ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-711/2015 от 16.07.2015 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Думан С.И. д. № 21-771/2015

РЕШЕНИЕ

г. Самара 16 июля 2015 года

Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., с участием защитника ООО « Транс-Регион» по доверенности Столярова Н.В., представителя Управления Росреестра по Самарской области ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Транс-Регион» ФИО5 на решение судьи Новокуйбышевского городского суда самарской области от 07 мая 2015 года, которым

постановление заместителя главного государственного инспектора г. о. Новокуйбышевск по использованию и охране земель - заместителя начальника Новокуйбышевского отдела Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица ООО «Транс-регион» к административной ответственности по ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ оставлено без изменения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. о. Новокуйбышевск по использованию и охране земель - заместителя начальника Новокуйбышевского отдела Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Транс-Регион» (далее ООО «Транс-регион» или Общество) привлечено к административной ответственности по ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением Новокуйбышевского городского суда самарской области от 07 мая 2015 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с решением суда, директор ООО «Транс-регион» ФИО5 обратилась в суд с жалобой, в обоснование которой указала, что ООО «Транс-регион» на праве аренды пользуется земельным участком с кадастровым номером 63:04:030159:0005 площадью 2692 кв.м., на котором находятся объекты недвижимого имущества. Изначально земельный участок находился в границах территориальной зоны СЗ «Зона озеленения специального назначения» и на указанном земельном участке не было разрешено, в том числе, осуществлять деятельность по мойке автомашин. Однако для данного земельного участка решением Думы г.о. Новокуйбышевск Самарской области от 05.08.2013г. №498, вид и граница части территориальной зоны СЗ «Зона озеленения специального назначения» изменена на К-1 «Зона коммунальных и складских объектов», что позволяет Обществу осуществлять на территории используемого земельного участка деятельность, связанную с мойкой автомашин. Поэтому считает решение суда незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается на то, что суд дал неправильную оценку обстоятельствам, установленным в рамках дела об административном правонарушении. В связи с этим, заявитель просит состоявшиеся по делу постановление административного органа и решение суда отменить, а производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав Столярова Н.В. поддержавшего доводы жалобы, возражения на доводы жалобы Ряховой Л.В., прихожу к выводу, что основания для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи Новокуйбышевского городского суда отсутствуют.

В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, согласно п. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации являются, в частности, собственники земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.

В соответствии со ст.42 ЗК РФ Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (п.п. 13, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

На территории г. Самары действует Градостроительный регламент (Правила застройки и землепользования в г. Самаре), утвержденные Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001г. № 61 (ред. от 24.04.2014г.) «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре» (далее «Правила»). Согласно Правилам, для каждой территориальной зоны устанавливаются несколько видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Как установлено пунктом 1 статьи 41 указанного Кодекса, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

Из приведенных выше положений следует, что целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах, которым в данном случае является свидетельство о государственной регистрации права. Предоставленный субъекту земельный участок может быть используем им только в соответствии с установленным назначением. Отклонение от этих признаков в процессе использования земли указывает на совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из представленных материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:04:0301051:11 согласно сведений публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Росреестра, а также сведений указанных в правоустанавливающих документах и кадастровой выписке земельного участка от 01.09.2014г. является учтенным, определен вид разрешенного использования - под здание гаража-склада с прилегающей территорией.

Решением Думы г.о.Новокуйбышевск от 19.06.2008г. №490, утверждены Правила землепользования и застройки г.о.Новокуйбышевск с включением территории 220 га. Главой 8 указанных правил определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно Правилам землепользования и застройки г.о.Новокуйбышевск и карте правового зонирования земельный участок находится в зоне СЗ- Зона озеленения специального назначения. Разрешенными видами использования земельных участков и объектов капитального строительства в указанной зоне С-3 предусмотрены виды разрешенного использования:1.Для парковок и стоянок автомобильного транспорта. Деятельность, соответствующая данному виду разрешенного использования - размещение:-стоянок автомобильного транспорта (зданий, сооружений, частей зданий, сооружений или специальных открытых площадок, предназначенных только для хранения автомобилей, не оборудованных для их ремонта или технического обслуживания); -парковок ; 2. Для размещения гаражей. Деятельность, соответствующая данному виду разрешенного использования - размещение: -строительство, реконструкция и эксплуатация гаражей: зданий и сооружений, предназначенных для длительного хранения, технического обслуживания автомобилей (отдельно стоящих, встроенных, подземных, многоэтажных).

В зоне С-3 не предусмотрено вида разрешенного использования по оказанию услуг мойки автомобилей.

Кроме того, фактически осуществляемая деятельность - ремонт автомобилей, шиномонтаж, соответствует условным видам разрешенного использования в указанной зоне.

Согласно ст.39 Градостроительного кодекса РФ, для использования земельных участков в соответствии с условным видом разрешенного использования, необходимо осуществить процедуру изменения вида разрешенного использования. Документов, подтверждающих изменение вида разрешенного использования ООО «Транс-регион» не представлено.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Судом установлено, что в указанной зоне С-3, которая сейчас называется П-3, зона производственных, коммунальных, складски объектов 3 -5 классов опасности. В данной зоне большое количество основных и вспомогательных видов разрешенного использования, в соответствии с которыми можно использовать земельный участок. В соответствии со статьями 41 и 40 ЗК РФ: собственники имеют право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В данном случае есть обязанность собственников и землепользователей и арендаторов, в том числе, соблюдать требования градостроительных регламентов. В данном месте возможно использование земельного участка под автостоянку, под шиномонтаж, автомойку, под станцию технического обслуживания автомобилей, но при этом у собственников и землевладельцев в соответствии с градостроительным законодательством п.4 ст. 73. - Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. У данного земельного участка два правообладателя, то есть муниципалитет и арендатор. В материалах дела проверки имеются документы, а именно договор аренды, в соответствии с которым в аренду передается земельный участок под здание гаража - склада с прилегающей территорией, Так же в материалах дела имеется акт об изменении разрешенного использования части земельного участка под автостоянку. Во время проведения дальнейших проверок не было представлено документов, по которым явно было бы видно, что собственник данного земельного участка выбрал какой-либо из видов разрешенного использования в зоне П-3. В зоне П-3 очень много видов разрешенного использования и какой из них выбрал собственник земельного участка не понятно. Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. В данном случае правообладатель, в соответствии с документами, представленными на проверке, предоставил земельный участок под здание гаража-склада. В дальнейшем он выбрал вид разрешенного использования под автостоянку, но при этом, документы, подтверждающие то, что на данном земельном участке собственник земельного участка предполагает размещение автомойки, шиномонтажа и станции технического облуживания по ремонту автомобиля, предоставлены не были. В договоре аренды прописаны обязанности арендатора. В частности, п. 4.1 2 абзац говорит о том, что арендатор имеет право использовать земельный участок в соответствии с целями, условиями его предоставления. 3 абзац пункт 4.2 предусматривает обязанность арендатора эффективно использовать земельный участок, полученный в аренду в соответствии с целевым назначением, а также разрешенным использованием.

Таким образом, в ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Транс-регион» использует земельный участок площадью 2692 кв.м. не в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и виновность в его совершении подтверждаются следующими доказательствами: предписанием об устранении нарушения использования земельного участка № 05-ю от 04.09.2014 года, актом проверки № 31-ю от 04.09.2014 года, постановлением о назначении административного наказания от 26.09.2014 года, выписками из ЕГРЮЛ, актом № 29 от 03.04.2006 г., договором аренды земельного участка № 1191 от 18.03.2002 г., фототаблицей с места проведения проверки от 04.09.2014 г. и другими материалами дела, достоверность и допустимость которых как доказательств, сомнений не вызывает.

При рассмотрении административного дела судья районного суда правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Транс-Регион» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Доводы жалобы заявителя об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые судом районного суда были исследованы в полном объеме.

В решении суда дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы, указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об оставлении постановления государственного органа без изменения.

Административное наказание ООО «Регион-Транс» в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, назначено в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ должностным лицом и судьей городского суда соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.

Решение судьи Новокуйбышевского городского суда вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.6 -30. 9 КоАП РФ

РЕШИЛ

Постановление заместителя главного государственного инспектора г.о. Новокуйбышевск по использованию и охране земель - заместителя начальника Новокуйбышевского отдела Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 07 мая 2015 года по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ в отношении ООО «Транс-Регион» оставить без изменения, жалобу директора ООО «Транс-Регион» ФИО5 - без удовлетворения.

Судья Самарского областного суда подпись

Копия верна.

Судья