ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
04 июля 2018 года г.Уфа РБ
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,
при секретаре Рахматуллине И.И.,
с участием Багауова З.Р. – защитника,
ФИО1 – представителя Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан,
в отсутствие ФИО2 – лица, привлеченного к административной ответственности, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрении жалобы согласно почтового уведомления,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Багауова З.Р. на решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2018г., которым
постановление государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды, главного специалиста - эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО1 №581-ШИМ от 13 марта 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Кроношпан ОСБ» Курбаншо ..., по ст.8.21 ч.1 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба ФИО2 – без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА
Постановлением №581-ШИМ от 13 марта 2018 года государственный инспектор РБ в области охраны окружающей среды, главный специалист - эксперт Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО1 признал виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, должностное лицо – генерального директора ООО «Кроношпан ОСБ» ФИО2, и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
Решением судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2018 г. указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным решением судьи, защитник ФИО2 - Багауова З.Р. принесла в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит постановление №581-ШИМ от 13 марта 2018 года и решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2018 г. отменить, как незаконные.
В судебном заседании защитник Багауова З.Р. поддержала доводы своей жалобы, представитель Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО1 просил в удовлетворении жалобы отказать за необоснованностью.
Генеральный директор ООО «Кроношпан ОСБ» ФИО2, надлежаще извещенный, в судебное заседание не явился. Считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав защитника Багауову З.Р. и представителя Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО1 (далее Уфимское ТУ Минэкологии РБ), прихожу к следующему выводу.
Часть 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 30 ФЗ от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее ФЗ №96) юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ №7) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В соответствии с ч. 4 ФЗ № 7 выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 ФЗ N 96 предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Статьей 12 ФЗ N 96 определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ N 96 выброс вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.
Согласно ч. 5 ст. 14 ФЗ N 96 при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установление законодательством Российской Федерации.
В соответствии с "Методическим пособиям по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (Утверждено Федеральной службой по экологическому, Технологическому и атомному надзору 24 декабря 2004 года), нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится для каждого действующего, реконструируемого, строящегося проектируемого предприятия или другого объекта, имеющего стационарные источники загрязнения атмосферы.
Под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности работы оборудования, отсутствия или неудовлетворенной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов, продуктов и т.д. неплотности оборудования (в т.ч. работающего при избыточном давлении); погрузочно-разгрузочные работы; открытое хранение сырья, материалов и отходов; оборудование и технологические процессы как в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, так и расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, резервуары хранения нефти и нефтепродуктов и т.д.); пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шлако- и хвостохранилища, открытые поверхности испарения и т.п.; взрывные работы; открытые стоянки автотранспорта; передвижные источники, эксплуатируемые на производственной территории.
На основании п. 3.8.4. Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01 марта 2011 года N 112 "Об утверждении инструкции по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха", нормативы ПДВ разрабатываются самим предприятием или сторонней организацией по Договору и оформляются в виде проекта.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Должностное лицо Уфимское ТУ Минэкологии РБ установив, что ООО «Кроношпан ОСБ» согласно акта проверки от 18 октября 2017 года, поступившего из Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, не имеет специальное разрешение (на период строительства) на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при строительстве объекта капитального строительства – Производство ориентированностружечных плит (ОСБ) 2 – этап деревообрабатывающего комплекса ООО «Кроношпан-Башкортостан, квалифицировал действия должностного лица - генерального директора ООО «Кроношпан ОСБ» ФИО2, по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, как незаконный выброс загрязняющих веществ в атмосферу и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения.
Как следует из материалов проверки, в п.4.1.1 Проектной документации «Производство ориентированностружечных плит (ОСБ) 2 – этап деревообрабатывающего комплекса ООО «Кроношпан-Башкортостан» указано, что в период строительства производства плит ОСБ происходит выделение загрязняющих веществ в атмосферный воздух при проведении видов работ: работе двигателей транспортной, строительно-монтажной техники, работе дизельных компрессорных установок, электросварочных работах, нанесение лакокрасочных покрытий, погрузочных работ песка и щебня. Работы проводились и в период проверки.
Таким образом, в ходе проведенной проверки законодательства об охране атмосферного воздуха в ООО «Кроношпан ОСБ» установлено, что на предприятии имеются источники загрязняющих веществ в атмосферу воздуха: работающие двигатели транспортной, строительно-монтажной техники, дизельные компрессорные установки, электросварочные работы, нанесение лакокрасочных покрытий, погрузка песка и щебня, которые в нарушение требований законодательства РФ осуществляют выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимые выбросы в атмосферу не установлены.
Факт совершения должностным лицом - генеральным директором ООО «Кроношпан ОСБ» ФИО2, административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными судьей в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: актом проверки от 18 октября 2017 года Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, протоколом №581-ШИМ от 28 февраля 2018 г. об административном правонарушении, представлением Уфимского ТУ Минэкологии РБ от 22 января 2018 года, которое не было обжаловано и подлежало исполнению в течении одного месяца и иными материалами.
Таким образом, вывод судьи районного суда о наличии в действиях должностного лица - генерального директора ООО «Кроношпан ОСБ» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Довод жалобы об отсутствии в действиях должностного лица ООО «Кроношпан ОСБ» - генерального директора ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необоснован, поскольку доказательств того, что были приняты все меры для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу источниками загрязнения для соблюдения требований природоохранного законодательства, из материалов дела не усматривается.
Таким образом, должностное лицо ООО «Кроношпан ОСБ» - генеральный директор ООО «Кроношпан ОСБ» ФИО2 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и минимальное. Оснований для изменения размера административного наказания и назначения административного штрафа ниже низшего предела или в виде предупреждения не усматривается.
Доводы жалобы о том, что указанные в постановлении источники выбросов не являются стационарными, следовательно у ООО «Кроношпан ОСБ» не было обязанности получить специальное разрешение (на период строительства) на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при строительстве объекта капитального строительства – Производство ориентированностружечных плит (ОСБ) 2 – этап деревообрабатывающего комплекса ООО «Кроношпан-Башкортостан», необоснованны в силу следующего.
В силу ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ стационарным источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Согласно п. 2 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие Письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. N 14-01-333, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Наличие стационарных источников выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтверждается материалами дела, согласно которым установлено наличие источников загрязняющих веществ в атмосферу воздуха: работающие двигатели транспортной, строительно-монтажной техники, дизельные компрессорные установки, электросварочные работы, нанесение лакокрасочных покрытий, погрузка песка и щебня, при работе которых производится выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности должностного лица ООО «Кроношпан ОСБ» - генерального директора ООО «Кроношпан ОСБ» ФИО2, в совершении инкриминируемого ему правонарушения.
Доводы жалобы были предметом проверки судьи первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении судьи от 22 мая 2018 г., в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении постановления должностного лица и решения судьи.
Отсутствие данных о пробах загрязнения атмосферного воздуха и степени концентрации вредных веществ при осуществлении деятельности ООО «Кроношпан ОСБ» на момент проверки не свидетельствует об отсутствии в действиях должностного лица события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку состав указанного административного правонарушения является формальным, то есть правонарушением является вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения, вне зависимости от количественных и качественных показателей этого воздействия.
Ответственность в данном случае наступает, когда необходимо получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, при отсутствии такого разрешения.
Несмотря на непризнание своей вины в предъявленном административном правонарушении специальное разрешение (на период строительства) на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при строительстве объекта капитального строительства-Производство ориентированностружечных плит (ОСБ) 2 – этап деревообрабатывающего комплекса ООО «Кроношпан-Башкортостан» было получено ООО «Кроношпан ОСБ» во время проведении проверки.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении должностное лицо – генеральный директор ООО «Кроношпан ОСБ» ФИО2 был извещен уведомлением от 22 января 2018 года (л.д.47), на что ФИО2 ответил сообщением от 22 февраля 2018 года о получении разрешения от 07 февраля 2018 года и просьбой о прекращении производства по делу (л.д.42). С учетом изложенного протокол об административном правонарушении от 28 февраля 2018 года оформлен в отсутствие должностного лица или его представителя. Протокол об административном правонарушении от 28 февраля 2018 года и определение о назначении времени и месте рассмотрения дела от 28 февраля 2018 года были получены ФИО2 12 марта 2018 года согласно почтового уведомления (л.д.41). Постановление о назначении наказания №581-ШИМ от 13 марта 2018 года было получено должностным лицом 27 марта 2018 года согласно почтового уведомления на л.д.36.
Доводы жалобы о ненадлежащем извещении должностного лица ООО «Кроношпан ОСБ» - генерального директора ООО «Кроношпан ОСБ» ФИО2 о дне судебного заседания, назначенного на 22 мая 2018 года, необоснованны, т.к. судебная повестка была направлена ему своевременно – 16 мая 2018 года по месту его жительства, и 17 мая 2018 года была доставлена ему, что подтверждается почтовыми документами.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
При изложенных обстоятельствах постановление №581-ШИМ от 13 марта 2018 года Уфимского ТУ Минэкологии РБ и решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2018 г. законны и обоснованны и подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Башкортостан,
Р Е Ш И Л А
Решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2018 г. и постановление №581-ШИМ от 13 марта 2018 года Уфимского ТУ Минэкологии РБ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Кроношпан ОСБ» Курбаншо ..., по ст.8.21 ч.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу защитника Багауова З.Р. в интересах ФИО2 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
справка:
судья Мозжерина Г.Ю.
дело №21-722/2018