ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-733 от 26.12.2017 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Токарева Н.С. № 21-733

РЕШЕНИЕ

26 декабря 2017 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Камендровском С.А., рассмотрев жалобу заместителя руководителя УФАС по Нижегородской области Башевой Н.В. на решение судьи Ленинского районного суда города Саратова от 14 сентября 2017 года, которым изменено постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 27 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ, в отношении технического директора акционерного общества (далее - АО) «КБ «Электроприбор» Шелухина А.А.,

установил:

постановлением заместителя руководителя УФАС по Нижегородской области от 27 июня 2017 года № 1161-ФАС52-11/17 технический директор АО «КБ «Электроприбор» Шелухин А.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 60000 рублей, а именно: в размере 30000 рублей за нарушение сроков поставки продукции в 4 квартале 2016 года - 01 января 2017 года, в размере 30000 рублей за нарушение сроков поставки продукции в 1 квартале 2017 года - 01 апреля 2017 года.

Решением судьи Ленинского районного суда города Саратова от 14 сентября 2017 года постановление должностного лица изменено, из постановления исключено указание на назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за нарушение сроков поставки продукции в 1 квартале 2017 года - 01 апреля 2017 года.

Определением Ленинского районного суда города Саратова от 09 ноября 2017 года исправлена описка в указанном выше решении суда, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: «постановление заместителя руководителя УФАС по Нижегородской области от 27 июня 2017 года в отношении технический директор АО «КБ «Электроприбор» Шелухин А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ, - изменить путем переквалификации действий Шелухина А.А. и назначении ему наказания по части 1 статьи 14.55 КоАП РФ за нарушение сроков поставки продукции в 4 квартале 2016 года, 1 квартале 2017 года с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей; в остальной части постановление оставить без изменения».

В поданной в Саратовский областной суд жалобе должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции положений статьи 4.4 КоАП РФ, просит отменить решение судьи от 14 сентября 2017 года. Полагает, что каждое нарушение сроков поставки продукции образует самостоятельное административное правонарушения.

Защитники Шелухина А.А. - Полякова М.И., Черемушкин М.А. возражали по доводам жалобы, полагали что оснований для ее удовлетворения не имеется.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Шелухин А.А., представитель прокуратуры Ленинского района города Саратова, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - УФАС по Нижегородской области) Башева Н.В., будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.

Проверив законность и обоснованность принятых решений в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

Частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, либо нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (далее также - продукция) по государственному оборонному заказу установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Статьей 3 названного Федерального закона определено, что исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем; контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий, в том числе, обязательства сторон и их ответственность.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» исполнитель обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом.

В силу статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

По делу об административном правонарушении установлено, что по результатам плановой проверки исполнения законодательства о государственном оборонном заказе предприятиями оборонно-промышленного комплекса Саратовской области, проведенной прокуратурой Ленинского района города Саратова в период с 15 марта 2017 года по 13 апреля 2017 года установлено, что 16 января 2016 года между ОАО «КБ «Электроприбор», расположенным по адресу: город Саратов, 2-й Красноармейский тупик, дом 3 (в настоящее время - АО «КБ «Электроприбор»), и ОАО «ОМКБ» в целях выполнения государственного оборонного заказа заключен договор на поставку оборудования.

По условиям данного договора обязательства поставщика (ОАО «КБ «Электроприбор») по поставке продукции являются исполненными с момента отгрузки. Датой отгрузки является дата принятия продукции покупателем или перевозчиком (дата накладной). Отгрузка продукции производится после получения оплаты денежными средствами за поставляемые изделия на расчетный счет поставщика, но не ранее 270 дней с момента оплаты согласно пункту 4.3.2 раздела договора (пункты 2.4, 2.5).

Из спецификации к договору следует, что в 4 квартале 2016 года необходимо было поставить изделие 7821 в количестве 30 штук.

Согласно пункту 4.3.2 договора заказчик в течение 10 дней с момента подписания договора и выставления поставщиком счета на оплату, ОАО «КБ «Электроприбор» производил предоплату изделий из расчета 250000 рублей, в том числе НДС, за 1 штуку изделия, умноженную на количество изделий в партии.

Счет выставлен поставщиком, спустя более чем через четыре месяца с момента заключения данного договора - 24 мая 2016 года.

Таким образом, по условиям договора, в 4 квартале 2016 года должна быть произведена поставка изделий в количестве 15 штук, однако в соответствии с товарными накладными от 23 декабря 2016 года № 220, от 30 декабря 2016 года № 243 поставлено только 7 изделий, остальная часть изделий поставлена в соответствии с товарными накладными от 24 января 2017 года, 03 февраля 2017 года, 21 февраля 2017 года; в 1 квартале 2017 года должна быть произведена поставка изделий в количеств 15 штук, однако в соответствии с товарными накладными от 07 марта 2017 года № 44, от 14 марта 2017 года № 51, от 17 марта 2017 года № 56, от 24 марта 2017 года № 61, от 31 марта 2017 года № 70 поставлено только 14 изделий, 1 изделие поставлено в соответствии с товарной накладной от 21 апреля 2017 года, тем самым ОАО «КБ «Электроприбор» нарушены сроки поставки продукции по вышеуказанному договору от 16 января 2016 года.

По факту выявленного нарушения постановлением прокурора Ленинского района города Саратова от 04 мая 2017 года в отношении технического директора ОАО «КБ «Электроприбор» Шелухина А.А., на которого возложена ответственность за своевременность поставок произведенной продукции, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ.

Факт нарушения АО «КБ «Электроприбор» условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся сроков поставки продукции, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Доказательств, подтверждающих принятие Шелухиным А.А. всех зависящих от него мер для соблюдения вышеуказанных требований закона, в материалах дела об административном правонарушении не имеется и автором жалобы не представлено.

Постановление о привлечении Шелухина А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

Вместе с тем при производстве по делу об административном правонарушении допущены нарушения процессуальных требований КоАП РФ.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения должностным лицом составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Исходя из объективной стороны вменяемого Шелухину А.А. административного правонарушения, нарушение условий вышеуказанного договора от 16 января 2016 года, касающихся сроков поставки продукции, выявленного в рамках одной проверки, свидетельствует о наличии одного события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ, в связи с чем совершение данного административного правонарушения послужило основанием для возбуждения в отношении Шелухина А.А. одного дела об административном правонарушении.

Вопреки доводам жалобы положения статьи 4.4 КоАП РФ подлежат применению при назначении административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, в связи с чем не подлежат применению по настоящему делу об административном правонарушении. При таком положении Шелухину А.А. подлежало назначению административное наказание по правилам статей 4.1-4.3 КоАП РФ, то есть в пределах санкции части 1 статьи 14.55 КоАП РФ.

Не соглашаясь с выводами должностного лица о назначении самостоятельного административного наказания по каждому случаю несоблюдения срока поставки АО «КБ «Электроприбор» продукции, судья районного суда не принял во внимание, что согласно обжалуемому постановлению размер назначенного Шелухину А.А. по правилам части 1 статьи 4.4 КоАП РФ административного штрафа составил 60000 рублей, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении подлежало изменению судом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, путем снижения размера административного штрафа с 60000 рублей до 30000 рублей. Указанные требования закона судом выполнены не были.

В силу статьи 29.12.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения, положения которой были нарушены судом.

Вместе с тем определением суда от 09 ноября 2017 года решение судьи от 14 сентября 2017 года фактически было изменено, что недопустимо в силу закона. В случае несогласия с принятым должностным лицом постановлением о привлечении Шелухина А.А. к административной ответственности, суд должен был правильно применить положения КоАП РФ и изложить свою позицию в принятом решении.

При этом из текста самого определения переквалификация действий Шелухина А.А. не следует, ему назначено иное административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ, в размере 30000 рублей.

На основании изложенного определение суда от 09 ноября 2017 года подлежит отмене, в связи с чем при рассмотрении данной жалобы судом подлежат проверке принятые по делу об административном правонарушении постановление должностного лица от 27 июня 2017 года и решение судьи от 14 сентября 2017 года в полном объеме.

Само по себе исключение решением судьи из обжалуемого постановления указания на назначение Шелухину А.А. административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за нарушение сроков поставки продукции в 1 квартале 2017 года - 01 апреля 2017 года, не повлекло изменение размера назначенного постановлением должностного лица административного штрафа, а выводы судьи районного суда в части исключения из постановления по делу об административном правонарушении указания на назначение административного наказания за нарушение сроков поставки продукции в 1 квартале 2017 года представляются неправильными, поскольку несоблюдение указанного срока также явилось основанием для привлечения Шелухина А.А. к административной ответственности.

При таком положении в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 27 июня 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда города Саратова от 14 сентября 2017 года также подлежат изменению путем снижения Шелухину А.А. размера назначенного административного штрафа с 60000 рублей до 30000 рублей; решение судьи Ленинского районного суда города Саратова от 14 сентября 2017 года также подлежит изменению путем исключения из его мотивировочной и резолютивной частей суждения об исключении из постановления заместителя руководителя УФАС по Нижегородской области от 27 июня 2017 года указания на назначение Шелухину А.А. административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за нарушение сроков поставки продукции в 1 квартале 2017 года - 01 апреля 2017 года.

При этом оснований для отмены обжалуемого решения судьи по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

определение судьи Ленинского районного суда города Саратова от 09 ноября 2017 года об исправлении описки в решении Ленинского районного суда города Саратова от 14 сентября 2017 года отменить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 27 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ, в отношении технического директора акционерного общества «КБ «Электроприбор» Шелухина А.А. и решение судьи Ленинского районного суда города Саратова от 14 сентября 2017 года изменить, снизив Шелухину А.А. размер назначенного административного штрафа с 60000 рублей до 30000 рублей.

Решение судьи Ленинского районного суда города Саратова от 14 сентября 2017 года изменить, исключив из его мотивировочной и резолютивной частей суждение об исключении из постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 27 июня 2017 года указания на назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за нарушение сроков поставки продукции в 1 квартале 2017 года - 01 апреля 2017 года.

В остальной части обжалуемые акты оставить без изменения.

Жалобу заместителя руководителя УФАС по Нижегородской области Башевой Н.В. оставить без удовлетворения.

Судья М.В. Литвинова