ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-711 от 08.09.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Селютина С.Л.

Дело № 7-1349/2020 (21-711)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 08 сентября 2020 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никулиной Е.В., с участием ФИО1, рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1, защитника Байдина Константина Сергеевича на постановлением начальника управления охраны и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 27 декабря 2020 г., решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 10 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1

у с т а н о в и л:

постановлением начальника управления охраны и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 27 декабря 2020 г. № 05-01/120-19 директор общества с ограниченной ответственностью «Восход» (далее - ООО «Восход», общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 10 июля 2020 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ФИО1, защитника Байдина К.С., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ФИО1, защитник Байдин К.С. просят постановление должностного лица, решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить, указывая на их незаконность и необоснованность, ссылаясь на допущенные процессуальные нарушения статей 24.4, 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела; противоречие выводов судьи обстоятельствам дела.

В судебном заседании в краевом суде ФИО1, жалобу поддержал.

Защитник Байдин К.С., в судебном заседании в краевом суде, извещенный надлежаще, участие не принимал.

Изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, материал проверки КУСП № 2170 от 11 ноября 2019 г., дополнительные документы, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Оспариваемым постановлением ФИО1 признан виновным в том, что являясь руководителем ООО «Восход», являвшегося арендатором лесного участка, в период с 20 февраля 2018 г. по 11 декабря 2018 г. осуществляя заготовку древесины сплошным способом рубки в делянке ** выдела ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» не обеспечил выполнение работ по очистке мест рубок от порубочных остатков на площади 5 га, а также оставлена не вывезенная в установленный срок древесина на лесосеке породы сосна и береза общим объемом 30 м3.

Согласно положениям части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

ФИО1 и защитник Байдин К.С. в жалобе, поданной в районный суд, при ее рассмотрении судьей, а также в настоящей жалобе последовательно указывают на нарушение права на защиту при рассмотрении дела должностным лицом, в связи с допущенными процессуальными нарушениями.

Положениями статьи 29.7 КоАП РФ определен порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, который является обязательным для органов и должностных лиц, судей, рассматривающих дело об административном правонарушении и назначающих административное наказание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что административное взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет, лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В силу части 1 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

В обоснование доводов жалобы о допущенных процессуальных нарушениях заявителями жалобы представлена аудиозапись рассмотрения дела должностным лицом, содержание которой подтверждает нарушение должностным лицом рассматривающим дело порядка рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ФИО1

Согласно части 3 статьи 24.3 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Указанные положения позволяют лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении с помощью средств аудиозаписи без разрешения должностного лица, рассматривающего дело. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ представленная аудиозапись рассмотрения дела должностным лицом принимается как документ имеющий значение для производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности.

В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно аудиозаписи должностным лицом разъяснение прав, участникам, присутствовавшим при рассмотрении дела ограничилось вопросом известна ли им глава 25 Кодекса. Согласно главе 25 КоАП РФ «Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности», содержит 16 статей, с правами и обязанностями различных участников производства по делу, подобное разъяснение прав не соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, поскольку не свидетельствует о том, что должностным лицом разъяснены права применительно к процессуальному положению лиц участвовавших в рассмотрении дела.

Таким образом, в нарушение статей 25.1, 25.5, пункта 5 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ должностным лицом рассматривающим дело Н. не были разъяснены права участникам производства по делу об административном правонарушении.

Эти обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, так как они повлекли за собой рассмотрение дела при условии, когда лицо, привлекаемое к административной ответственности не было уведомлено о тех правах, которые гарантированы ему при производстве по настоящему делу, и которыми он мог реально воспользоваться.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; при продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение (часть 2).

Статьей 24.4 КоАП РФ определено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.

По смыслу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В материалах дела об административном правонарушении имеются письменные ходатайства, заявленные ФИО1 и защитником Байдиным К.С. от 27 декабря 2020 г. об осмотре делянки с участием представителя ООО «Восход», допросе свидетеля Ш. Заявление указанных ходатайств при рассмотрении дела, подтверждается содержанием аудиозаписи. Данные ходатайства в установленном статьей 24.4 КоАП РФ порядке должностным лицом разрешены не были. Указание должностным лицом при рассмотрении дела, что ходатайства будут разрешены постановлением, требованиям статьи 24.4 КоАП РФ регламентирующим порядок рассмотрения заявленных ходатайств, не соответствует.

Наряду с указанными нарушениями должностным лицом административного органа не соблюден и порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, регламентированный частью 2 статьи 29.7 КоАП РФ.

Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу части 1 статьи 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Представленная аудиозапись рассмотрения дела и содержание доводов жалобы подтверждают, что должностным лицом 27 декабря 2020 г. одновременно рассматривалось четыре дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.28 и частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ в отношении ФИО1 как должностного лица ООО «Восход» и юридического лица ООО «Восход».

Должностным лицом при рассмотрении дела вопрос о наличии либо отсутствии у ФИО1, защитника Байдина К.С. отвода должностному лицу, рассматривающему дело не выяснялся, при этом были взяты письменные ходатайства, заявленные ФИО1 и защитником Байдиным К.С. по всем четырем делам одновременно и указано, что все 36 ходатайств приобщены к материалам административного дела, без ссылки, к какому делу, и о разрешении ходатайств при вынесении постановлений. После этого должностным лицом разъяснено, что наказание ниже низшего предела назначено быть не может и по каждому делу назначится административный штраф в минимальном размере, предусмотренном КоАП РФ, и указало на изготовление мотивированных постановлений в понедельник, то есть 30 числа. Затем на вопросы участников производства по делу должностное лицо пояснило, какие размеры штрафов предусмотрены частью 1 статьи 8.28, частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ для юридического лица и должностного лица.

Изложенный порядок рассмотрения дела, имевший место 27 декабря 2019 г. при рассмотрении дела об административном правонарушении, в отношении ФИО1 по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, фактически свидетельствует о том, что в нарушение части 2 статьи 29.7 КоАП РФ к стадии исследования доказательств при рассмотрении дела должностное лицо не переходило. Резолютивная часть постановления в материалах дела отсутствует, в мотивированном постановлении, датированном 27 декабря 2019 г. ссылки на ее объявление также не имеется.

Применительно к положениям части 1 статьи 29.11 КоАП РФ указание должностным лицом на назначение минимального штрафа с дальнейшим разъяснением на вопросы лиц участвовавших в рассмотрении дела о размере штрафа, с учетом содержания резолютивной части постановления, имеющегося в деле, обязанность по немедленному объявлению постановления (его резолютивной части) по окончании рассмотрения дела, нельзя признать исполненной.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможность одновременного рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении разных субъектов, что отражено в правовой позиции, изложенной в пункте 24 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Допущенные при рассмотрении дела об административном правонарушении процессуальные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обеспечивают законность привлечения ФИО1 к административной ответственности, являются самостоятельным основанием для отмены постановления. В связи с изложенным доводы жалобы по существу вменяемого нарушения, отсутствия состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ в действиях ФИО1 не рассматриваются, могут быть приведены при новом рассмотрении дела и подлежат проверке.

Фактически доводы жалобы о допущенных должностным лицом существенных процессуальных нарушениях судьей районного суда не проверялись, допущенные нарушения устранены не были.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление начальника управления охраны и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 27 декабря 2020 г. № 05-01/120-19, решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 10 июля 2020 г. законными и обоснованными не являются и подлежат отмене, а дело, с учетом того, что срок давности по настоящему делу не истек, - возвращению на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края уполномоченному должностному лиц.

При новом рассмотрении дела должностному лицу следует учесть изложенное, рассмотреть дело в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установить все имеющиеся значение для дела обстоятельства, исследовать представленные доказательства, при необходимости запросить иные необходимые доказательства, в том числе материалы уголовного дела, и принять законное и обоснованное решение, исходя из установленных обстоятельств.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление начальника управления охраны и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 27 декабря 2020 г. № 05-01/120-19, решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 10 июля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.

Судья - (подпись)