Судья <адрес>
суда РД ФИО1
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2018 г. по делу N 21-718/2018
Судья Верховного Суда Республики Дагестан Гончаров И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по РД ФИО2 на решение судьи Сергокалинского районного суда РД от 07 марта 2018 года, по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ в отношении главы администрации СП «село Бурдекинский» ФИО3
установил:
постановлением заместителя руководителя. Управления Россельхознадзора по РД ФИО2 от 20 декабря 2017г. глава администрации СП «село Бурдекинский» ФИО3 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 65 000 руб.
Решением судьи Сергокалинского районного суда РД от 07 марта 2018г. постановление заместителя руководителя. Управления Россельхознадзора по РД отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи районного суда, заместитель руководителя. Управления Россельхознадзора по РД ФИО2 подал в Верховный Суд Республики Дагестан жалобу, в которой просил его отменить, его постановление от 20 декабря 2017г. оставить без изменения.
В обоснование указанно, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права, и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лиц, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя главы администрации СП «село Бурдекинский» ФИО3 адвоката Мустафаева Р.А., главу администрации СП «село Бурдекинский» ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, приказом Управления Россельхознадзора по РД 17 августа 2017г. назначена плановая выездная проверка администрации СП «село Бурдекинский» с целью осуществления контроля и надзора за соблюдением требований в области землепользования. Срок проведения проверки 5 дней, с 02 октября 2017г. по 06 октября 2017г.
Из акта проверки Управления Россельхознадзора по РД следует, что в ходе проведения плановой проверки администрации СП «село Бурдекинский» выявлен факт неиспользования земель с\х назначения площадью 50га которые выведены из сельхоз оборота. Пахотные земли длительное время находятся в заброшенном состоянии, заросли сорной растительностью, на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, не проводятся обязательные агротехнические и агрохимические мероприятия, земельные участки находятся в запушенном состоянии. Кадастровый номер: не используего заброшенного земельного участка № 05:16:000048:14.
Администрация Сельского поселения «сельсовет «Бурдекинский» Сергокалинского района не уделяет должного внимания обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Пашни длительное время не удобрялись органическими и минеральными удобрениями.
Выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):
При осмотре территории земельных участков Администрации Сельского поселения «сельсовет «Бурдекинский» Сергокалинского района выявлен факт не использования земель с\х назначения площадью 50га, которые выведены из сельхозоборота. Пахотные земли длительное время находятся в заброшенном состоянии, заросли сорной растительностью, на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, не проводятся обязательные агротехнические и агрохимические мероприятия, земельные участки находятся в запущенном состоянии. Кадастровым номерам: неиспользуемого заброшенного земельного участка.
Администрации Сельского поселения «сельсовет «Бурдекинский» Сергокалинского района не уделяет должного внимания обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Пашни длительное время не удобрялись органическими и минеральными удобрениями.
Администрации Сельского поселения «сельсовет «Бурдекинский» Сергокалинского района не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, что является нарушением положений ст. ст. 12, 13, 42, 79 Земельного кодекса РФ, ч. I ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения".
На основании указанного акта проверки госинспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по РД ФИО4 в отношении администрации Сельского поселения «сельсовет «Бурдекинский» был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N по признакам ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору Республики Дагестан ФИО2 от 20 декабря 2017г. глава администрации Сельского поселения «сельсовет «Бурдекинский» ФИО3 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 65 000 руб.
Диспозицией ч.2 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за не выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной, эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, составляет невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В соответствии с ч.1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях сохранности земель собственники земельных участков, землепользователи. землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Ст. 12 ЗК РФ установлено, что использование земель должно осуществляться. способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земли, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Ст. 42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков использовать земельные участки только в строгом соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Не выполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
В силу ч.1, 2 статьи77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Прекращая производство по административному делу, судья районного суда руководствовался тем, что в действиях главы администрации Сельского поселения «сельсовет «Бурдекинский» ФИО3 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
По смыслу норм права, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Правила оформления названного документа указаны в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ. Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как видно из материалов дела, в отношении Администрации СП «сельсовет Бурдекинский» был составлен протокол об административном правонарушении АБ №0037241 А-54 от 03.11.2017 госинспектором отдела земельного надзора ФИО4
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с не исполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Однако постановление вынесено заместителем руководителя Управления ФИО2 в отношении уже главы администрации СП «сельсовет Бурдекинский» ФИО3
С учетом вышеизложенных обстоятельств, не нахожу оснований для отмены постановления судьи первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями административного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
решил:
жалобу заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по РД ФИО2 оставить без удовлетворения, решение судьи Сергокалинского районного суда Республики Дагестан от 07 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации СП «сельсовет Бурдекинский» ФИО3 - без изменения.
Судья Верховного Суда РД И.А. Гончаров