ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
г.Уфа РБ 19 августа 2015 года
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Папикян Г.Г.,
ФИО3 – защитника Мостименко А.В. – лица, в отношении которого возбуждено административное производство, действующей на основании доверенности №... от 03 августа 2015 года,
ФИО1. – специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,
в отсутствие Мостименко А.В., удовлетворив письменное ходатайство Мостименко А.В. о рассмотрении дела без участия,
ФИО4 – заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, вынесшей постановления о назначении административных наказаний,
ФИО5 – военного прокурора Уфимского гарнизона, вынесшего постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях,
извещенных надлежащим образом о дате рассмотрении дела,
рассмотрев жалобы Мостименко А.В. на решения судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 июня 2015 года, вынесенные в отношении ... Федерального казенного учреждения «...» Мостименко А.В. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – УФАС по РБ) ФИО4 №... от 25 марта 2015 года... Федерального казенного учреждения «...» (далее – ФКУ «...») Мостименко А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей за несвоевременное направление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информации о заключенном с ООО «...» государственном контракте №... от 26 июня 2014 года на поставку ... для нужд ФКУ «...» на общую сумму ... рубля ... копеек. Информация о заключенном контракте опубликована 08 июля 2014 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ... за номером №....
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 июня 2015 года по жалобеМостименко А.В. постановление заместителя руководителя УФАС по РБ ФИО4 №... от 25 марта 2015 года оставлено без изменения (дело №...).
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО4 №... от 25 марта 2015 года... ФКУ «...» Мостименко А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей за несвоевременное направление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информации о заключенном с ООО «...» государственном контракте №... от 05 июня 2014 года на оказание услуг по ... для нужд ФКУ «...» на общую сумму ... рублей. Информация о заключенном контракте опубликована 07 июля 2014 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ... за номером №....
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 июня 2015 года по жалобеМостименко А.В. постановление заместителя руководителя УФАС по РБ ФИО4 №... от 25 марта 2015 года оставлено без изменения (дело №...).
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО4 №... от 25 марта 2015 года... ФКУ «...» Мостименко А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей за несвоевременное направление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информации о заключенном с ИП ФИО2 государственном контракте №... от 17 июня 2014 года на оказание услуг по ... ФКУ «...» на общую сумму ... рублей ... копейки. Информация о заключенном контракте опубликована 07 июля 2014 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ... за номером №....
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 июня 2015 года по жалобеМостименко А.В. постановление заместителя руководителя УФАС по РБ ФИО4 №... от 25 марта 2015 года оставлено без изменения (дело №...).
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО4 №... от 25 марта 2015 года... ФКУ «...» Мостименко А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей за несвоевременное направление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информации о заключенном с ООО «...» государственном контракте №... от 10 июня 2014 года на оказание услуг по ... в ФКУ «...» на общую сумму ... рубль ... копеек. Информация о заключенном контракте опубликована 21 августа 2014 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ... за номером №....
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 июня 2015 года по жалобеМостименко А.В. постановление заместителя руководителя УФАС по РБ ФИО4 №... от 25 марта 2015 года оставлено без изменения (дело №...).
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО4 №... от 25 марта 2015 года... ФКУ «...» Мостименко А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей за несвоевременное направление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информации о заключенном с ООО «...» государственном контракте №... от 25 июня 2014 года на поставку ... для нужд ФКУ «...» на общую сумму ... рубля ... копеек. Информация о заключенном контракте опубликована 10 июля 2014 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ... за номером №....
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 июня 2015 года по жалобеМостименко А.В. постановление заместителя руководителя УФАС по РБ ФИО4 №... от 25 марта 2015 года оставлено без изменения (дело №...).
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО4 №... от 25 марта 2015 года... ФКУ «...» Мостименко А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей за несвоевременное направление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информации о заключенном с ООО «...» государственном контракте №... от 27 июня 2014 года на оказание услуг по ... для нужд ФКУ «...» на общую сумму ... рублей ... копеек. Информация о заключенном контракте опубликована 10 июля 2014 года в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ... за номером №....
Решением судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 июня 2015 года по жалобеМостименко А.В. постановление заместителя руководителя УФАС по РБ ФИО4 №... от 25 марта 2015 года оставлено без изменения (дело №...).
В жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, Мостименко А.В., не оспаривая обстоятельств дела, правильность квалификации действий, просит отменить вынесенные в отношении нее решения районного суда по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, в связи с процессуальными нарушениями, указывая, что дела об административных правонарушениях неправомерно возбуждены заместителем военного прокурора Уфимского гарнизона, чем нарушен пункт 6 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07 мая 2008 года № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», в силу которого военные прокуроры не имеют права осуществлять надзор за федеральной ... службой Государственной ... службы ..., одним из подразделений которой является ФКУ «...».
Изучение материалов дел об административных правонарушениях и доводов жалоб заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно положениям статьи 29.4 КоАП РФ в порядке подготовки дела к рассмотрению разрешаются вопросы, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, следует учитывать положения, содержащиеся в статье 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ) (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5).
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу части 1 статьи 23.66 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, рассматривают контрольные органы в сфере закупок.
Из вышеизложенного следует, что территориальные органы Федеральной антимонопольной службы уполномочены осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а их должностные лица вправе составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в данной области.
В соответствии с положениями статьи 25.11 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении вправе возбуждать также прокурор в пределах своих полномочий.
Как следует из административных дел, все они возбуждены заместителем военного прокурора Уфимского гарнизона ФИО5
Однако в соответствии с пунктом 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07 мая 2008 года № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» военные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами, в том числе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (за исключением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной служб).
Системный анализ положений приказа № 613 от 23 декабря 2004 года «О создании центров управления силами федеральной противопожарной службы», переименованных в центры управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации приказом № 604 от 22 октября 2009 года, Устава ФКУ «...» о целях его деятельности, Положения о Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 385 от 20 июня 2005 года, типовых штатных расписаний подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (приказ № 129 от 21 марта 2014 года с приложениями №№1, 14) позволяет придти к выводу о том, что ФКУ «...» является подразделением федеральной ... службы Государственной ... службы.
Следовательно, военный прокурор не вправе осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законовдолжностными лицами федеральной ... службы Государственной ... службы. При таких обстоятельствах процедура возбуждения военным прокурором данных дел об административных правонарушениях была нарушена.
Данным обстоятельствам не дана надлежащая оценка должностным лицом органа административного надзора при рассмотрении дел и судьей районного суда по результатам пересмотра постановлений должностного лица о назначении наказаний.
Возбуждение дел об административных правонарушениях военным прокурором за пределами своих полномочий влечет незаконность вынесенных в отношении Мостименко А.В. постановлений должностного лица УФАС по РБ о назначении административных наказаний №..., №..., №..., №..., №..., №... от 25 марта 2015 года и решений судьи районного суда от 24 июня 2015 года по результатам их пересмотра и, следовательно, влечет их отмену, с прекращением производства по делу за недоказанностью обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобы Мостименко А.В. удовлетворить.
Постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО4 №..., №..., №..., №..., №..., №... от 25 марта 2015 года и решения судьи Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 24 июня 2015 года по результатам пересмотра постановлений №..., №..., №..., №..., №..., №... от 25 марта 2015 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ... Федерального казенного учреждения «...» Мостименко А.В. отменить.
Производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств дела.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Уразметов И.Ф.
дело №...