РЕШЕНИЕ
16 апреля 2021 года город Орел
Судья Орловского областного суда Сафронова Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО3 на решение судьи Железнодорожного районного суда г.Орла от 17 февраля 2021 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 4, 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ликвидатора ООО «Авантаж» ФИО4,
установила:
20 октября 2020 года заместителем начальника Межрайонной ИФНС России №9 по Орловской области составлено письмо №04-5/14929 об отказе в возбуждении дела об административных правонарушениях по частям 4 и 5 статьи 14.25 КоАП РФ в отношении ликвидатора ООО «Авантаж» ФИО4 с указанием на то, что предоставление ликвидатором недостоверных сведений, содержащихся в ликвидационном балансе, не повлекло внесение в Единый государственный реестр юридических лиц недостоверных сведений, в связи с чем у Инспекции отсутствуют основания для привлечения ликвидатора ООО «Авантаж» ФИО4 к административной ответственности.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Орла от 17 февраля 2021 года решение об отказе в возбуждении дела об административных правонарушениях по частям 4 и 5 статьи 14.25 КоАП РФ в отношении ликвидатора ООО «Авантаж» ФИО4 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 просит отменить решение судьи районного суда.
Выражает несогласие с произведенной судьей районного суда оценкой доказательств, поскольку имеются основания для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ликвидатора ООО «Авантаж» ФИО4
Обращает внимание, что ответ Межрайонной ИФНС России №9 по Орловской области дан в ненадлежащей форме, ликвидатор ООО «Авантаж» ФИО4 не привлечен в качестве заинтересованного лица.
Полагает, что субъективная сторона правонарушения выражена в прямом умысле.
Исследовав материал, изучив доводы жалобы, выслушав возражения представителя МИФНС России №9 по Орловской области по доверенности ФИО5, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 14.25 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
С субъективной стороны предусмотренное частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ административное правонарушение характеризуется виной в форме умысла, то есть лицо сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, допустимо в случае, когда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены документы, содержащие заведомо ложную информацию, которая повлекла либо могла повлечь за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее также - Закон о государственной регистрации юридических лиц).
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации юридических лиц, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
В соответствии с подпунктом «х» пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц, отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Как усматривается из материалов дела, 7 октября 2020 года представителем ФИО1 - ФИО3 в Межрайонную ИФНС России №9 по Орловской области подано заявление о привлечении к административной ответственности ликвидатора ООО «Авантаж» по частям 4 и 5 статьи 14.25 КоАП РФ, согласно которому определением Арбитражного суда Орловской области от 14 ноября 2019 года по делу №А48-2077/2019 удовлетворены требования ОГООИ «Соломон» к ООО «Авантаж» о взыскании судебных расходов в размере 33 000 руб.
Определением Арбитражного суда Орловской области удовлетворено заявление ФИО1 о процессуальном правопреемстве, по делу №А48- 2077/2019 взыскатель ОГООИ «Соломон» заменен на ФИО1
ООО «Авантаж» находится в процедуре ликвидации, сообщение о ликвидации опубликовано в Вестнике государственной регистрации №16(783) от 22.04.2020/456.
24 мая 2020 года для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией ООО «Авантаж» были представлены заявление по форме Р16001, ликвидационный баланс и решение участника №4 от 17 июля 2020 года.
Решением налоговой инспекции от 31 июля 2020 года отказано в государственной регистрации в связи с тем, что ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения.
20 октября 2020 года заместителем начальникам Межрайонной ИФНС России №9 по Орловской области отказано в привлечении ликвидатора ООО «Авантаж» к административной ответственности, поскольку представление ликвидатором недостоверных сведений, содержащихся в ликвидационном балансе не повлекло внесение в ЕГРЮЛ недостоверных сведений.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оставляя вынесенный налоговым органом отказ в возбуждении дела об административном правонарушении без изменения, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о том, что содержащиеся в ликвидационном балансе ООО «Авантаж» недостоверные сведения послужили основанием в отказе государственной регистрации ликвидации юридического лица, в связи с чем у налоговой инспекции отсутствовали основания для привлечения ликвидатора ООО «Авантаж» к административной ответственности по частям 4 и 5 статьи 14.25 КоАП РФ.
Оснований не согласится с выводом судьи районного суда, не имеется, поскольку, как усматривается из материалов дела, налоговой инспекцией не было установлено наличие состава правонарушения, в том числе субъективной стороны - предоставления ликвидатором заведомо ложных сведений, при котором лицо должно быть осведомлено о ложности, недостоверности представляемых им в регистрирующий орган сведений, что повлекло бы незаконную государственную регистрацию юридического лица.
Доводы жалобы должностного лица административного органа о наличии в действиях ликвидатора ООО «Авантаж» ФИО4 имеется состав административных правонарушений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 14.25 КоАП РФ, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, в связи с чем не могут повлечь отмену отмены обжалуемого судебного акта.
Довод о несоответствии формы ответа Межрайонной ИФНС России №9 по Орловской области положениям КоАП РФ, является несостоятельным, поскольку несоблюдение должностным лицом, уполномоченным разрешать конкретные процессуальные вопросы, требований КоАП РФ о необходимости вынесения по результатам их рассмотрения тех или иных процессуальных документов (например, как в данном случае, направление письма вместо процессуального документа) само по себе не является безусловным основанием к отмене принятого решения, если по результатам рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении принято процессуально правильное решение.
Соответствующий фактический отказ в возбуждении дела об административном правонарушении подлежит обжалованию в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Ссылка заявителя жалобы на необходимость привлечения к рассмотрению дела ликвидатора ООО «Авантаж» ФИО4 в качестве заинтересованного лица, противоречит положениям главы 25 КоАП РФ, нормы которой не предусматривают такого участника производства по делам об административном правонарушении, как заинтересованное лицо.
Иные доводы заявителя жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, были предметом проверки судьи районного суда и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного по делу решения. Основания для несогласия с произведенной судьей оценкой доказательств отсутствуют.
Несогласие должностного лица с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения норм КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что по делу правильно применены нормы материального права, и существенных нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Железнодорожного районного суда г.Орла от 17 февраля 2021 года оставить без изменения, жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО3 – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Судья Л.И. Сафронова
1версия для печатиДело № 21-71/2021 (Решение)