Судья Антонычева Ю.Ю. | Дело № 21-743 |
РЕШЕНИЕ
город Саратов | |
Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.,
при секретаре Камендровском С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства «Вольное» Балалаева М.С. на решение судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 15 ноября 2017 года, постановление заместителя начальника ОГИБДД МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области Карпунина С.А. от 16 октября 2017 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении юридического лица – крестьянского (фермерского) хозяйства «Вольное» Балалаева М.С.,
установил:
постановлением заместителя начальника ОГИБДД МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области майора полиции Карпунина С.А. от 16 октября 2017 года №, оставленным без изменения решением судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 31 октября 2017 года, юридическое лицо – крестьянское (фермерское) хозяйство «Вольное» Балалаева М.С. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в том, что 17 августа 2017 года в 13 часов 35 минут в районе дома 122 по улице Железнодорожной в городе Пугачеве Саратовской области выявлен факт движения грузового автотранспортного средства КАМАЗ №, государственный регистрационный знак №, с прицепом ГКБ, государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО1, с превышением допустимой нагрузки на ось без специального разрешения, в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД РФ). Лицом, осуществившим погрузку груза в транспортное средство, является крестьянское (фермерское) хозяйство «Вольное» Балалаева М.С..
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, крестьянское (фермерское) хозяйство «Вольное» Балалаева М.С. в лице главы Балалаева А.М. просит отменить принятые по делу постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения. Автор жалобы указывает, что крестьянское (фермерское) хозяйство «Вольное» Балалаева М.С. не нарушало Правил перевозки тяжеловесных грузов, взвешивание груза производилось системой дорожного контроля, марку которого сотрудники ДПС не сообщили, свидетельство о поверке и срок очередной поверки системы контроля не указали. Кроме того, ссылаясь на пункт 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 1 статьи 86.1 ГК РФ, Балалаев А.М. утверждает, что крестьянское (фермерское) хозяйство «Вольное» не создавалось как юридическое лицо, а было образовано им как индивидуальным предпринимателем.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Вольное» Балалаева М.С. – Балалаев А.М. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Выслушав Балалаева А.М., исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения судьи и постановления должностного лица в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 31 Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
В силу части 15 статьи 31 Закона № 257-ФЗ и частей 8, 12 статьи 11 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ) погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона № 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство.
Субъектом данного правонарушения является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществившие погрузку груза в транспортное средство.
Как следует из материалов дела, 17 августа 2017 года в 13 часов 35 минут в районе дома 122 по улице Железнодорожной в городе Пугачеве Саратовской области выявлен факт движения грузового автотранспортного средства КАМАЗ №, государственный регистрационный знак №, с прицепом ГКБ, государственный регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО1, с превышением допустимой нагрузки на ось без специального разрешения, в нарушение пункта 23.5 ПДД РФ. Лицом, осуществившим погрузку груза в транспортное средство, является крестьянское (фермерское) хозяйство «Вольное» Балалаева М.С..
Согласно рапорту государственного инспектора ОГИБДД МО МВД России «Пугачевский» ФИО2 выявлен факт движения грузового автотранспортного средства КАМАЗ №, государственный регистрационный знак №, с прицепом с перегрузом (допустимая масса транспортного средства 40000 кг, фактически 45640 кг), что превышает норму.
Из товарно-транспортной накладной от 16 августа 2017 года № следует, что грузоотправителем перевозимого груза является крестьянское (фермерское) хозяйство «Вольное» Балалаева М.С., которое осуществило погрузку груза (пшеница) в указанное транспортное средство, вследствие чего общая масса транспортного средства составила 45640 кг.
Специальное разрешение требуется в случае превышения разрешенной массы на величину более 10%, в данном случае нагрузка на ось составила 14,1 %.
Следовательно, крестьянское (фермерское) хозяйство «Вольное» Балалаева М.С. обязано было соблюдать установленный законом запрет на превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства, однако этого не сделало, чем нарушило требования Законов №№ 257-ФЗ, 259-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: товарно-транспортной накладной на перевозимый груз, протоколами по делу об административном правонарушении № от 16 октября 2017 года и № от 05 октября 2017 года в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства «Вольное» Балалаева М.С. и водителя ФИО1 соответственно, рапортом ИДПС от 18 сентября 2017 года, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 августа 2017 года, сведениями из ЕГРЮЛ в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства «Вольное» Балалаева М.С., иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, крестьянским (фермерским) хозяйством «Вольное» Балалаева М.С. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Рассматривая доводы жалобы Балалаева А.М. о несогласии с привлечением крестьянского (фермерского) хозяйства «Вольное» к административной ответственности как юридическое лицо, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что Балалаев А.М. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства «Вольное» Балалаева М.С., ОГРН №, ИНН №. Основным видом деятельности указанного крестьянского (фермерского) хозяйства является выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур, дополнительными – производство продуктов мукомольной и крупяной промышленности, торговля оптовая зерном, необработанным табаком, сменами и кормами для сельскохозяйственных животных.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство «Вольное» Балалаева М.С. зарегистрировано 16 сентября 1992 года администрацией Пугачевского района.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции от 27 декабря 1990 года, действующей на момент создания крестьянского (фермерского) хозяйства «Вольное» Балалаева М.С.) крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 9 вышеназванного закона после регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона.
В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» с 01 января 1995 года, за исключением отдельных положений, введена в действие часть 1 ГК РФ, пункт 2 статьи 23 которого внес существенные изменения в правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства.
Так, пунктом 2 статьи 23 ГК РФ, отражающей специфику правового статуса граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, установлено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Таким образом, с 01 января 1995 года крестьянские (фермерские) хозяйства не могут быть созданы со статусом юридического лица.
Статьей 7 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что юридические лица, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 6 настоящего Федерального закона и созданные до официального опубликования части первой ГК РФ, а также крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с его приведением в соответствие с нормами части первой Кодекса.
Указанными положениями закон предусмотрел необходимость регистрации изменений правового статуса крестьянских хозяйств в связи с приведением в соответствие с нормами части первой Кодекса, при этом, не устанавливая определенного срока для этого.
С 17 июня 2003 года вступил в законную силу Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», которым, в том числе, признан утратившим силу Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
В соответствии с положениями пунктов 2, 3 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно пункту 3 статьи 23 названного Федерального закона крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 01 января 2021 года. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Вопреки доводам жалобы в материалах дела отсутствуют сведения о том, что с даты вступления в силу части первой ГК РФ, то есть с 01 января 1995 года, правовой статус (организационно-правовая форма) крестьянского (фермерского) хозяйства «Вольное» Балалаева М.С., созданного в форме юридического лица, был приведен в соответствие с требованиями ГК РФ путем государственной регистрации главы указанного хозяйства - Балалаева А.М. в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме того, согласно сведениям с официального сайта Федеральной налоговой службы в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей отсутствуют сведения о регистрации Балалаева А.М. в качестве индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Вольное».
Таким образом, в силу пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» образованное 16 сентября 1992 года крестьянское (фермерское) хозяйство «Вольное» Балалаева М.С. на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы сохраняет статус юридического лица.
Кроме того, согласно примечанию к статье 12.21.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство «Вольное» Балалаева М.С. обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ, как юридическое лицо.
Данных о какой-либо заинтересованности должностных лиц в исходе дела или допущенных ими злоупотреблениях по делу также не установлено, оснований ставить под сомнение факты, указанные должностными лицами в документах, не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что выводы должностного лица и суда первой инстанции о наличии в действиях крестьянского (фермерского хозяйства «Вольное» Балалаева М.С. состава вменяемого административного правонарушения правильно основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Постановление о привлечении крестьянского (фермерского) хозяйства «Вольное» Балалаева М.С. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем оспариваемые постановление должностного лица от 16 октября 2017 года и решение судьи районного суда от 15 ноября 2017 года подлежат изменению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, а также учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие существенных негативных последствий административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств по делу, считаю, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 250000 рублей не соответствует характеру совершенного крестьянским (фермерским) хозяйством «Вольное» Балалаева М.С. административного правонарушения, может повлечь чрезмерное ограничение его прав, что с учетом конкретных обстоятельств дела позволяет снизить размер назначенного ему административного наказания менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного, учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства «Вольное» Балалаева М.С. постановление должностного лица и решение судьи Пугачевского районного суда Саратовской области подлежат изменению путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 125000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 15 ноября 2017 года, постановление заместителя начальника ОГИБДД МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области майора полиции Карпунина С.А. от 16 октября 2017 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства «Вольное» Балалаева М.С. изменить: снизить размер назначенного крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Вольное» Балалаева М.С. административного наказания в виде административного штрафа до 125000 рублей.
В остальной части постановление заместителя начальника ОГИБДД МО МВД России «Пугачевский» Саратовской области майора полиции Карпунина С.А. от 16 октября 2017 года №, решение судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 15 ноября 2017 года оставить без изменения, жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства «Вольное» Балалаева М.С. - без удовлетворения.
Судья Г.А. Желонкина