В суде первой инстанции дело рассмотрено
судьей Горлач А.В.
Дело № 21-723/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
19 ноября 2021 года г. Хабаровск
Судья Хабаровского краевого суда Старков Ю.Г., рассмотрев протест Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Поддубновой И.В. на решение судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 17 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Элизий»,
у с т а н о в и л:
09 марта 2021г. постановлением Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Поддубновой И.В. в отношении общества с ограниченной ответственностью «Элизий» (далее - Общество) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.7.3 КоАП РФ (л.д.27-31).
Юридическому лицу инкриминированы нарушения ч.2 ст.55 Водного кодекса РФ, ст.42 Земельного кодекса РФ, ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.21 Федерального закона от 30 марта 1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 3 ст.11, ч.2 ст.12, ч.2 ст.32 Закона РФ от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах», абз.2 п.8 Порядка предоставления государственной отчетности пользователями недр, утвержденного приказом Минприроды от 17 августа 2016 № 434, пп. «з» п.2 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 № 94, абз.4 п.4.2 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи подземных вод на южной окраине п.Корфовский.
Постановлением № А2021-10-19-0172 старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды ФИО1 от 28 мая 2021 г. Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей (л.д.21-24).
Решением судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 17 сентября 2021 года постановление должностного лица отменено, производство по делу в отношении Общества прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.144-146).
Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором Поддубновой И.В. в Хабаровский краевой суд принесен протест, в котором она просит решение судьи районного суда отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение.
Рассмотрение протеста начато 18 ноября 2021 г. в 16 часов 30 минут, в 16 часов 55 минут объявлен перерыв до 9 часов 30 минут 19 ноября 2021 г. после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Изучив доводы протеста и отзыва на протест, выслушав пояснения директора Общества ФИО2 и заключение прокурора Гончарова Р.Ю., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно приказу Росстата от 07 июля 2011 г. № 308 юридические лица - пользователи недр всех форм собственности, имеющие лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку месторождений питьевых и технических подземных вод отдельно по каждому участку недр представляют отчет по форме 4-ЛС: территориальному органу Роснедра в субъекте Российской Федерации в срок - 20 января после отчетного периода
¦ Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой исполнения природоохранного законодательства, в том числе законодательства о недропользовании, в деятельности юридического лица 18 февраля 2021 г. были выявлены нарушения, которые выразились в следующем: Обществом в установленные сроки (до 20 января) не предоставлена статистическая отчетность по форме № 4-лс за 2020 год в министерство природных ресурсов Хабаровского края (предоставлена 19 февраля 2021г.); Обществом с министерством не согласована программа мониторинга подземных вод на 2021 г.; не произведена очистка территории 3 пояса зоны санитарной охраны скважины от металлических изделий.
Изложенное послужило основанием для возбуждения прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ и привлечения юридического лица должностным лицом административного органа к ответственности.
В ходе рассмотрения жалобы на постановление административного органа судья районного суда пришел к выводу о необходимости его отмены, и прекращения производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При этом судья, сославшись на приказ Росстата от 07 июля 2011 №308, указал, что отчетность по форме 4-лс подлежит представлению, исключительно, в территориальный орган Роснедра в субъекте РФ, которым является Департамент по недропользованию по ДФО (далее - Дальнедра), каких либо специальных обязанностей по направлению отчетности в Правительство Хабаровского края на юридическое лицо не возложено.
Также судьей признано необоснованным вменение Обществу несоблюдения положений абз.4 п.4.2 лицензионного соглашения, касающегося отсутствия согласования программы мониторинга подземных вод с Министерством природных ресурсов Хабаровского края, по причине того, что указанное положение лицензионного соглашения обязывает обеспечить ведение мониторинга подземных вод лишь по согласованной с Дальнедра программе, указав, что данное требование подтверждается ежегодно представляемой юридическим лицом в Дальнедра соответствующей отчетностью. Каких либо условий по согласованию программы мониторинга с Правительством края лицензионное соглашение не содержит.
Вместе с тем, судьей не в полной мере приняты во внимание положения ч.1, 3 ст.11, ст.32, и п.5 ч.2 ст.22 Закона РФ от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах»), а также следующие обстоятельства, имеющиеся значение для правильного и полного рассмотрения жалобы.
Из материалов дела следует, что Общество, с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения и розлива с последующей реализацией в количестве, не превышающем 100 куб.м в сутки, использует (разрабатывает) недра для добычи подземных вод в п.Корфовский Хабаровского края на основании лицензии, выданной Дальнедра 24 ноября 2006 г., а также являющегося приложением к лицензии лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи подземных вод на южной окраине п.Корфовский (далее - лицензионное соглашение) (л.д.51-56).
Согласно ч.1 ст.2.3 Закона РФ «О недрах» к участкам недр местного значения относятся: участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
В силу ст.4 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:
создание и ведение фондов геологической информации субъектов Российской Федерации, установление порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является субъект Российской Федерации (п.4);
распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения (п.7).
В соответствии с абз.2 п.8 Порядка предоставления государственной отчетности пользователями недр, утвержденного приказом Минприроды от 17 августа 2016 № 434 - пользователи недр представляют государственную отчетность также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, с использованием официального сайта уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в бумажном виде (с приложением электронной версии отчета на оптическом диске CD или DVD, внешнем USB-накопителе) лично или почтовым отправлением.
Пунктом 3.1.2.25 постановления Правительства Хабаровского края от 23 июня 2019 № 106-пр «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов Хабаровского края» министерство обеспечивает ведение фондов геологической информации края, что в свою очередь влечет обязанность юридических лиц, осуществляющих пользование недрами местного значения, представлять статистическую информацию в министерство, при отсутствии иного органа, в обязанность которого входит сбор статистической информации по форме 4-ЛС. Однако при рассмотрении дела указанный вопрос в полной мере не выяснен.
Кроме того судья районного суда, делая вывод о необоснованном вменении Обществу несоблюдения им абз.4 п.4.2 лицензионного соглашения, согласно которому недропользователь обязан обеспечить ведение мониторинга подземных вод по согласованной с Дальнедра программе и по результатам годичного мониторинга производить оценку запасов подземных вод, не учел наличие следующих обстоятельств.
В соответствии с абз.6 п.4.2 лицензионного соглашения - недропользователь обязан соблюдать установленные законодательством РФ стандарты (нормы и правила) требований по охране недр и окружающей природной среды.
Согласно п.5 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан представлять указанные в статье достоверные данные в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.
Из материалов дела усматривается, что на момент проверки у Общества имелась программа мониторинга подземных вод на лицензионном участке на период 2012 - 2017 г.г., которая была согласована с Дальнедра. Вместе с тем, вывод судьи районного суда о том, что проведение мониторинга подтверждается ежегодно представляемой юридическим лицом в Дальнедра соответствующей отчетностью, не нашел своего подтверждения, материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о наличии согласованной программы мониторинга с Дальнедра (либо с министерством природных ресурсов Хабаровского края) на последующие годы, в том числе и на 2021 год.
В силу изложенного судья краевого суда соглашается с доводами протеста, изложенными прокурором Поддубновой И.В., о необоснованности выводов судьи районного суда, явившихся причиной отмены постановления.
Вместе с тем довод протеста о неразрешении судьей при рассмотрении жалобы вопроса, касающегося квалификации по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ нарушения, выразившегося в не проведении Обществом очистки территории 3 пояса зоны санитарной охраны скважины от металлических изделий, на законность решения не влияет, поскольку указанное нарушение юридическому лицу в постановлении о наказании не инкриминировалось, при этом постановление должностного лица не опротестовывалось прокурором и не обжаловалось заявителем жалобы в районный суд в указанной части.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судьей районного суда не выполнены требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ, не выяснены все обстоятельства дела, что привело к существенному нарушению процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу указанных обстоятельств решение судьи районного суда не может быть признано законным и подлежит отмене, с возвращением дела на новое судебное рассмотрение.
При новом рассмотрении жалобы судье районного суда следует учесть вышеизложенные выводы, а также дать оценку доводам, изложенным в отзыве на протест, о правильности квалификации правонарушения, а также об органе, занимающимся ведением фондов геологической информации и осуществляющем сбор статистической информации.
С учетом изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
протест Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Поддубновой И.В. удовлетворить.
Решение судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 17 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Элизий» - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение другому судье Железнодорожного районного суда г.Хабаровска.
Судья
Хабаровского краевого суда Ю.Г. Старков