ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-715/2015 от 20.08.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Зубова Е.А.

Дело № 7-1095-2015; 21-715-2015

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Казанцева Е.С., рассмотрев 20 августа 2015 года жалобу государственного инспектора 26 ОНД по Кочевскому, Гайнскому и Косинскому муниципальным районам Коми-Пермяцкого округа УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю К. на решение судьи Косинского районного суда Пермского края от 30 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении *** ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных районов Коми-Пермяцкого округа по пожарному надзору К. от 14 апреля 2015 года № ***** ФИО1 признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением судьи Косинского районного суда Пермского края от 30 июня 2015 года, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ФИО1, постановление государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных районов Коми-Пермяцкого округа по пожарному надзору К. от 14 апреля 2015 года № ** отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения с объявлением ФИО1 устного замечания.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, государственный инспектор Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных районов по пожарному надзору К. с решением судьи не согласен, просит решение судьи отменить и оставить в силе постановление государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных районов Коми-Пермяцкого округа по пожарному надзору К. от 14 апреля 2015 года № ** по следующим основаниям.

Оспаривая выводы суда об отсутствии в действиях *** ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, ссылается на то, что строительные нормы и правила СНиП II-Л.2-72*, действующие на момент строительства здания интерната для *** школы 1968 года постройки, кабинетов производственного общения постройки 1986 года, здания средней школы 1971 года постройки, здания начальной школы 1917 года постройка, здания *** ООШ 1961 года постройки, пункт 4.8 предусматривал высоту дверей и проходов на путях эвакуации не менее 2 метров, ширину дверей не менее 0,8 метров, т.е. предусматривали более высокие требования по сравнению с действующими требованиями СНиП 21-01-97* (не менее 1,9 метров и 0,8 метров соответственно). Тем самым должностным лицом требования ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ в части применения нормативных документов не нарушены. Ссылку суда на ежегодную приемку к новому учебному году и лицензирование в 2013 году школы полагает не имеющими правовое значение, поскольку качество проведений мероприятий по надзору зависит от профессионального уровня подготовки сотрудников, в связи с чем не выявленные при лицензировании школы нарушения, не снимают ответственность с должностного лица.

Оснований для признания административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ не имелось, поскольку нарушения требований пожарной безопасности создают непосредственную угрозу для жизни и здоровья пребывающих на объектах людей, тем самым представляют угрозу охраняемым общественным отношениям.

В судебном заседании Пермского краевого суда представитель надзорного органа К. доводы жалобы поддержал, ФИО1, представитель ФИО2 с жалобой не согласны.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения сторон, судья краевого суда находит решение судьи районного суда подлежащим отмене.

Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. ч. 3-8 настоящей статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Часть 3 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системной пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности»).

В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу положений ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из материалов дела, 31 марта 2015 года в ходе проведения плановой проверки МБОУ «***» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. 08 апреля 2015 года заместителем главного государственного инспектора Кочевского и Косинского муниципальных районов Коми-Пермяцкого округа Пермского края по пожарному надзору Н. в отношении *** ФИО1 составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которым:

31 марта 2015 года в 17 часов 00 минут *** ФИО1 на объектах защиты по адресам: Пермский край, Косинский район, ****, ул. ****, пос. ****, пос. ****, допустила нарушения требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и ч. ч. 3 – 8 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно:

1. В средней школе по адресу: **** не уточнена либо не переработана декларация пожарной безопасности при изменениях требований пожарной безопасности – ст. 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 7 приложения № 1 к приказу МЧС России от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации деклараций пожарной безопасности»;

2. В интернате **** части здания различной функциональной пожарной опасности (лыжная база и интернат) не разделены между собой ограждающей конструкцией с нормируемыми пределами огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности или противопожарной преградой, п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. ч. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 7.4 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

3. На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения, п. 9 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.02.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

4. В мастерских части здания различной функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающей конструкцией с нормируемыми пределами огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности или противопожарной преградой, п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. ч. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: п. 7.4 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

5. Дымовая труба отопительной установки, установленной в котельной, выполнена из металла не заводского изготовления без тепловой изоляции из негорючего материала п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. ч. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 6.6.13 СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование.

6. Веранда, имеющая V степень огнестойкости, пристроена к зданию мастерских II степени огнестойкости, что на одну степень огнестойкости ниже, чем допускается нормативными документами п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. ч. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; Таблица 1, п. 7 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения».

7. В котельной средней школы дверь между помещениями разной функциональной пожарной опасности (котельной и электрощитовой) деревянная, обшитая железом (требуется дверь с нормируемыми пределами огнестойкости), п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. ч. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 5.14, п. 5.18 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

8. В противопожарных разрывах, в 3 метрах от котельной, расположен штабель леса. п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

9. В школе-сад пос. **** руководитель организации не обеспечил наличие на дверях помещений производственного назначения (котельная) обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

10. В начальной школе-детский сад пос. **** в инструкции о мерах пожарной безопасности не отражены необходимые вопросы: расположение мест для курения, допустимое количество людей, которые могут одновременно находится на объекте, п. 461 Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).

11. В инструкции о мерах пожарной безопасности не указаны лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в т.ч. сообщение о возникновении пожара, организацию спасения людей, отключение при необходимости электроэнергии и т.п. п. 462 Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390).

12. В начальной школе с. ****, ул. **** в противопожарных разрывах, в 6 метрах от котельной расположены штабеля леса. п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»,

за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

31 марта 2015 года в 17 часов 00 минут *** ФИО1 на объектах защиты по адресам: ****, ул. ****, ул. ****, ул. ****, нарушила требования пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 – 8 статьи 20.4 КоАП РФ, а именно:

1. Руководитель организации не организовал не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта, с оформлением соответствующего акта проверки, п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

2. В средней школе с. ****, ул. **** при монтаже и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности (пожарной сигнализации) не соблюдаются (не соблюдены) проектные решения (не соответствует: фактическое размещение приемно-контрольного прибора; прокладка, шлейфов сигнализации к прибору; проектом не предусмотрено оснащение пожарными извещателями тамбура школы и т.д.). п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

3. Двери лестничной клетки правого крыла здания, ведущие в общий коридор, не имеют приспособления для самозакрывания, п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. ч. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 6.18* СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

4. Высота эвакуационного выхода из помещения книгохранилища на 1 этаже менее 1,9 метра. ч. 3 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.16 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

5. на втором этаже, около кабинета № 25, расстояние дымового пожарного извещателя до стены более 4,5 метра (фактически 5 метров). ч. 3 ст. 4, п. 2 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 12.28 НПБ 88-2001* Установки пожаротушения и сигнализации.

6. В план эвакуации первого этажа левого крыла не внесены изменения при перепланировке здания. Графическая часть плана не соответствует планировке здания. ч. 3 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.2.2, п. 6.2.3 ГОСТ Р 12.2.143-2009 Системы фотолюминесцентные эвакуационные.

7. Ширина эвакуационного выхода из помещения мужской раздевалки спортивного зала менее 0,8 метра (фактически 54 см). ч. 3 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.16 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

8. Ширина эвакуационного выхода из помещения женской раздевалки спортивного зала менее 0,8 метра (фактически 54 см). ч. 3 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.16 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

9. Ширина эвакуационного выхода из помещения педагогов физической культуры менее 0,8 метра (фактически 54 см). ч. 3 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.16 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

10. Ширина эвакуационного выхода из подсобного помещения спортивного зала менее 0,8 метра (фактически 54 см). ч. 3 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.16 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

11. Ширина лестничной площадки лестницы, расположенной в левом крыле здания, менее ширины марша (марш шириной 1,2 метра, лестничная площадка шириной 97 см.). п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. ч. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 4.22 СНиП П-Л.2-72 Общественные здания и сооружения; п. 6.31 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

12. Ширина лестничной площадки лестницы, расположенной в правом крыле здания, менее ширины марша (марш шириной 1,2 метра., лестничная площадка шириной 0,97 см.). п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. ч. 3, 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 4.22 СНиП П-Л.2-72 Общественные здания и сооружения; п. 6.31 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

13. Лестничная клетка правого крыла здания не имеет выход наружу на прилегающую к зданию непосредственно или через вестибюль, п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. ч. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 6.16, п. 6.29, п. 6.34* СНиП. 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

14. Ширина эвакуационного выхода из помещения дежурного персонала (где установлен прибор АПС) менее 0,8 м. (фактически 50 см). ч. 3 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.16 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

15. В интернате с. ****, ул. **** ширина основного эвакуационного выхода шириной в свету менее 1,2 метра при числе эвакуирующихся более 15 человек. ч. 3 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.16 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

16. При монтаже и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности (пожарной сигнализации) не соблюдаются (не соблюдены) проектные решения (не соответствует: фактически размещение приемно-контрольного прибора; прокладка шлейфов не соответствует), п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Правительством РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

17. Расстояние между дымовыми пожарными извещателями в коридоре более 9 метров. ч. 3 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 12.28 НПБ 88-2001* Установки пожаротушения и сигнализации.

18. В лестничной клетке левого крыла электрощит расположен на высоте менее 2,2 метра от поверхности проступи, выступая из плоскости стен. ч. 3 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.16 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

19. Ширина марша лестницы расположенной в лестничной клетке левого крыла менее 1,35 метра (фактически 1,04 м.). ч. 3 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.29 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

20. Ширина марша лестницы, расположенной в лестничной клетке правого крыла, менее 1,35 метра (фактически 1,03 м.). ч. 3 ст. 4, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.29 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

21. Двери лестничной клетки правого крыла здания, ведущие в общий коридор, не имеют приспособления для самозакрывания, п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 3, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.18* СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

22. Двери лестничной клетки левого крыла здания, ведущие в общий коридор, не имеют приспособления для самозакрывания, п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. ч. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.18* СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

23. Ширина наружных дверей лестничных клеток менее ширины марша лестницы (ширина наружных дверей 0,8 метра), п. 2 4.1 ст. 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.16 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

24. Перед наружной дверью лестничной клетки правого крыла на пути эвакуации перепад высоты, п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 6.28 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

25. Ручной пожарный извещатель в помещении лыжной базы расположен на высоте более 1,5 метра (фактически 1,6 м.). п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 12.41 НПБ 88-2001* Установки пожаротушения и сигнализации.

26. Ручной пожарный извещатель в коридоре расположен на высоте более 1,5 метра (фактически 1,6 метра), п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 12.41 НПБ 88-2001* Установки пожаротушения и сигнализации.

27. Ширина эвакуационного выхода из помещения лыжной базы менее 0,8 метра (фактически 0,74 м.) п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.16 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

28. В помещении лыжной базы расстояние от дымового пожарного извещателя до стены, более 4,5 метра (фактически 8 м.). ч. 3 статьи 4, п. 2 ч. 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 12.28 НПБ 88-2001* Установки пожаротушения и сигнализации.

29. В мастерских при монтаже и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности (пожарная сигнализация и системы оповещения) не соблюдаются (не соблюдены) проектные решения (не соответствует: фактическое исполнение оборудования оповещения), п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановление Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

30. Ручной пожарный извещатель около основного входа расположен на высоте более 1,5 метра (фактически 1,58 м.). п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 12.41 НПБ 88-2001* Установки пожаротушения и сигнализации.

31. Ширина эвакуационного выхода из помещения кондитерской менее 0,8 метра (фактически 0,7 м.). п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 6.16 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

32. Ширина эвакуационного выхода из помещения котельной менее 0,8/Щзфа (фактЩгрйа 0,7 м.). п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 6.16 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

33. В котельной средней школы ручной пожарный извещатель около основного входа расположен на высоте более 1,5 метра (фактически 1,58 м.). п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 12.41 НПБ 88-2001* Установки пожаротушения и сигнализации.

34. В школе-детский сад пос. Солым не обеспечено дублирование светового и звукового сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, ч. 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

35. На объекте отсутствует исполнительная документация на установки системы противопожарной защиты, п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановление Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

36. Приемно-контрольный прибор автоматической пожарной сигнализации установлен в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала, п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 12.48 НПБ 88-2001* Установки пожаротушения и сигнализации.

37. Котельная не защищена автоматической установкой пожарной сигнализации, п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; приложение А, п. А10, таблица А1 СП 5.13130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические».

38. В начальной школе-детский сад пос. **** на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»; РД 78.145-93.

39. В начальной школе с. ****, ул. **** при монтаже и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности (пожарной сигнализации) не соблюдаются (не соблюдены) проектные решения (не соответствует: фактическое размещение приемно-контрольного прибора; прокладка шлейфов сигнализации), п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

40. На объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

41. Ширина эвакуационного выхода из помещения туалета менее 0,8 метра (фактически 0,68 м.). п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 6.16 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

42. В фойе перед лестничной клеткой на пути эвакуации перепад высоты, п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 6.28 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

43. Ручной пожарный извещатель в фойе первого этажа на высоте более 1,5 метра (фактически 1,6 метра), п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 12.41 НПБ 88-2001* Установки пожаротушения и сигнализации.

44. Ручной пожарный извещатель около лестничной клетки на первом этажа на высоте более 1,5 метра (фактически 1,63 метра), п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 12.41 НПБ 88-2001* Установки пожаротушения и сигнализации.

45. Дверь, выходящая в лестничную клетку левого крыла из помещения учительской в открытом положении уменьшает ширину лестничной площадки, п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 6.31 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

46. Ширина эвакуационного выхода из помещения учительской менее 0,8 метра (фактически 0,74 м.). п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 6.16 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

47. Ручной пожарный извещатель около лестничной клетки левого крыла здания на втором этаже на высоте более 1,5 метра (фактически 1,65 метра), п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 12.41 НПБ 88-2001* Установки пожаротушения и сигнализации.

48. Ручной пожарный извещатель около центральной лестничной клетки здания на втором этаже на высоте более 1,5 метра (фактически 1,63 метра), п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 12.41 НПБ 88-2001* Установки пожаротушения и сигнализации.

49. В лестничной клетке правого крыла здания размещается оборудование (радиаторы отопления), выступающее из плоскости стен, на высоте до 2,2 метра от поверхности площадки лестницы, п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 6.32 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

50. В центральной лестничной клетке здания размещается оборудование (радиаторы отопления), выступающее из плоскости стен, на высоте до 2,2 метра от поверхности площадки лестницы, п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 6.32 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

51. Ширина лестничной площадки лестницы левого крыла здания менее ширины марша лестницы, п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 6.31 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.

52. На пути эвакуации второго этажа около лестничной клетки левого крыла здания для покрытия пола применяется материал с неизвестными показателями пожарной опасности, п. 2 ч. 1 статьи 6, ч. 3, ч. 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности; п. 6.25* СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений,

за что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

31 марта 2015 года в 17 часов 00 минут *** ФИО1 на объектах защиты по адресам: ****, ул. ****, ул. ****, ул. ****, нарушила требования пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 – 8 статьи 20.4 КоАП РФ, а именно:

1. В котельной средней школы с. ****, ул. **** для размещения первичных средств пожаротушения в помещении котельной не оборудован пожарный щит, укомплектованный немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению № 6 ППР в РФ, п. 481 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

2. В начальной школе с. ****, ул. **** в помещении технической на светильнике отсутствует колпак (рассеиватель), предусмотренный конструкцией светильника, п. 42 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

3. Для размещения первичных средств пожаротушения в помещении котельной не оборудован пожарный щит, укомплектованный немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению № 6 ППР в РФ. п. 481 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».*, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст.20.4 КоАП РФ,

за что предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.

По данным фактам 14 апреля 2015 года государственным инспектором Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных районов по пожарному надзору К. вынесено постановление № **, которым *** ФИО1 признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Отменяя постановление государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных районов по пожарному надзору от 14 апреля 2015 года, судья районного суда пришел к выводу о том, что в отношении допущенных *** ФИО1 нарушений требований пожарной безопасности, квалифицируемых по ч. ч. 1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ, возможно применение положений о малозначительности, в связи с чем на основании ст. 2.9 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении по ч. ч. 1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ прекратил с объявлением ФИО1 устного замечания.

Оснований согласиться с приведенными выводами судья краевого суда не усматривает.

Прекращая производство по ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о возможности признания допущенных *** ФИО1 нарушений правил пожарной безопасности малозначительными, применил положения ст. 2.9 КоАП РФ с объявлением *** ФИО1 устного замечания. При этом судья руководствовался требованиями действующих СНиП 21-01-97*, СНиП 10-01-94, СНиП 21-01-94, системный анализ которых позволил суду прийти к выводу, что содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным, инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации. Большинство же нарушений правил пожарной безопасности, невыполнение которых вменено должностному лицу, связано с расширением эвакуационных выходов и высоты путей эвакуации, то есть связаны с конструктивным изменением указанных зданий, при этом сведений о том, что данные здания подвергались реконструкции или капитальному ремонту после введения в действие СНиП 21-01-97*, не имеется.

Указанные выводы судьи сделаны без учета приведенных ниже требований и обстоятельств.

Как следует из материалов дела, интернат для *** средней школы принят в эксплуатацию в 1968 году, кабинеты производственного обучения в 1986 году, здание средней школы в 1971 году, здание начальной школы в 1917 году, здание *** ООШ 1961 года постройки.

На момент сдачи зданий в эксплуатацию действовали требования СНиП II-Л.2-72*, утвержденные Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 30 апреля 1972 года, распространяющиеся на проектирование вновь сооружаемых и реконструируемых общественных зданий и сооружений для организаций, учреждений и предприятий (п.1.1). Пункт 4.8 приведенных СНиП предусматривал высоту дверей и проходов на путях эвакуации (в чистоте) не менее 2 метров, ширину дверей не менее 0,8 метра.

Действующие требования СНиП 21-01-97*, принятые и введенные в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, предусматривают высоту эвакуационных выходов в свету не менее 1,9 метра, ширину не менее 1,2 метра - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел., 0,8 метра - во всех остальных случаях.

Таким образом, выявленные нарушения требований пожарной безопасности, связанные с расширением эвакуационных выходов и высоты путей эвакуации в указанных зданиях, квалифицируемые и вмененные ФИО1 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, не отвечают требованиям, предъявляемым к ним, действовавшим на момент строительства и ввода зданий в эксплуатацию - СНиП II-Л.2-72*.

А поскольку действующие требования СНиП 21-01-97* устанавливают требования противопожарной защиты зданий и помещений на всех этапах их создания и эксплуатации, нормы и правила связанные с высотой и шириной эвакуационных выходов и путей эвакуации, являющиеся более щадящими по сравнению с ранее действовавшими СНиП II-Л.2-72* (1,9 м и 0,8 м против 2,0 м и 0,8 м), распространяются без каких-либо исключений на указанные здания.

Факт нарушения *** требований пожарной безопасности в части несоответствия высоты и ширины эвакуационных выходов и путей эвакуации в зданиях требованиям СНиП 21-01-97* материалами дела подтверждается, выводы должностного лица административного органа о совершении юридическим лицом вмененных по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ правонарушений, являются верными. Оснований для признания судьей районного суда о не допущении приведенных выше нарушений правил пожарной безопасности, с учетом изложенного, не имелось.

Также отсутствуют основания согласиться с выводами судьи о недопущении *** требований пожарной безопасности в котельной школы, поскольку нет сведений о том, что ФИО1 являлась ответственным лицом за соблюдение правил пожарной безопасности в здании указанной котельной.

Осуществление ежегодно приемки школы к учебному году, отсутствие выявленных должностным лицом административного органа ранее нарушений правил пожарной безопасности, не свидетельствует об отсутствии факта допущения должностным лицом нарушений, и тем более не освобождает должностное лицо от ответственности. Требования ч. 2 ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ предусматривают безусловную обязанность должностных лиц соблюдать требования пожарной безопасности.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В рассматриваемом деле оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП, у судьи районного суда не имелось, поскольку характер допущенных нарушений в области пожарной безопасности создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья пребывающих на объекте граждан, в том числе детей, а нарушение указанных правил в местах массового скопления людей может привести в случае возникновения чрезвычайных ситуаций к тяжким последствиям.

Объем выявленных нарушений требований пожарной безопасности, устранение ряда указанных нарушений после их выявления не свидетельствует об отсутствии факта нарушений, и как следствие о малозначительности совершенного ФИО1 административного правонарушения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья может вынести решение, в том числе об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Допущенные судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных районов по пожарному надзору от 14 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1, 3, 4 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ФИО1, требований норм КоАП РФ не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а материалы дела возвращению в Косинский районный суд на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

Решение судьи Косинского районного суда Пермского края от 30 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить.

Дело об административном правонарушении по жалобе на постановление государственного инспектора Кочевского, Косинского и Гайнского муниципальных районов Коми-пермяцкого округа по пожарному надзору К. от 14 апреля 2015 года возвратить в Косинский районный суд на новое рассмотрение.

Судья Пермского краевого суда Е.С. Казанцева