Судья Якушева Е.В. дело № 21-719/2017
РЕШЕНИЕ
г. Самара 30 марта 2017 года
Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара на решение судьи Октябрьского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ, которым оставлено без изменения постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ. юридическое лицо – Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области оставлено без изменения, а жалоба Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, директор Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара по доверенности ФИО3 обратился в суд с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения Муниципального предприятия к административной ответственности. Специальные места на открытом воздухе и изолированные помещения для курения табака выделяются на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, однако соответствующее решение Департамента управления имуществом г.о. Самара и граждан, являющихся собственниками помещений, не принималось. Выделение помещений для курения табака в общежитии невозможно, поскольку такие помещения, соответствующие требованиям закона, в общежитии отсутствуют. Нормативными правовыми актами, которыми заявитель руководствуется при выполнении возложенных на него обязанностей, не предусмотрено оборудование мест и помещений для курения табака. Просит постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области и решение суда отменить, а производство по делу прекратить.
Проверив представленные материалы дела, выслушав защитников Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара ФИО4 и ФИО5 в поддержание доводов жалобы, возражения представителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области ФИО6, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.1-2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. главным специалистом-экспертом отдела надзора по коммунальной гигиене ФИО6 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области осмотрены места общего пользования общежития по адресу: <адрес> в ходе которого выявлено, что место для курения в общежитии не оборудовано.
20.07.2016г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.25 КоАП РФ.
Согласно п.1 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Пунктом 1 части 2 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.В соответствии с п.2 ч.2 ст. 12 ФЗ, на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака: в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
Пунктами 4-5 Приказа Минстроя России № 756/пр, Минздрава России N 786н от 28.11.2014 «О требованиях к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака» предусмотрено, что специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются: а) знаком «Место для курения»; б) пепельницами; в) искусственным освещением (в темное время суток). Изолированные помещения для курения табака оборудуются: а) дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения, с внешней стороны которой размещен знак «Место для курения»; б) пепельницами; в) искусственным освещением; г) огнетушителем; д) приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения.
Из материалов дела следует, что в общежитии по адресу: <адрес> отсутствуют специально выделенные и надлежащим образом оборудованные места для курения табака на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования.
Данное обстоятельство подтверждается протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 15.07.2016г., протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ., а также пояснениями ФИО1 и ФИО2, согласно которым места для курения в общежитии отсутствуют.
Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» предусмотрено, что курение табака в специально отведенных местах допускается на основании решения собственниками имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества.
ДД.ММ.ГГГГ. между Департаментом управления имуществом г.о. Самара и Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара заключен договор № на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению комплекса мероприятий по содержанию, обслуживанию и ремонту учитываемых в составе муниципальной казны г.о. Самара объектов специализированного жилищного фонда.
Пунктом 3.2.2 договора предусмотрено, что исполнитель обязуется выполнять работы по технической эксплуатации, содержанию, обслуживанию и ремонту объектов муниципального специализированного жилищного фонда, прилегающей территории с элементами благоустройства в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 170, а также другими правовыми актами.
Уставом муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.о. Самара предусмотрено, что предметом деятельности предприятия является обеспечение надлежащего содержания и ремонта муниципального жилищного фонда, в том числе специализированного, управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, предоставление проживающим (потребителям) коммунальных услуг, эксплуатация инженерной инфраструктуры, содержание и ремонт зданий и сооружений. Предприятие осуществляет управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, благоустройство и содержание придомовых территорий, их текущий и капитальный ремонт.
Таким образом, Муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара не соблюдены требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе или изолированных помещений для курения табака.
Выводы судьи о наличии события и состава административного правонарушения подтверждается исследованными и приведенными в решении доказательствами.
Представленным в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что специальные места на открытом воздухе и изолированные помещения для курения табака выделяются на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, однако соответствующее решение Департамента управления имуществом г.о. Самара и граждан, являющихся собственниками помещений, не принималось, являются необоснованными, поскольку Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара как лицо, уполномоченное собственником имущества, обязано соблюдать требования Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и принять меры для выделения, оборудования и оснащения предусмотренного законом места для курения табака.
Доводы жалобы о том, что выделение помещений для курения табака в общежитии невозможно, поскольку такие помещения, соответствующие требованиям закона, в общежитии отсутствуют, не могут быть приняты во внимание, поскольку законом допускается выделение мест для курения табака и на открытом воздухе.
При этом доказательств, подтверждающих выделение и оснащение места для курения табака на открытом воздухе, лицом, привлекаемым к административной ответственности, не предоставлено.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности привлекаемого к ответственности лица во вмененном ему административном правонарушении судом первой инстанции обоснованно не установлено.
Административное наказание назначено Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара в пределах санкции ч.1 ст. 6.25 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара к административной ответственности не нарушены.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу постановления административного органа и решения судьи, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, и решение судьи Октябрьского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу Муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий городского округа Самара - без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда Толмосова А.А.