ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-724 от 09.09.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Анищенко Т.В.

Дело № 7-1376/2020 (21-724)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 9 сентября 2020 г. в г. Перми жалобу защитника Рябенко Максима Сергеевича - Гараевой Марии Дмитриевны на постановление и.о. заместителя руководителя Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 марта 2020 г., решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 30 июня 2020 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рябенко Максима Сергеевича

у с т а н о в и л:

постановлением и.о. заместителя руководителя Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 марта 2020 г. технический директор – главный инженер общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее по тексту – ООО "ПСК") Рябенко М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 30 июня 2020 г. указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Рябенко М.С. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Рябенко М.С. – Гараева М.Д. просит об отмене решения судьи районного суда, считает, что Рябенко М.С. не является должностным лицом по смыслу примечания к статье 2.4 КоАП РФ, что исключает наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ. Субъектами административной ответственности являются конкретные должностные лица филиала или управляемого Общества, за которыми непосредственно закреплены обязанности, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых повлекло совершение административного правонарушения. Между Публичным акционерным обществом "Т Плюс" (далее по тексту – ПАО "Т Плюс" и ООО "ПСК" заключен договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации и оказании услуг в области управления. Руководство управляемым обществом ООО "ПСК" осуществляется директором филиала "Пермский" ПАО "Т Плюс". В соответствии с организационной структурой ООО "ПСК" функциональное руководство ООО "ПСК" осуществляется техническим директором-главным инженером Рябенко М.С. Функциональное руководство Рябенко М.С. осуществляет главный инженер филиала "Пермский" ПАО "Т Плюс" – Б. Общее руководство управляемыми обществами осуществляет Т. Не согласна со ссылкой судьи районного суда на пункт 1 приказа № 84 от 18 апреля 2019 г., согласно которому ответственность за организацию системы производственного контроля промышленной безопасности ООО "ПСК" возложена на Рябенко М.С., как технического директора-главного инженера. Материалами дела не подтверждено возложение на Рябенко М.С. организационно-распорядительных функций и административно-хозяйственных функций единоличного исполнительного органа ООО "ПКС", не предоставлены документы, подтверждающие полномочия и функции Рябенко М.С., как должностного лица в области промышленной безопасности.

В судебном заседании в краевом суде Рябенко М.С., извещенный надлежаще, участия не принимал.

Защитник Гараева М.Д. настаивала на доводах жалобы.

Представители Западно-Уральского управления Ростехнадзора Орлова Г.И., Дроздов В.Э., Ходячих Д.П. в судебном заседании не согласились с доводами жалобы.

Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов не находит.

В соответствии с частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию 1 к указанной статье под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту - Федеральный закон № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. опасными производственными объектами в соответствии с данным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г.).

В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к данному закону, на четыре класса опасности, перечисленные в названном пункте.

Руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в Реестре, в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г.

На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

На основании частью 1 статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г. организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Приказом Ростехнадзора № 495 от 25 ноября 2016 г. утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее по тексту - Требования), которые обязательны для выполнения всеми юридическими лицами вне зависимости от их организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании.

В соответствии пунктом 26 Требований 1) изменение состава опасного производственного объекта, в том числе при изменении количественного и качественного состава технического устройства (замена оборудования или реконструкция, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, содержащих признаки опасности, перечисленные в приложении 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г.); технологического процесса; признаков или класса опасности опасного производственного объекта); 2) изменение адреса места нахождения опасного производственного объекта; 3) изменение сведений об эксплуатирующей организации, собственнике опасного производственного объекта и/или сведений, указанных эксплуатирующей организацией в заявлении о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре; 4) изменение сведений, связанных с исключением опасного производственного объекта в связи со сменой эксплуатирующей организации. При внесении в государственный реестр изменений в сведения об опасном производственном объекте и/или эксплуатирующей организации (его собственнике) и/или сведений, указанных эксплуатирующей организацией в заявлении о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре, эксплуатирующая организация представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений с приложением документов, подтверждающих наличие оснований для внесения изменений (далее - заявление о внесении изменений), в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня наступления указанных изменений.

На основании пункта 11 "Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 263 от 10 марта 1999 г. (далее по тексту – Правила № 263).

Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан: а) обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности; б) разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации; в) проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах; г) ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и специальной оценки условий труда; д) организовывать разработку планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II или III классов опасности; е) организовывать работу по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности; ж) участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев; з) проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и осуществлять хранение документации по их учету; и) организовывать подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности; к) участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования; л) доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами; м) вносить руководителю организации предложения: о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности; об устранении нарушений требований промышленной безопасности; о приостановлении работ, осуществляемых на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или нанести ущерб окружающей природной среде; об отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по промышленной безопасности; о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности; н) проводить другие мероприятия по обеспечению требований промышленной безопасности.

Требования к форме предоставления сведений об организации производственного контроля устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (пункт 16 Правил № 263).

Приказом Ростехнадзора № 116 от 25 марта 2014 г. утверждены Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" (далее по тексту – Правила № 116)

В соответствии с пунктом 15 Правил № 116, для ля обеспечения доступа к площадкам обслуживания оборудования под давлением, предназначенным для проведения периодических работ (плановое техническое обслуживание, ремонт) в местах расположения люков, запорной, регулирующей арматуры и иных устройств, оборудованных автоматическим дистанционным приводом, первичных датчиков, передающих данные на вторичные устройства (приборы) систем автоматизации и (или) контрольно-измерительных приборов (установленных дистанционно), не требующих постоянного (неоднократного) присутствия персонала (за исключением случаев, установленных пунктом 12 настоящих ФНП), проектом установки оборудования под давлением может быть предусмотрено применение переносных, передвижных площадок и лестниц, а также стационарных лестниц с углом наклона к горизонтали более 50° при условии обеспечения возможности осмотра оборудования в таких местах с поверхности пола (земли) или других площадок. Предусматриваемые проектом в этих случаях вертикальные лестницы должны быть металлическими шириной не менее 600 мм с расстоянием между ступенями лестниц не более 350 мм и, начиная с высоты 2 м, должны оснащаться предохранительными дугами радиусом 350 - 400 мм, располагаемыми на расстоянии не более 800 мм одна от другой и скрепленными между собой полосами, с расстоянием от самой удаленной точки дуги до ступеней в пределах 700 - 800 мм.

На основании пункта 77 Правил № 116 камеры для обслуживания подземных трубопроводов пара и горячей воды должны иметь не менее двух люков с лестницами или скобами. При проходе трубопроводов через стенку камеры должна быть исключена возможность подтопления камеры. Конструкция камеры должна исключать возможность подтопления и обеспечивать удаление попавших в нее вод путем гидроизоляции строительных конструкций, герметизации места прохода трубопровода через стенку камеры (при необходимости) и иных решений, определяемых разработчиком проекта тепловых сетей в соответствии с требованиями стандартов и строительных норм (содержащих обязательные требования) в зависимости от климатических условий и характеристик (свойств) грунта в районе прокладки трубопровода тепловой сети.

В соответствии с пунктом 88 Правил № 116 для спуска воды из трубопроводов водяных тепловых сетей предусматривают сбросные колодцы, расположенные отдельно от канала трубопровода, с отводом воды в системы канализации.

На основании пункта 204 Правил № 116 о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением, указанного в пункте 3 настоящих ФНП, должно приниматься руководителем эксплуатирующей организации на основании результатов проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией, проводимой: а) специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования, совместно с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию в случаях, указанных в пункте 205 настоящих ФНП; б) комиссией, назначаемой распорядительным документом эксплуатирующей организации в случаях, указанных в пункте 206 настоящих ФНП. Распорядительный документ должен определять даты начала и окончания работы комиссии.

Согласно пункта 214 Правил № 116 не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в пункте 215 настоящих ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО (или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, которому подведомственен данный ОПО) информацию согласно пункту 216 настоящих ФНП для осуществления учета оборудования под давлением. Транспортируемые сосуды (цистерны) (за исключением подлежащих учету в ином федеральном органе исполнительной власти в области промышленной безопасности) подлежат учету в органах Ростехнадзора по месту нахождения площадки эксплуатирующей организации, на которой проводят работы по ремонту, техническому обслуживанию и освидетельствованию указанного оборудования. Котлы транспортабельных (передвижных) котельных установок (за исключением подлежащих учету в ином федеральном органе исполнительной власти в области промышленной безопасности)" подлежат учету в органах Ростехнадзора по месту их эксплуатации.

Согласно пункта 218 Правил № 116 организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации.

В этих целях необходимо: а) соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности ОПО, других федеральных законов, а также настоящих ФНП и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности; б) назначить приказом из числа специалистов, состоящих в штате эксплуатирующей организации, прошедших в соответствии с пунктом 224 настоящих ФНП аттестацию в области промышленной безопасности, ответственного (ответственных) за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением. Ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением не может совмещать обязанности ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением; в) назначить необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (рабочих), состоящего в штате эксплуатирующей организации, не моложе восемнадцатилетнего возраста, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном порядке к самостоятельной работе; г) установить такой порядок, чтобы рабочие, на которых возложены обязанности по обслуживанию оборудования под давлением, поддерживали его в исправном состоянии и вели наблюдение за порученным им оборудованием под давлением путем его осмотра, проверки действия арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты, записывая результаты осмотра и проверки в сменный журнал; д) утвердить перечень нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей организации для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и настоящими ФНП; е) разработать и утвердить инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением и ответственного за его исправное состояние и безопасную эксплуатацию, а также производственную инструкцию для рабочих, обслуживающих оборудование, разрабатываемую на основе руководства (инструкции) по эксплуатации конкретного вида оборудования, с учетом особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией; ж) обеспечить рабочих, осуществляющих эксплуатацию оборудования под давлением, производственными инструкциями, определяющими их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность. Производственные инструкции рабочим перед допуском их к работе должны выдаваться с подписью в журнале или на контрольном экземпляре производственной инструкции, подтверждающей получение; з) обеспечить порядок и периодичность аттестации в области промышленной безопасности специалистов, связанных с эксплуатацией оборудования под давлением, а также - проверки знаний рабочих в объеме производственных инструкций и допуска их к работе. Для этих целей назначить комиссию по аттестации из числа руководителей и главных специалистов, аттестованных в комиссии Ростехнадзора в порядке, установленном положением об аттестации. В состав комиссии по проверке знаний рабочих включают специалистов, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, прошедших аттестацию в аттестационной комиссии эксплуатирующей организации; и) обеспечить проведение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию, техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту оборудования под давлением в соответствии с требованиями настоящих ФНП, технической документации изготовителя, а также принятыми для применения в эксплуатирующей организации нормативными документами и системой проведения работ; к) соблюдать требования изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, не допускать эксплуатацию неисправного (неработоспособного) и не соответствующего требованиям промышленной безопасности оборудования под давлением, у которого выявлены дефекты (повреждения), влияющие на безопасность его работы, неисправны арматура, контрольно-измерительные приборы, предохранительные и блокировочные устройства, средства сигнализации и защиты, а также если период эксплуатации превысил заявленный изготовителем срок службы (период безопасной эксплуатации), указанный в паспорте оборудования, без проведения технического диагностирования; л) контролировать состояние оборудования под давлением (в том числе металла или другого материала, из которого изготовлено оборудование) в процессе его эксплуатации в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации, принятых для применения в эксплуатирующей организации нормативных документов и настоящих ФНП; м) при выявлении нарушений требований промышленной безопасности принимать меры по их устранению и дальнейшему предупреждению; н) обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности; о) обеспечить осмотр, обслуживание, обследование, ремонт и экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, в соответствии с требованиями технических регламентов, иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; п) обеспечить в соответствии с проектной, технической, документацией и требованиями настоящих ФНП наличие и исправность необходимого комплекта средств измерений прямого и дистанционного действия, стационарно установленных на оборудовании под давлением и в составе автоматизированных систем безопасности и управления, а также переносных для контроля параметров, влияющих на безопасность осуществляемых на ОПО технологических процессов и безопасность работы оборудования под давлением, а также точность их показаний проведением поверки силами собственного метрологического подразделения (службы) или по договору с аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на выполнение работ в области обеспечения единства измерений технологических параметров в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"; р) распорядительным документом по организации установить порядок хранения и ведения технической (технологической и эксплуатационной) документации на оборудование под давлением и обеспечить его исполнение в соответствии с требованиями настоящих ФНП.

Номер и дата приказа о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования должны быть записаны в паспорт оборудования.

Как усматривается из материалов дела, усматривается, что ООО "Пермская сетевая компания", эксплуатирует опасный производственный объект "Участок трубопроводов тепловой сети" г. Пермь,, IV класс опасности (трубопроводы горячей воды общим числом 438 единиц).

Ответственным за организацию системы производственного контроля промышленной безопасности ООО "Пермская сетевая компания" в соответствии с приказом № 84 от 18 апреля 2019 г., является технический директор - главный инженер Рябенко М.С., который допустил нарушение требований промышленной безопасности, в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей.

В нарушение требований Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 г., Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, Правил № 263, Правил № 116, ООО "Пермская сетевая компания", не представлены сведения для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации (не представлены документы по внесению изменений в государственный реестр опасных производственных объектов в связи изменением класса опасности (с 4 на 3 класс опасности)); не представлены сведения для внесения изменений в государственный реестр опасных производственных объектов при изменении состава опасного производственного объекта, в том числе, при изменении количественного и качественного состава технических устройств: замена оборудования или реконструкция, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, постановка на учет технических устройств - трубопроводов горячей воды, содержащих признаки опасности; не планируются и не осуществляются мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; в Западно-Уральское управление Ростехнадзора ООО "Пермская сетевая компания" представило "Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов", утвержденное техническим директором - главным инженером Рябенко М.С., которым не определены обязанности работников, ответственных за осуществление производственного контроля (заместитель главного инженера по эксплуатации - руководитель СПК, начальник ОТИ, специалисты ОТИ, начальник ПТО, начальник отдела обеспечения технического состояния, начальник отдела реализации техперевооружения и реконструкций) по обеспечению проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности; не определены обязанности работников, ответственных за осуществление производственного контроля (заместитель главного инженера по эксплуатации - руководитель СПК, начальник отдела обеспечения технического состояния, начальник отдела реализации техперевооружения и реконструкций) по проведению комплексных и целевых проверок состояния промышленной безопасности, выявлению опасных факторов на рабочих местах; не определены обязанности работников, ответственных за осуществление производственного контроля, по ежегодной разработке плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и специальной оценки условий труда; не определены обязанности работников, ответственных за осуществление производственного контроля по организации разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах III класса опасности; в представленных в Западно-Уральское управление Ростехнадзора сведениях об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности: указаны регистрационные номера ОПО другого юридического лица (ООО "Тепловая станция Кондратово"); не проведены мероприятия для обеспечения безопасного использования площадок и лестниц, применяемых для доступа к площадкам обслуживания оборудования под давлением, предназначенным для проведения периодических работ в соответствие с требованиями пунктов 13-15 Правил № 116; не определен порядок контроля степени коррозионного износа оборудования и трубопроводов теплосетей с использованием неразрушающих методов, способы, периодичность и места проведения контрольных замеров не определены в эксплуатационной документации с учетом конкретных условий эксплуатации; конструкции тепловых камер не исключают возможность подтопления и не обеспечивают удаление попавших в нее вод; для спуска воды из трубопроводов горячей воды (М2-02-3 и т.д.) не предусмотрены сбросные колодцы, расположенные отдельно от каналов трубопроводов теплосети, с отводом воды в системы канализации; решение о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением, указанного в пункте 3 Правил № 116, принимаются руководителем эксплуатирующей организации ООО "Пермская сетевая компания" без результатов проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией, проводимой комиссией, назначаемой распорядительным документом эксплуатирующей организации в случаях, указанных в пункте 206 (после реконструкции (модернизации) или капитального ремонта с заменой основных элементов оборудования); не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением, эксплуатирующая организация не направила в Западно-Уральское управление Ростехнадзора информацию согласно пункту 216 Правил, Инструкция заместителя начальника службы эксплуатации, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением и главного специалиста, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением, на период отсутствия заместителя начальника службы эксплуатации, не содержит требований пункта 226 Правил № 116, а именно: обеспечивать содержание оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии, выполнение обслуживающим персоналом производственных инструкций, проведение своевременных ремонтов и подготовку оборудования к техническому освидетельствованию и диагностированию, а также контроль за безопасностью, полнотой и качеством их проведения; осматривать оборудование под давлением с определенной должностной инструкцией периодичностью и обеспечивать соблюдение безопасных режимов его эксплуатации; проверять записи в сменном журнале с росписью в нем; хранить паспорта оборудования под давлением и руководства (инструкции) организаций-изготовителей по монтажу и эксплуатации, если иной порядок хранения документации не установлен распорядительными документами эксплуатирующей организации; участвовать в обследованиях и технических свидетельствованиях оборудования под давлением; проводить противоаварийные тренировки с обслуживающим персоналом; своевременно выполнять предписания по устранению выявленных нарушений; выполнять прочие требования документов, определяющих его должностные обязанности; инструкция для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, не содержит требований пункта 225 Правил 116, а именно: осуществлять контроль за соблюдением требований ФНП и законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности при эксплуатации оборудования под давлением, при выявлении нарушений требований промышленной безопасности выдавать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений и контролировать их выполнение, а также выполнение предписаний, выданных представителем Ростехнадзора и иных уполномоченных органов; контролировать своевременность и полноту проведения ремонта (реконструкции), а также соблюдение требований ФНП при проведении ремонтных работ; контролировать проведение противоаварийных тренировок; в ходе проверки установлено, что не утвержден перечень нормативных документов применяемых в эксплуатирующей организации ООО "Пермская сетевая компания" для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и Правил № 116; распорядительным документом по организации ООО "Пермская сетевая компания" не установлен порядок хранения и ведения технической (технологической и эксплуатационной) документации на оборудование работающее под избыточным давлением и не обеспечено его исполнение в соответствии с требованиями Правил № 116.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Рябенко М.С. протокола об административном правонарушении и привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

Основанием для привлечения Рябенко М.С. к административной ответственности послужило невыполнение им, как ответственным должностным лицом юридического лица, приведенных выше требований промышленной безопасности.

Факт совершения Рябенко М.С. вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые оценены должностным лицом и судьей районного суда с учетом всестороннего, полного и объективного исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Все выводы должным образом мотивированы, оснований не согласиться с ними судья краевого суда не усматривает.

Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Рябенко М.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Доводы о том, что Рябенко М.С. не является должностным лицом по смыслу примечания к статье 2.4 КоАП РФ, что исключает наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, субъектами административной ответственности являются конкретные должностные лица филиала или управляемого Общества, за которыми непосредственно закреплены обязанности, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых повлекло совершение административного правонарушения, повторяют позицию привлекаемого при рассмотрении дела судьей районного суда.

Указанные доводы обоснованно отклонены судьей районного суда с указанием соответствующих мотивов их отклонения.

Оснований для иной оценки судьей краевого суда не усматривается.

Доводы жалобы о заключении ПАО "Т Плюс" и ООО "ПСК" договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации и оказании услуг в области управления не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ и не являются основанием для отмены обжалуемых актов и освобождения Рябенко М.С. от административной ответственности.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в указанном Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.

Рябенко М.С. является ответственным за организацию производственного контроля промышленной безопасности.

Достоверных сведений, свидетельствующих о соблюдении Рябенко М.С. требований промышленной безопасности и принятии всех зависящих от него мер по их исполнению, в материалы дела не представлено.

Действия должностного лица – технического директора-главного инженера ООО "ПСК" Рябенко М.С. верно квалифицированы по частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ и его привлечение к административной ответственности соответствует требованиям статье 2.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы защитника по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу об административном правонарушении обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица и судьи районного суда, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся постановления по делу об административном правонарушении и решения судьи районного суда.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения Рябенко М.С. к административной ответственности.

Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Рябенко М.С. в пределах санкции части 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Рябенко М.С. допущено не было.

При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,

р е ш и л:

постановление и.о. заместителя руководителя Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 марта 2020 г., решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 30 июня 2020 г. оставить без изменения, жалобу защитника Рябенко Максима Сергеевича - Гараевой Марии Дмитриевны – без удовлетворения.

Судья: подпись.