ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-734/2023 от 27.09.2023 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело

рассмотрено судьей Ткаченко Е.С.

Дело № 21-734/2023

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Хабаровск 27 сентября 2023 года

Судья Хабаровского краевого суда Волошина Е.В., рассмотрев жалобу ФИО3 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24 апреля 2023 года и решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 06 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, в отношении директора филиала «Хабаровские электрические сети» акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» ФИО3,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО4 от 24 апреля 2023 года директор филиала «Хабаровские электрические сети» акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (далее – Общество) ФИО3 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 06 июля 2023 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.

ФИО3 обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда отменить как незаконные, необоснованные.

В судебном заседании защитник ФИО3 – Глобина А.П. доводы жалобы поддержала.

ФИО3, его защитники Петряшина Е.В., Яковлев Е.Л., потерпевший ФИО1, представители потерпевшего – ФИО2, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не ходатайствовали, в связи с чем возможно рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, выслушав явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ч.1 ст.9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №861 (далее – Правила).

В силу абз.26 п.17 Правил в отношении энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пункте 12(1) настоящих Правил, присоединяемых по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от этих энергопринимающих устройств до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения составляет не более 200 метров в городах и поселках городского типа и не более 300 метров в сельской местности, в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (здесь и далее - в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).

Из материалов дела следует, что 27 декабря 2022 года индивидуальным предпринимателем ФИО1 направлена заявка в Общество об осуществлении технологического присоединения к сети нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 60 кВт, категория надежности 3, класс напряжения 0,4 кВ. Указанная заявка зарегистрирована сетевой организацией 28 декабря 2022 года. 16 января 2023 года Общество разместило в личном кабинете заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения с техническими условиями и счет на оплату.

ФИО1 не согласился с условиями проекта договора об осуществлении технологического присоединения в части стоимости и сроков выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению, в связи с чем 17 января 2023 года направил в Общество мотивированный отказ от заключения договора на условиях, предложенных Обществом, с предложением об изменении размещенных документов и требованием о приведении их в соответствие с Правилами. 20 января 2023 года Общество дало ответ на мотивированный отказ от 17 января 2023 года, в котором отклонило доводы заявителя.

Согласно счету на оплату услуги на технологическое присоединение от 10 января 2023 года Общество определило стоимость услуг по технологическому присоединению в размере 3 559 470,09 руб., включив в данную стоимость 50 % стоимости расходов, связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств.

03 февраля 2023 года индивидуальный предприниматель ФИО1 повторно обратился в Общество с аналогичной заявкой. 20 февраля 2023 года Общество разместило в личном кабинете заявителя проект договора об осуществлении технологического присоединения с техническими условиями и счет на оплату. Не согласившись с условиями проекта договора об осуществлении технологического присоединения в части стоимости и сроков выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению, 22 февраля 2023 года ФИО1 направил в Общество мотивированный отказ от заключения договора на условиях, предложенных Обществом, с предложением об изменении размещенных документов и требованием о приведении их в соответствие с Правилами. 27 февраля 2023 года Общество дало ответ на мотивированный отказ от 22 февраля 2023 года, в котором отклонило доводы заявителя.

Согласно счету на оплату услуги на технологическое присоединение от 09 февраля 2023 года Общество определило стоимость услуг по технологическому присоединению в размере 7 243 800,18 руб., включив в данную стоимость расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств.

Должностным лицом административного органа установлено, что от нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, до принадлежащей Обществу ПС 110/35/6 кВ (кадастровый номер объекта ) расстояние составляет 112 м; принадлежащие Обществу ПС 110/35/6 кВ и отходящие от нее линии электропередач имеют необходимый заявителю класс напряжения до 20 кВ.

Таким образом, заявка индивидуального предпринимателя ФИО1 соответствовала указанным в абз.26 п.17 Правил критериям, в том числе в части расстояния от объектов электросетевого хозяйства Общества до подключаемого объекта.

В соответствии с пп. «б» п.16 Правил при несоблюдении любого из условий, предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего подпункта, в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора не может превышать 4 месяца для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно.

Таким образом, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению при условии выполнения заявителем требований п.17 Правил должен составлять 4 месяца.

Мотивированный отказ по заявкам от 27 декабря 2022 года и 03 февраля 2023 года направлен индивидуальным предпринимателем ФИО1 посредством личного кабинета Общества и электронной почты, а связи с чем по смыслу абз.6 п.105 Правил Обществу надлежало в срок до 03 февраля 2023 года (включительно) по заявке от 27 декабря 2022 года и 13 марта 2023 года (включительно) по заявке от 03 февраля 2023 года направить в адрес ФИО1 путем размещения в личном кабинете документы, приведенные в соответствии с Правилами согласно мотивированному требованию заявителя (привести документы в соответствие с требованиями п.8, пп. «б» п.16, абз.26 п.17 Правил), чего не было сделано Обществом.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица ФИО3 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.

Факт совершения должностным лицом ФИО3 инкриминируемого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 24 апреля 2023 года, заявкой на технологическое присоединение, поданной через личный кабинет, счетом на оплату услуги на технологическое присоединение от 10 января 2023 года, мотивированным отказом от заключения договора с предложением об изменении размещенных документов и требованием о приведении их в соответствие с действующим законодательством от 20 января 2023 года, иными доказательствами.

Совокупность допустимых и достоверных доказательств является достаточной для вывода о наличии в деянии должностного лица ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.

Согласно п.8 Правил для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения (в случае указания в заявке класса напряжения до 1000 В - до ближайшего объекта электрической сети класса напряжения не более 20 кВ), существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Учитывая изложенное, под объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения, в случае указания в заявке класса напряжения до 1000 В, понимаются любые объекты электрической сети класса напряжения не более 20 кВ.

При рассмотрении настоящей жалобы следует учесть, что абз.2 п.8 Правил, в том числе указанное выше определение ближайшего объекта электрической сети, имеющего указанный в заявке класс напряжения, действует с 01 июля 2022 года в редакции постановления Правительства РФ от 30 июня 2022 №1178, в связи с чем доводы автора жалобы со ссылкой на изменения, внесенные в Правила постановлением Правительства РФ от 30 июня 2022 №1178, не свидетельствуют о незаконности вынесенных постановления и решения.

Поскольку в заявке индивидуального предпринимателя ФИО1 указан класс напряжения 0,4 кВ, не превышающий класс напряжения подстанции, принадлежащей Обществу, и расположенной на расстоянии 112 м от указанного выше нежилого здания, доводы автора жалобы об обоснованности включения в цену договора расходов, связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, установления годичного срока для выполнения мероприятий по технологическому присоединению, подлежат отклонению.

В целом доводы автора жалобы сводятся к несогласию с применением норм права. Вместе с тем, несогласие заявителя с толкованием норм законодательства, подлежащего применению по делу, не является основанием для отмены обжалуемых постановления и судебного решения, вынесенных с соблюдением требований КоАП РФ.

Правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенных постановления и решения, в жалобе не приведено, из материалов дела также не усматривается.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и жалобу на постановление, не допущено.

Сроки давности, установленные ст.4.5 КоАП РФ, и порядок привлечения должностного лица ФИО3 к административной ответственности соблюдены. Наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.9.21 КоАП РФ в минимально возможном размере.

Оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения, в том числе с учетом доводов автора жалобы, не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24 апреля 2023 года и решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 06 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, в отношении директора филиала «Хабаровские электрические сети» акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» ФИО3 – оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Судья Хабаровского краевого суда