Дело № 21-745/2017
Р Е Ш Е Н И Е
19 сентября 2017 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель – заведующего отделом государственного земельного надзора Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 на решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 03 июля 2017 года по делу об административном правонарушении № 12-84/2017,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель – заведующего отделом государственного земельного надзора Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 от 17 февраля 2017 года по делу № 18 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой.
Решением судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 03 июля 2017 года жалоба ФИО1 удовлетворена; постановление должностного лица Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 17 февраля 2017 года по делу № 18, отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Не согласившись с таким решением суда, заместитель главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель – заведующий отделом государственного земельного надзора Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 обратился с жалобой, в которой просит об отмене решения Симферопольского районного суда Республики Крым от 03 июля 2017 года и принятии нового решения об отказе в удовлетворении жалобы ФИО1 на постановление должностного лица от 17 февраля 2017 года по делу № 18.
Жалоба мотивирована тем, что на момент вынесения постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, то есть на момент 17.02.2017 года, в Государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером № как о ранее учтенном объекте недвижимости с видом разрешенного использования по коду 1.16 для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. А в последствии после проведенной проверки, ФИО1 обратилась в администрацию Добровского сельского поселения Симферопольского района с заявлением об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, по итогам рассмотрения которого 13.03.2017 года вынесено постановление об установлении вида разрешенного использования в соответствии с классификатором 2.2.
Проверив доводы жалобы, заслушав заведующего отделом государственного земельного надзора Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, ФИО1, ее представителя ФИО3, возражавших против доводов жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу положений статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Согласно части 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ФИО1 принадлежит на праве собственности следующие участки:
- земельный участок площадью 5750 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, состоит на кадастровом учете с видом разрешенного использования земельным участком – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках;
- земельный участок площадью 5750 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, состоит на кадастровом учете с видом разрешенного использования земельным участком – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках;
- земельный участок площадью 2284кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, состоит на кадастровом учете с видом разрешенного использования земельным участком – для индивидуального жилого строительства.
01 декабря 2016 года председателем Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вынесено распоряжение № 629-01/12 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФИО1
По результатам проведенной органом государственного надзора проверки составлен акт проверки № 234 от 23 марта 2017 года, в соответствии с которым установлено, что на земельном участке, имеющем кадастровый номер №, расположены деревянные беседки, а также частично расположено капитальное деревянное строение – баня. Баня размещена на столбчатом фундаменте, имеет неразрывную связь с землей, перемещение бани невозможно без нанесения несоразмерного ущерба ее назначению. Также на участке расположено капитальное сооружение – навес с двумя угловыми кирпичными пристройками, которое размещено на плитном фундаменте, которое имеет неразрывную связь с землей, его перемещение невозможно без нанесения несоразмерного ущерба назначению.
На основании указанных обстоятельств, 06 февраля 2017 года в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела, заместителем главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель - заведующим отделом государственного земельного надзора Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 27 февраля 2017 года вынесено постановление по делу № 18 об административном правонарушении, в соответствии с которым ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В указанном постановлении отражено, что на земельных участках с видом разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» подразумевается производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.
Проверяя законность и обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности, судья районного суда, основываясь на принципе презумпции невиновности привлекаемого к ответственности лица, пришел к выводу об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При этом суд установил, что право собственности ФИО1 на указанные земельные участки возникло в 2013 году, то есть до введения в действие на территории Республики Крым классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 (далее - классификатор).
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014г. N171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Из материалов дела усматривается, что предыдущему собственнику земельного участка площадью 5750 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № - ФИО4 на основании решения 24 сессии Добровского сельского совета Симферопольского района АРК 23 созыва от 22 августа 2001 года был выдан государственный акт на право частной собственности на землю серии ІІІ-КМ №, согласно которому целевое назначение указанного земельного участка – ведение личного подсобного хозяйства.
В соответствии с договором купли-продажи земельного участка от 24.10.2013 года, регистрационный №, ФИО4 продал, а ФИО1 приняла в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,5750 гектара. Согласно указанному договору купли-продажи целевым назначением данного земельного участка является ведение личного крестьянского хозяйства.
Право собственности ФИО1, приобретенное в соответствии с законодательством государства Украина, подтверждено извлечением из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности от 24.10.2013 года, которым также подтверждено целевое использование земельного участка – ведение личного крестьянского хозяйства.
Согласно положениям ч.ч. 1, 3 ст. 33 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент заключения договора купли-продажи) граждане Украины могут иметь на праве собственности и арендовать земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства. Использование земель личного крестьянского хозяйства осуществляется в соответствии с законом.
В соответствии с разъяснением, данным Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам в письме от 05.04.2002 года № 14-22-4/2080 понятия «личное подсобное хозяйство» (ст. 56 Земельного кодекса Украины от 18.12.1990 года № 561-XII) и «личное крестьянское хозяйство» (ст. 33 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 № 2768-ІІІ) по содержанию тождественны.
Таким образом, видом разрешенного использования указанного выше земельного участка в 2013 году на момент его приобретения ФИО1 и оформления за ней права собственности, являлось ведение личного крестьянского хозяйства.
Более того, Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 утверждено Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, которое устанавливает особенности отнесения к определенной категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешенного использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтенных земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую (далее - установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка).
Согласно п.п. 3 - 6 указанного Положения установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории.
В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.
Изменение категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка на категорию земель и (или) вид разрешенного использования земельного участка, не предусмотренные документами, указанными в пункте 3 или 4 настоящего Положения, возможно только путем внесения изменений в указанные документы или путем принятия новых соответствующих документов.
До принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", с учетом требований Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон об особенностях) и Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель (далее - Таблица).
В соответствии с п. 15 Положения если при внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке Госкомрегистр не может однозначно отнести его к определенной категории и (или) определить вид разрешенного использования, Госкомрегистр направляет в орган местного самоуправления запрос об уточнении сведений о категории и (или) виде разрешенного использования земельного участка.
Орган местного самоуправления обеспечивает направление необходимых сведений, а в случае, установленном пунктом 9 настоящего Положения, - издание и направление в Госкомрегистр распорядительного акта об отнесении к определенной категории земель и (или) определении вида разрешенного использования земельного участка.
Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым или органы местного самоуправления соответствующих сельских, городских поселений, городских округов, осуществляющие распоряжение земельными участками, самостоятельно определяют основные и вспомогательные виды разрешенного использования.
Заинтересованное лицо вправе самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением об установлении категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка (п. 16 Положения).
Как усматривается из материалов дела, постановлением Администрации Добровского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 13.03.2017 года на основании заявления ФИО1 установлен вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на территории Добровского сельского совета, площадью 5750 кв.м., кадастровый № – код 2.2 классификатора видов разрешенного использования земельных участков – размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
Указанное постановление подтверждает использование ФИО1 земельного участка площадью 5750 кв.м., кадастровый № в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка. При этом изменение категории земель и (или) вида разрешенного использования данного земельного участка не проводилось.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, в 2013 году (на момент приобретения ФИО1 земельного участка и оформления за ней права собственности на указанный земельный участок) видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, являлось ведение личного крестьянского хозяйства, выводы должностного лица Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, изложенные в постановлении по делу № 18 от 17.02.2017 года, должным образом не обоснованы и материалами дела не подтверждены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности должностным лицом административного органа наличия в действиях (бездействии) ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
По существу, доводы, изложенные в жалобе, сводятся к субъективной переоценке имеющихся в деле доказательств и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда, поскольку не опровергают правильности выводов судьи районного суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на постановление должностного лица.
Принимая во внимание, что жалоба на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 03 июля 2017 года по делу об административном правонарушении № 12-84/2017 в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
р е ш и л:
Жалобу заместителя главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель – заведующего отделом государственного земельного надзора Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 на решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 03 июля 2017 года по делу № 12-84/2017 – оставить без удовлетворения.
Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 03 июля 2017 года по делу № 12-84/2017 – оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
Копия верна
Судья: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>