Судья: Кудакова В.В. Дело № 21-741
РЕШЕНИЕ
24 сентября 2015 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.,
при секретаре Дагаевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» на решение судьи Кировского районного суда города Саратова от 26 августа 2015 года, постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Саратовской области от 08 июня 2015 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ООО «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области»,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Саратовской области от 08 июня 2015 года № ООО «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 65000 рублей.
Правонарушение выразилось в том, что в нарушение требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ) в ООО «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» не проведена специальная оценка условий труда.
Решением судьи Кировского районного суда города Саратова от 26 августа 2015 года жалоба ООО «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» на вышеназванное постановление должностного лица оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в областной суд, ООО «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
В обоснование жалобы ее автор указывает, что предусмотренные штатным расписанием общества рабочие места не входят в число рабочих мест, предусмотренных частью 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ, в связи с чем специальная оценка условий труда в соответствии с частью 6 статьи 27 Закона № 426-ФЗ должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года. Кроме того, административным органом не соблюден порядок привлечения общества к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении датирован 27 апреля 2015 года, тогда как распоряжение о проведении документарной проверки издано 08 мая 2015 года. Полагает назначенное наказание несоответствующим характеру совершенного правонарушения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Частью 3 статьи 37 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно статье 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, являются предметом регулирования Закона № 426-ФЗ, который устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда (статья 1).
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Государственной инспекцией труда в Саратовской области внеплановой документарной проверки в ООО «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» установлено, что в нарушение требований статьи 212 ТК РФ и Закона № 426-ФЗ в ООО «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» не проведена специальная оценка условий труда.
Факт совершения ООО «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом № об административном правонарушении от 27 мая 2015 года; распоряжением органа государственного контроля (надзора) муниципального контроля № от 08 мая 2015 года о проведении внеплановой документарной проверки; актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица от 27 мая 2015 года № предписанием № от 27 мая 2015 года об устранении нарушения трудового законодательства; материалами проведенной в отношении ООО «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» проверки.
Противоречий представленные документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
Деятельность работодателя должна осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе ТК РФ и иных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у ООО «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» реальной возможности соблюдать требования трудового законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и законности постановления должностного лица. Данный вывод правильно основан на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Должностным лицом и судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для переоценки не имеется.
Довод жалобы о том, что специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года не основан на нормах действующего законодательства, поскольку это положение согласно части 4 статьи 27 Закона № 426-ФЗ распространяется только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу указанного Федерального закона, то есть до 1 января 2014 года, провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.
По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу части 6 статьи 27 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
В соответствии с частью 4 статьи 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно пункту 8 (действовал до 07 июня 2014 года) Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года № 342н, сроки проведения аттестации устанавливались работодателем исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Анализ указанных положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством, со дня завершения данной аттестации.
Вместе с тем ООО «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» доказательств проведения аттестации на рабочих местах по условиям труда не представлено.
При назначении административного наказания в соответствии с требованиями части 3 статьи 4.1 КоАП РФ учтены характер совершенного ООО «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» административного правонарушения, совершение административного правонарушений впервые, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Назначенное ООО «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» административное наказание в виде административного штрафа, как мера ответственности за совершение административного правонарушения, соразмерна целям административного наказания - целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
Довод жалобы о нарушении порядка привлечения общества к административной ответственности, в связи с наличием в протоколе об административном правонарушении № указания на дату его составления - 27 апреля 2015 года был предметом обсуждения суда первой инстанции и ему дана правильная правовая оценка. Само по себе наличие описки в данном протоколе не свидетельствует о существенных нарушениях процессуальных требований.
Доводы жалобы сводятся к переоценке представленных по делу доказательств и к неверному толкованию норм действующего законодательства. Несогласие с оценкой доказательств, данной судом, не является основанием к отмене судебного решения и постановления должностного лица.
Постановление о привлечении ООО «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела должностным лицом и судом первой инстанции не допущено.
При таком положении оснований к отмене или изменению обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Кировского районного суда города Саратова от 26 августа 2015 года, постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Саратовской области от 08 июня 2015 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью «Служба аварийных комиссаров по Саратовской области» - без удовлетворения.
Судья Г.А. Желонкина