ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-722/20 от 22.10.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело рассмотрела

судья Татунь Н.Н.

Дело № 21-722/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

22 октября 2020 года гор. Хабаровск

Судья Хабаровского краевого суда Старков Ю.Г., рассмотрев жалобу директора ООО «Юкон-Плаза» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору от 18 июня 2020г. и решение судьи Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18 августа 2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юкон-Плаза»,

У С Т А Н О В И Л:

07 сентября 2019г. постановлением заместителя военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре ФИО2 в отношении ООО «Юкон-Плаза» (далее – Общество) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д.32-35).

Постановлением главного государственного инспектора г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору ФИО3 (далее – должностное лицо) от 18 июня 2020г. Общество признано виновным в совершении инкриминируемого правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 190 000 рублей (л.д. 24-26).

Решением судьи Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18 августа 2020 г. постановление должностного лица изменено, в части снижения размера штрафа до 150 000 рублей (л.д.85-94).

Законный представитель Общества ФИО1 обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права.

Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения защитника Щербакова Э.В., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей – за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч.ч.6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что 15 августа 2019 года старшим помощником военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре ФИО4 совместно со специалистом ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория по Хабаровскому краю» Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю в ходе проверки здания, расположенного по адресу: <...>, установлено, что Общество допустило нарушение требований пожарной безопасности при эксплуатации помещений, расположенных на 1, 2 и 9 этажах в указанном здании.

В нарушение п.п.4, 7 ч.1 ст.83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п.13.14.13,14.1,14.4 и 15.3 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденных приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. №175, п.п.4.1, 4.4 и 5.4 СП 3.13130-2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. №173, таблицы 2 ГОСТ 31565-2012, п.п.5.1, 6.2 ГОСТ Р 57974-2017, п.2.2.7 РД 009-01-96: проектная документация не представлена; в помещениях, подключенных к шлейфам №№2, 4 (на объекте защиты), не обеспечивается автоматическое обнаружение пожара, так как на момент проведения проверки они были отключены; сертификат соответствия на провода пожарной сигнализации не предоставлен (для прокладки кабельных изделий в системах противопожарной защиты, должны использоваться кабеля с типом исполнения согласно таблицы 2 ГОСТ 31565-2012); в коридорах на первом и втором этажах пожарные извещатели не выполняют свою основную функцию, а именно не обеспечивают автоматическое обнаружение пожара; СОУЭ людей при пожаре разделена на отдельные зоны, не связанные между собой общей сетью обмена информации о состоянии пожарной сигнализации, что делает невозможным своевременное оповещение о пожаре персонала во всем здании; отсутствует речевое оповещение на 9 этаже (установлена свирель); лифт в здании не подключен к системе автоматики АУПС и СОУЭ; при замере звукового давления на расстоянии 1,5 метров от извещателей, уровень звукового давления составляет 70 дБ; в коридоре на 9 этаже пожарные оповещатели расположены на расстоянии менее 0,15 метра от потолочного перекрытия; в помещениях отсутствуют эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения; в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, при отключении основного освещения аварийное освещение отсутствует; список помещений на приемно-контрольных приборах пожарной сигнализации отсутствует; в помещении лифтового тамбура отсутствуют пожарные извещатели; аккумуляторная батарея (блок бесперебойного питания), используемая в качестве резервного источника питания электроприемников не обеспечивает питание систем противопожарной защиты в дежурном режиме в течение 24 ч. плюс 1ч. работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме; отсутствует 10% запас дымовых извещателей; нет автоматического формирования вызова на пожарную охрану; отсутствуют инструкция о действиях персонала, приказ о назначении ответственного лица за АУПС и СОУЭ (автоматическая установка пожарной сигнализации и средств оповещения и управления эвакуацией), график дежурств персонала, журнал осмотров и профилактики систем АУПС и СОУЭ.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения Общества должностным лицом административного органа к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Изложенные в постановлении обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими правовую оценку судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ при рассмотрении им жалобы на постановление.

Доводы жалобы директора ООО «Юкон-Плаза» ФИО1 не влекут отмену обжалуемых актов.

Ссылки автора жалобы, о нарушении отделением почтовой связи требований Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом ФГУП «Почта России» от 17 мая 2012г. № 114-п, в части отсутствия на конверте с уведомлением о рассмотрении жалобы судьей районного суда 18 августа 2020г. отметки об оставлении работником ОПС вторичного извещения о поступившей в адрес юридического лица корреспонденции, подлежат отклонению.

Вышеуказанный приказ отменен, новый порядок, предусматривающий правила вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», определен в приказе ФГУП «Почта России» от 07 марта 2019г. № 98-п «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений», согласно которому у сотрудника отделения почтовой связи отсутствует обязанность по оставлению в почтовом ящике абонента вторичного извещения о поступлении корреспонденции.

Тот факт, что в распоряжении о проведении проверки предметом её проведения указано исполнение должностными лицами ПОУ «Комсомольская-на-Амуре автомобильная школа ООГО ДОСААФ России» законодательства при эксплуатации здания не влечет невозможность привлечения Общества к административной ответственности за выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, праве возбудить производство по делу об административном правонарушении, что согласуется с положениями п.1 ст.28.4 КоАП РФ, в соответствии с которыми, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта РФ.

Согласно материалам дела, установив, что в помещениях 1, 2 и 9 этажа, арендуемого Обществом здания, не соблюдаются требования пожарной безопасности, прокурором обосновано вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и материалы направлены должностному лицу уполномоченному рассматривать дела указанной категории.

При этом вопреки утверждению автора жалобы, у сотрудников прокуратуры не имелось обязанности по уведомлению законного представителя юридического лица, поскольку исходя из подп.3 п.3 ст.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.

Указание автора жалобы на то, что в протоколе испытаний технических средств №46/20/2019, в нарушение требований ч.2 ст.27.8 КоАП РФ, отсутствует подпись законного представителя юридического лица ФИО1, не указаны ФИО понятых и иные документы, существенного значения не имеет, поскольку указанный протокол испытаний составлен не в порядке ст.27.8 КоАП РФ, не является протоколом осмотра помещений, и требования указанной статьи на него не распространяются.

Ссылка в жалобе на отсутствие в материалах дела свидетельств о поверке шумометра и рулетки, основанием для признания протокола №46/20/2019 от 15 августа 2019г. недопустимым доказательством не является. В материалы дела представлены свидетельства о поверке шумометра цифрового «Testo-816», заводской номер №17274-06, (свидетельство о поверке №104515, действительно до 25 августа 2019г.) и рулетки измерительной металлической «KRAFTOOL», заводской номер №2249 (свидетельство о поверке №004386, дата калибровки 09 августа 2019г.).

Отсутствие у Общества лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, на что указывает автор жалобы, не исключает возможность заключения Обществом договора на проведение подобных работ с соответствующей организацией, имеющей лицензию.

Доводы заявителя жалобы о необоснованном вменении Обществу нарушений связанных с не соответствием АУПС и СОУЭ требованиям обеспечения пожарной безопасности, в связи с тем, что для устранения данных нарушений необходимо внесение изменений в проектную документацию и ответственность за них должен нести арендодатель, не могут быть приняты во внимание.

Выявленные нарушения, связанные с тем, что СОУЭ людей при пожаре разделена на отдельные зоны (помещения 1, 2, 9 этажей), не связанные между собой общей сетью обмена информацией о состоянии пожарной сигнализацией; источник резервного питания электроприемников (аккумуляторная батарея) не обеспечивает питание системы противопожарной защиты в дежурном режиме в течении 24 часов плюс 1 час работы системы пожарной автоматики в тревожном режиме; отсутствует 10% запас дымовых извещателей; нет автоматического формирования команды вызова на пожарную охрану, свидетельствуют о не соответствии АУПС и СОУЭ требованиям обеспечения пожарной безопасности. Работы по оборудованию такими системами и по приведению их в соответствие с требованиями действующего законодательства не относятся к работам, связанным с реконструкцией или капитальным ремонтом, и не являются вмешательством в объемно-планировочное решение зданий или сооружений.

Кроме того, субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, наряду с собственником имущества, может являться арендатор как лицо, владеющее, пользующееся имуществом на законных основаниях и обязанное обеспечивать первичные меры пожарной безопасности.

При получении помещений в аренду Общество должно было удостовериться в их соответствии нормам действующего законодательства, в том числе в области пожарной безопасности. Эксплуатация помещений без устранения указанных нарушений свидетельствует о нарушении обществом требований пожарной безопасности.

Утверждение автора жалобы о необоснованном вменении Обществу такого нарушения, как отсутствие сертификатов соответствия на провода пожарной сигнализации, подлежат отклонению.

Как следует из ч.3 и ч.4 ст.145 Федерального закона №123-ФЗ обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации. Обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащими требования к отдельным видам продукции.

Для реализации указанных законоположений постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009г. №241 утвержден список продукции, которая для помещения под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который содержит указание на необходимость сертификации кабелей, не распространяющих горение.

Таким образом, при использовании в системе противопожарной защиты кабелей, не распространяющих горение, огнестойких, данная продукция должна иметь соответствующий сертификат соответствия.

Как следует из п.3.1.2 договора аренды от 30 декабря 2015г. арендодатель обязуется передать арендатору недвижимое имущество в надлежащем состоянии и со всеми относящимися к нему документами (л.д.9).

Вместе с тем, таких сертификатов юридическим лицом должностному лицу при проведении проверки, составлении протокола и вынесении постановления, а равно как и судье предыдущей инстанции, представлено не было, к настоящей жалобе не приложено.

Вопреки доводам жалобы положения ст.4.1.1 КоАП РФ применяются к являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в случае, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей названного Кодекса.

Между тем, санкция ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает такой вид административного наказания как предупреждение, что исключает возможность применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Поскольку нарушения требований пожарной безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций могут привести к тяжким последствиям, административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в данном конкретном случае не может рассматриваться как малозначительное, ссылки автора жалобы об обратном подлежат отклонению.

То обстоятельство, что ранее в отношении Общества по данным фактам должностным лицом выносилось постановление о назначении наказания в виде штрафа в размере 190 000 рулей, которое решением впоследствии изменено путем снижения назначенного штрафа до 75 000 рублей, не свидетельствует о суровости назначенного по настоящему делу наказания.

В данном случае наказание Обществу назначено с учетом общих правил назначения наказания, предусмотренных ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в минимальном размере, установленном для данного вида наказания и соразмерно содеянному, чрезмерно суровым не является.

Таким образом, оснований для отмены обжалуемых актов по доводам жалобы не имеется.

Вместе с тем, должностным лицом и судьей первой инстанции при рассмотрении дела и жалобы не приняты во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с п. 2 ч. 11 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, указывает в текстовых материалах в составе проектной документации, передаваемой по окончании строительства на хранение собственнику здания или сооружения, идентификационные признаки, предусмотренные частью 1 данной статьи.

Таким образом, проектная документация по окончании строительства должна передаваться на хранение собственнику здания или сооружения. Однако в ГОСТ Р 21.1003-2009 «Система проектной документации для строительства. Учет и хранение проектной документации», утвержденном приказом Ростехрегулирования от 30 ноября 2009г. № 526-ст, установлено, что подлинники проектной и рабочей документации на строительство зданий и сооружений подлежат учету и хранению в разработавшей их организации, если иное не оговорено договором с потребителем (заказчиком) документации.

Должностным лицом административного органа при рассмотрении дела не установлено на основании каких документов используется здание, кто является его собственником, а следовательно не установлена обязанность Общества по предоставлению проектной документации на здание, расположенное по адресу: <...> связи с чем нарушение, указанное в последнем абзаце стр.2 постановления о не предоставлении проектной документации, подлежит исключению из объема инкриминируемого правонарушения.

Вносимые изменения не влекут изменение вида и размера назначенного Обществу наказания, поскольку наказание назначено с учетом требований ст.4.1 КоАП РФ в минимальном размере штрафа, установленного санкцией ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

жалобу директора Общества ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление главного государственного инспектора г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору от 18 июня 2020г. и решение судьи Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 18 августа 2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юкон-Плаза» изменить, исключив из них указание на нарушение, связанное с непредставлением проектной документации.

В остальной части постановление должностного лица и судебное решение оставить без изменения.

Судья

Хабаровского краевого суда Ю.Г.Старков