нарушение пункта 8 Правил отчеты о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за 2021 и 2022 годы, направленные Департаментом в Федеральное агентство водных ресурсов содержат недостоверные данные, а именно: в разделе II «Целевые прогнозные показатели» отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за 2021-2022 годы, отражены показатели за фактически невыполненные мероприятия.
Согласно данным отчета за январь-декабрь 2021 года, показатель «доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, дноуглублению, спрямлению, расчистке от завалов, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в проведении противопаводковых мероприятий» составляет 1,10 %, показатель «доля населения, проживающая на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий территории, к общей численности населения, проживающего на территориях Российской Федерации, подверженных негативному воздействию вод» - 4,66 %. При этом, в отчете за январь-декабрь 2022 года те же показатели составляют 1,08 % и 4,72 % соответственно при неизменных показателях «протяженность на конец года расчищенных, углубленных, зарегулированных участков русел рек» - 8,64 км., «протяженность участков русел рек, нуждающихся в проведении противопаводковых мероприятий (включая протяженность участков, на которых осуществлены соответствующие, работы» - 799,038 км., «численность населения, проживающего на конец года на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий и мероприятий по предотвращению разрушения берегов территории» - 1,76 тыс. чел., «численность населения, проживающего на территориях субъекта Российской Федерации, подверженных негативному воздействию вод (включая численность населения, проживающего на территориях, защищенных в результате строительства сооружений инженерной защиты, проведения противопаводковых мероприятий и мероприятий по предотвращению разрушения берегов территории» - 37,78 тыс. чел.
Таким образом, в отчете за январь - декабрь 2021 года на 0,02 % завышен показатель «доля протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности, дноуглублению, спрямлению, расчистке от завалов, к общей протяженности участков русел рек, нуждающихся в проведении противопаводковых мероприятий», в отчете за январь - декабрь 2022 года на 0,06 % завышен показатель «доля населения, проживающая на защищенной в результате проведения противопаводковых мероприятий территории, к общей численности населения, проживающего на территориях Российской Федерации, подверженных негативному воздействию вод», то есть в указанных отчетах содержатся недостоверные данные, что является нарушением порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Приказом Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 1 марта 2019 года №-к Токмаков А.В. назначен на должность заместителя начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области.
Согласно письму Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 30 августа 2023 года № должностным лицом, ответственным за составление отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансирования обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых показателей осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за 2021 – 2022 годы является Токмаков А.В.
В силу подпункта 35 пункта 3.2 Должностного регламента государственного гражданского служащего Орловской области, замещающего должность заместителя начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области, утвержденного 1 марта 2019 года руководителем Департамента, заместитель начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области обеспечивает реализацию мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Орловской области.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения заместителем прокурора Орловской области дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Токмакова А.В.
Административное дело направлено прокурором для рассмотрения по существу в Управление Федерального казначейства по Орловской области.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области Гридяева С.П. № от 3 ноября 2023 года заместитель начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Токмаков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Проверяя законность постановления должностного лица административного органа, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины должностного лица Токмакова А.В. в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Фактические обстоятельства дела и вина Токмакова А.В. в совершении вмененного ему административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами: постановлением заместителя прокурора Орловской области от 13 сентября 2023 года о возбуждении дела об административном правонарушении (т.д. 1 л.д. 73-77); письмом руководителя Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области ФИО6 от 30 августа 2023 года №, согласно которому Токмаков А.В. является должностным лицом, ответственным за составление отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансирования обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых показателей осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за 2021 – 2022 годы (т.д. 1 л.д. 82); копиями отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений за 2021 и 2022 годы (т.д. 1 л.д. 87-91, 92, 94-99); должностным регламентом государственного гражданского служащего Орловской области, замещающего должность государственной гражданской службы Орловской области заместителя начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области, утвержденным руководителем Департамента 1 марта 2019 года (т.д. 1 л.д. 100-107); приказом руководителя Департамента №-к от 1 марта 2019 года о назначении Токмакова А.В. на должность заместителя начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования с 6 марта 2019 года (т.д. 1 л.д. 108); ответом на представление Управления Федерального казначейства по Орловской области об устранении причин и условий бюджетных нарушений руководителя Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области на представление от 15 августа 2023 года № 5-2-3347 (т.д. 1 л.д. 211-212); иными доказательствами, получившими надлежащую оценку судьи районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к правильному выводу о виновности Токмакова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, о том, что межбюджетные трансферты на мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод в 2021-2022 годах Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области Федеральным агентством водных ресурсов не выделялись, были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в обжалуемых актах, и не влекут их отмену.
Признавая несостоятельным указанный довод, должностное лицо административного органа правильно указал, что в 2021-2022 годах Орловской области из федерального бюджета выделялась субвенция на реализацию мероприятий федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов», получателем которой являлся Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области, при этом тот факт, что на ряд мероприятий в рамках указанного проекта, в том числе, на осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в 2021-2022 годах денежных средств не выделялось, не освобождает Департамент от обязанности подавать, утвержденные Приказом Минприроды России от 22 октября 2020 года № 843 отчеты, которые составлялись и подавались в Федеральное агентство водных ресурсов, и как установлено, содержали недостоверные данные, что является нарушением порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Довод жалобы о том, что Токмаков А.В. необоснованно привлечен к административной ответственности, так как не является субъектом вмененного административного правонарушения, нельзя признать состоятельным.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Материалами дела, в том числе Приказом Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 1 марта 2019 года №; письмом Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области №; Должностным регламентом государственного гражданского служащего Орловской области, замещающего должность заместителя начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области, утвержденного 1 марта 2019 года, подтверждается, что Токмаков А.В., являясь должностным лицом, не исполнил надлежащим образом свои служебные обязанности и допустил нарушение требований бюджетного законодательства.
Вопреки доводам жалобы, днем совершения административного правонарушения, правильно определена дата направления 16 января 2023 года в Федеральное агентство водных ресурсов последнего отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом исследования и проверки должностного лица административного органа и судьи районного суда, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих актах, и не опровергают наличие в действиях Токмакова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей районного суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении Токмакова А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом Управления Федерального казначейства по Орловской области в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае отсутствуют. Также отсутствует совокупность всех обстоятельств, необходимых для применения положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принятые по делу постановление должностного лица административного органа и судебное решение сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области Гридяева Сергея Петровича № от 3 ноября 2023 года, решение судьи Советского районного суда города Орла от 26 декабря 2023 года, вынесенные в отношении заместителя начальника отдела водных ресурсов управления экологического надзора и природопользования Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области Токмакова Андрея Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Токмакова Андрея Васильевича - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья М.В. Дятлов