Судья Леккерева И.С. | № 21-72/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
15.02.2017 | г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ТК ВИН" ФИО1 на постановление главного государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Западного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 07.07.2016, решение судьи Прионежского районного суда от 07.12.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТК ВИН",
установил:
постановлением главного государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Западного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 07.07.2016 ООО "ТК ВИН" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250000 руб.
Решением судьи Прионежского районного суда Республики Карелия от 07.12.2016, принятым по жалобе защитника Общества, постановление по делу оставлено без изменения.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи защитник Общества ФИО1 не согласна, в поданной жалобе просит их отменить. Указывает, что при составлении протокола об административном правонарушении представитель или защитник Общества не присутствовал. Протокол не был выслан в адрес Общества. Таким образом, Общество не было ознакомлено с содержанием протокола и с существом вменяемого ему административного правонарушения, и не смогло представить свои возражения, воспользоваться помощью защитника.
На рассмотрение дела по поданной жалобе Общество защитника не направило, просит рассмотреть дело в отсутствие защитника, о слушании дела извещено надлежащим образом.
Проверив дело, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии ч. 2 ст. 31 Закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи
Положением п. 23.5 ПДД РФ определено, что перевозка тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Согласно п. 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее - Правила), Приложению № 1 к Правилам тяжеловесным является груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно Приложению № 2.
Приложением № 2 к Правилам (в редакции, действовавшей на день совершения правонарушения) для автомобильных дорог, рассчитанных на нагрузку 10 т на ось, нагрузка на ось транспортного средства при одиночном расположении осей с двускатными колесами при расстоянии между сближенными осями от 2,5 м и более, составляет 10 т.
Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные 13.05.2016 в 12 час. 52 мин. на СПВК 421 км автодороги Р-21 "Кола" в Прионежском районе те обстоятельства, что Общество организовало движение по данной автодороге, рассчитанной на нагрузку 10 т на ось, тяжеловесного транспортного средства в составе тягача (...) и полуприцепа (...) под управлением водителя (...) в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 29 и ч. 2 ст. 31 Закона и Приложения № 2 к Правилам с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10%, но не более 20% без специального разрешения, а именно: фактическая нагрузка на вторую одиночную ось грузового автомобиля с двускатными колесами при расстоянии между осями 3,79 м составила 11,90 т, что превышает допустимое значение на 1,90 т (19%). Разрешение на перевозку указанного тяжеловесного груза (дизельного топлива) у Общества отсутствует.
При пересмотре постановления должностного лица судья пришел к выводу о соблюдении установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
С указанным выводом судьи согласиться нельзя.
В силу ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.36 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.21.1 КоАП РФ, рассматривает, в том числе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор. Согласно ч. 2 данной статьи рассматривать дела об административных правонарушениях от имени соответствующего органа на автомобильном транспорте вправе руководитель данного федерального органа исполнительной власти, его заместители, руководители структурных подразделений, их заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа, их заместители, иные должностные лица федерального органа (государственные транспортные инспектора).
В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Согласно п. 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Вмененное Обществу административное правонарушение совершено в Республике Карелия.
Таким образом, протокол об административном правонарушении вправе составлять должностное лицо того территориального органа Ространснадзора, полномочия которого по надзору в области автомобильного транспорта распространяются на Республику Карелия. Иное истолкование вышеприведенных норм привело бы к нарушению принципа территориальности и смешению компетенции различных органов Ространснадзора.
Согласно п. 1 Положения об Управлении государственного автодорожного надзора по Республике Карелия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 01.02.2013 № АК-142фс, указанное управление является территориальным органом регионального уровня Ространснадзора, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Республики Карелия.
Между тем, протокол об административном правонарушении по настоящему делу (протокол (...)) составлен главным государственным инспектором отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора.
Доказательств, подтверждающих полномочия указанного должностного лица по составлению протокола об административном правонарушении, совершенном на территории Республики Карелия, суду не представлено.
Имеющееся в деле определение старшего государственного инспектора отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Республике Карелия о передаче дела по подведомственности в Северо-Западное Межрегиональное УГАДН в связи с ходатайством Общества о рассмотрении дела по месту его регистрации (л.д. 43), не имеет юридической силы. Права на рассмотрение возбужденного в отношении юридического лица дела об административном правонарушении по месту государственной регистрации юридического лица КоАП РФ не предусматривает. Закрепленное в ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ право ходатайствовать о рассмотрении дела по месту жительства предоставлено лишь физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело.
При этом в силу Положения о Северо-Западном Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 01.02.2013 N АК-144фс, указанное управление является территориальным органом межрегионального уровня федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен неполномочным должностным лицом.
Соответственно, указанный протокол как основное и обязательное доказательство состава административного правонарушения по настоящему делу составлен с нарушением закона, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ является недопустимым.
Данное нарушение процессуальных требований КоАП РФ является существенным и не устранимо на стадии пересмотра постановления о назначении административного наказания.
При таких обстоятельствах состав административного правонарушения в действиях Общества не может считаться доказанным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, постановление должностного лица и решение судьи по настоящему делу подлежат отмене, производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст.30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 07.07.2016, решение судьи Прионежского районного суда от 07.12.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТК ВИН" отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья | С.В. Щепалов |