судья Куренных Е.В.
дело №7-1649/2021 (21-710)
Р Е Ш Е Н И Е
г.Пермь 14 июля 2021 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Баскова П.В., действующего в интересах администрации Чусовского городского округа на постановление заместителя начальника 19 ОНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от 02.03.2021, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 21.05.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Чусовского городского округа,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника 19 ОНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от 02.03.2021 № 81 администрация Чусовского городского округа (далее администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Решением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 21.05.2021 вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба -без удовлетворения..
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Басков П.В. просит об отмене решения судьи районного суда и постановления должностного лица, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указав, что администрация не является субъектом правонарушения, поскольку гарантирующей организацией в сфере пожарной безопасности является МКУ «Управление по обеспечению первичных мер пожарной безопасности».
При рассмотрении жалобы в краевом суде законный представитель администрации Чусовского городского округа, защитник Басков П.В., извещенные о времени и месте судебного заседания, участие не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6,6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет административную ответственность.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, определены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04 2012 № 390 (действовавшими в периоде совершения рассматриваемого нарушения).
При этом наряду с Правилами противопожарного режима также действуют и иные нормативные документы по пожарной безопасности и нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности, утверждённые в установленном порядке (статьями 1,2 Закона о пожарной безопасности).
Как следует из материалов дела, 04.08.2020 произошел пожар в здании пилорамы и сарая, расположенных по адресу: Пермский край, Чусовское городское поселение, <...>. При тушении пожара были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно нарушение статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктов 8.6, 9.11, 10.4 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178 (далее - СП 8.13130.2009), в частности на территории деревни, где произошёл пожар, подвоз воды пожарной техникой осуществлялся на расстоянии более 200 метров – 0,7 километра (700 м.).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации Чусовского городского округа протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения администрации к административной ответственности.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что свод правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утверждённый приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178, устанавливающий требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, в данной ситуации подлежит применению, и неисполнение установленных правил свидетельствует о нарушении требований пожарной безопасности.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах округа.
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности приведены в статье 19 Закона о пожарной безопасности.
В силу статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 названного Федерального закона.
Разрешая жалобу на указанное постановление, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу, что совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о наличии в действиях администрации нарушения требований пожарной безопасности.
Оценка собранных по делу доказательств произведена судьёй районного суда в соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все выводы судьи должным образом мотивированы.
Доводы жалобы, поданной в краевой суд, аналогичны по своему содержанию доводам жалобы, поданной в городской суд, и связаны с несогласием защитника с правильными выводами, как должностного лица, так и судьи, о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки утверждению заявителя о том, что администрация муниципального образования не является субъектом административного правонарушения, из анализа положений статьей 19, 20, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьей 4, 6, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 9 части 1 статьи 1, части 3 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Чусовского городского округа, на администрацию как орган местного самоуправления возложены обязанности по соблюдению правил противопожарной безопасности, в том числе путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения, в границах муниципального образования, независимо от принадлежности водопроводной сети.
Доводы заявителя о том, что пилорама и сарай является производственным объектом и ответственность за противопожарное водоснабжение несет собственник объекта, подлежат отклонению, поскольку создание в целях пожаротушения условий для забора воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, входит в полномочия органов местного самоуправления (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности»). В соответствии с пунктом 94 ППБ 01-03 поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В случае отсутствия естественных водоемов в границах сельских населенных пунктов органы местного самоуправления должны создать для забора воды в целях пожаротушения искусственные источники наружного водоснабжения, в том числе и водонапорные башни.
При изложенных обстоятельствах, прихожу к выводу о правомерности возложения обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории на администрацию. Материалами дела подтверждено, что администрация Чусовского городского округа не в полном объеме реализует полномочия в области пожарной безопасности, предоставленные статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Обязанность соблюдать Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ N 313 от 18.06.2003 лежит на администрации Чусовского городского округа.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено по правилам, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом учтены характер правонарушения, имущественное положение юридического лица и иные заслуживающие внимание обстоятельства.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации г. Перми допущено не было.
При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление заместителя начальника 19 ОНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от 02.03.2021, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 21.05.2021 оставить без изменения, жалобу защитника Баскова П.В., действующего в интересах администрации Чусовского городского округа – без удовлетворения.
Судья – подпись