ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-744/2022 от 24.05.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-744/2022

Р Е Ш Е Н И Е

24 мая 2022 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 марта 2022 года № 12-108/2022,

у с т а н о в и л :

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 от 18.10.2021 года, начальник Государственного казенного учреждения Республики Крым «Автобаза Совета министров Республики Крым» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Данное постановление должностного лица обжаловано в судебном порядке.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 марта 2022 года № 12-108/2022 постановление должностного лица от 18.10. 2021 года отменено. Производство по делу об административном правонарушении, в отношении ФИО3 прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в действиях заявителя.

Не согласившись с решением суда, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новый судебный акт.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, заслушав пояснения защитника ФИО3 - Рогаль А.С., представителя УФАС ФИО4, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с положениями ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок допускается сокращение указанных сроков, или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям названного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов дублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты скончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 2 статьи 53 Закона о контрактной системе).

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 31.12.2020 года заказчиком Государственным казенным учреждением Республики Крым «Автобаза Совета министров Республики Крым» в Единой информационной системе в сфере закупок было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту закупки «Услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей Опель, Мазда и прочих».

В соответствии с разделом I «Информация о сроках проведения аукциона в электронной форме» были установлены следующие сроки: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 06 часов 00 минут 11 января 2021 года по московскому времени и окончания срока предоставления участниками закупки положений документации об электронном аукционе - дата начала предоставления разъяснений положений документации об аукционе: с даты размещения извещения о проведении электронного аукциона; дата окончания предоставления разъяснений положений документации об аукционе 11 января 2021 года, в случае если запрос поступил не позднее 11 января 2021 года.

Документация об аукционе в электронной форме утверждена 29.12.2020 года начальником Государственного казенного Республики Крым «Автобаза Совета министров Республики Крым» ФИО3

Усмотрев в действиях ФИО3 нарушения требований ст. 8 и ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе выразившиеся в сокращении срока подачи заявок на участие в Закупке, должностное лицо УФАС составил в отношении последнего протокол об административном правонарушении по ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 от 18.10.2021 года, начальник Государственного казенного учреждения Республики Крым «Автобаза Совета министров Республики Крым» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях ФИО3, судья районного суда, исходили из того, что отсутствуют основания полагать, что заказчиком в лице начальника Государственного казенного учреждения Республики Крым «Автобаза Совета министров Республики Крым» ФИО3 не были обеспечены гарантии участия в аукционе всех желающих путем фактического сокращения сроков подачи заявок.

Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным актом суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку содержащиеся в нем выводы сделаны без всестороннего анализа и полной проверки всех доказательств, то есть без учета требований статей 24.1, 26.1, 26.2, 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что начальником Государственного казенного учреждения Республики Крым «Автобаза Совета министров Республики Крым» ФИО3 установлен срок подготовки заявки на участие в Закупке, который приходится на выходные и нерабочие праздничные дни. Учитывая, что первым рабочим днем в 2021 году является 11.01.2021 года, в окончание подачи заявок приходится на 11.01.2021 года в 06 часов 00 минут, Заказчиком фактически сокращен срок подачи заявок на участие в Закупке, что недопустимо.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности формулировать выводы о наличии признаков состава административного правонарушения в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, и обсуждать вопросы в сфере закупок, при прекращении производства по делу и за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ, на момент рассмотрения жалобы в суде апелляционной инстанции, по настоящему делу истек.

Поскольку срок давности привлечения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, к административной ответственности в настоящее время истек, возможность правовой оценки действий начальника Государственного казенного Республики Крым «Автобаза Совета министров Республики Крым» ФИО3 на предмет наличия события или состава вменяемого правонарушения утрачена.

Ввиду невозможности ухудшения правового положения лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, суд апелляционной инстанции полагает необходимым прекратить производство по делу, в связи с истечением сроков давности.

Из содержания пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В связи с этим производство по данному делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 марта 2022 года № 12-108/2022 - удовлетворить частично.

Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 марта 2022 года № 12-108/2022 и постановление должностного лица от 18.10 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении начальника Государственного казенного учреждения Республики Крым «Автобаза Совета министров Республики Крым» ФИО1 - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>