ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-745/20 от 24.11.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Курносова А.Н. Дело № 21-745/2020

22RS0013-01-2020-003629-65

21-745/2020 в суде первой инстанции

РЕШЕНИЕ

24 ноября 2020 года г. Барнаул, пр-т Ленина, 25

Судья Алтайского краевого суда Зацепин Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Кораблева М. Н. на решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 14 сентября 2020 года по делу по жалобе Белькова А. А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Кораблева М.Н. от 30 июня 2020 года ***, которым должностное лицо - Бельков А. А., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец <адрес>, начальник управления капитального строительства и инвестиций Федерального казенного предприятия «Бийский Олеумный завод», зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно постановлению о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 21 мая 2020 года, составленному Алтайским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, Федеральное казенное предприятие «Бийский Олеумный завод» (ФКП «БОЗ») является участником федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020» и получателем бюджетных инвестиций в соответствии с графиком их предоставления и дальнейшей реализации.

Отношения, связанные с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон № 275-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона № 275-ФЗ основой для формирования государственного оборонного заказа являются, в том числе, долгосрочные (федеральные) целевые программы в области обороны и безопасности Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 4, 9, 10, 14 ст. 7 Закона № 275-ФЗ к числу основных обязанностей государственного заказчика относятся: принятие необходимых мер по исполнению государственных контрактов; осуществление контроля за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на оплату поставок продукции по государственному оборонному заказу; осуществление контроля за обеспечением головным исполнителем, а также исполнителями поставок продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с государственным контрактом, контрактом; обеспечение приемки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, а также бюджетные инвестиции и предоставление субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита, если подготовка обоснования инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.

Порядок формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 39 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 716, государственный заказчик или заказчик несет ответственность за реализацию инвестиционных проектов в отношении объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, включенных в адресную программу, в том числе за их ввод в эксплуатацию (приобретение) в установленные сроки.

Как установлено в ходе прокурорской проверки, во исполнение ФЦП 06.05.2014 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг) и ФКП «БОЗ» заключили Соглашение № 14209.169999.16.002 на передачу полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов (далее - Соглашение), которым ФКП «БОЗ» переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов по объекту «Реконструкция для создания производства октогена».

22.07.2015 к Соглашению заключено дополнительное соглашение № 2, которым предприятию также переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов по объекту «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» (в целях внедрения технологии № 2.1.6.64), предусмотренному ФЦП.

Согласно п. 1.1. Соглашения предметом соглашения является передача Минпромторгом ФКП «БОЗ» полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, с целью осуществления бюджетных инвестиций в вышеуказанные объекты капитального строительства.

Пунктом 1.2.6 Соглашения закреплено, что Минпромторг передает ФКП «БОЗ» полномочия по осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, представленных на цели заключения и исполнения государственных контрактов.

В п.п. 2.2.2, 22.2.17 Соглашения на ФКП «БОЗ» возлагается обязанность по обеспечению выполнения работ в объеме и сроки, предусмотренные графиком выполнения работ, а также эффективного и целевого использования бюджетных средств, предусмотренных для целей, определенных Соглашением.

Невыполнение организациями обязательств по государственным контрактам (договорам) перед ФКП «БОЗ» не освобождает последнее от выполнения обязательств по Соглашению перед Минпромторгом (п. 4.5 Соглашения).

Сумма подлежащих доведению лимитов бюджетных обязательств средств федерального бюджета при осуществлении бюджетных инвестиций в объект «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» в 2015 году составила <данные изъяты> (дополнительное соглашение от 22 июля 2015 года № 2).

С учетом дополнительного соглашения от 07 сентября 2018 года № 8 сумме подлежащих доведению лимитов бюджетных обязательств средств федерального бюджета при осуществлении бюджетных инвестиций в объект «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» составила <данные изъяты>, из них в 2015 году- <данные изъяты>, в 2018 году- <данные изъяты>, в 2019 году- <данные изъяты>

С учетом дополнительного соглашения от 27 марта 2019 года № 10 сумма подлежащих доведению лимитов бюджетных обязательств средств федерального бюджета при осуществлении бюджетных инвестиций в объект «Реализация для создания промышленного производства продукта ТАТБ» составила <данные изъяты>, из них в 2015 году- <данные изъяты>, в 2018 году- <данные изъяты>, в 2019 году- <данные изъяты>

Средства на реконструкцию объекта доведены Минпромторгом до ФКП «БОЗ» на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Алтайскому краю на соответствующий финансовый год.

В соответствии с графиком выполнения работ по объекту «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» в 2018 году предусмотрено: выполнение строительно- монтажных работ на сумму <данные изъяты>, поставка оборудования на сумму <данные изъяты>, прочие затраты на сумму <данные изъяты>; в 2019 году предусмотрено: выполнение строительно- монтажных работ на сумму <данные изъяты>, поставка оборудования на сумму <данные изъяты>, прочие затраты на сумму <данные изъяты>

Срок выполнения указанных работ в 2018 году установлен на ноябрь, в 2019 года- также на ноябрь.

Иные дополнительные соглашения, определяющие срок выполнения работ по объекту, к Соглашению не заключались.

Во исполнение Соглашения Минпромторгом в лице ФКП «БОЗ» с ООО «Сибирская Энергосервисная Компания» заключен государственный контракт от 25 декабря 2018 года *** на выполнение строительно- монтажных работ и поставку оборудования под монтаж по объекту «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» на сумму <данные изъяты>

В соответствии с п. 5.1 государственного контракта общий срок выполнения работ устанавливается в соответствии с графиком выполнения работ (приложение ***): начало работ- с момента подписания контракта, окончание работ- не позднее 16 декабря 2019 года.

Дополнительным соглашением от 13 декабря 2019 года № 5 к государственному контракту срок окончания работ установлен не позднее 16 сентября 2020 года.

Проверкой установлено, что по состоянию на 20 марта 2020 года строительномонтажные работы и поставка оборудования на объекте «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» выполнена на общую сумму <данные изъяты> то есть не в полном объеме.

Кроме того, п. 2.2.18 Соглашения на ФКП «БОЗ» позложена обязанность своевременно предоставлять отчетность по формам С-2, П-2, 1-ФП, КС-2, КС-3 в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным и конъюнктурный обзор по результатам выполненных работ и по состоянию на 1 июня, на 1 октября и 31 декабря текущего года. Однако, ФКП «БОЗ» отчетность по перечисленным формам не составлялась, в Минпромторг в установленные сроки не направлялась. Предприятием составлялись лишь конъюнктурные обзоры по объекту за период: с. Г января 2015 года по 31 декабря 2015 года, с 01 октября 2018 года по 31 декабря 2018 года, с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года, с 01 июля 2019 года по 30 сентября 2019 года, с 01 октября 2019 года по 31 декабря 2019 года, при этом, сведения об их направлении в Минпромторг в ходе прокурорской проверки не представлены.

ФКП «БОЗ» постановлением прокурора вменено нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций по Соглашению от 06 мая 2014 года ***.169999.16.002, положения ч.ч. 4, 9, 10, 14 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», ч.ч. 1, 3 ст. 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Действия начальника управления капитального строительства и инвестиций Федерального казенного предприятия «Бийский Олеумный завод» Белькова А.А., в обязанности которого в соответствии с должностной инструкцией входит контроль за своевременностью и качеством выполнения работ по реализации мероприятий федеральных целевых программ, использованием выделенных финансовых средств, квалифицированы по ч. 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление, не согласившись с которым Бельков А.А. обратился с жалобой в Бийский городской суд Алтайского края, просил постановление отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что в рамках Дополнительного соглашения *** от 07 сентября 2018 года к Соглашению ***.169999.16.2 от 06 мая 2014 года на передачу полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов между ФКП «БОЗ» и ООО «СЭК» был заключен Государственный контракт от 25 декабря 2018 года *** на выполнение строительно- монтажных работ на поставку оборудования под монтаж по объекту «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАТБ» ФКП «БОЗ», со сроком выполнения работ 16 декабря 2019 года. Дополнительным соглашением от 13 декабря 2019 года № 5, согласно п. 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», внесены изменения в указанный контракт, сроки окончания выполнения работ перенесены на 16 сентября 2020 года. ФКП «БОЗ» правомерно не израсходовало бюджетные средства. Отсутствие до 27 мая 2020 года дополнительного соглашения к соглашению № 14209.169999.16.2 от 06 мая 2014 года об изменении сроков (на 2020 год) доведения лимитов бюджетных обязательств средств федерального бюджета при осуществлении бюджетных инвестиций не нарушает ФКП «БОЗ» условий предоставления бюджетных инвестиций. Изменение сроков выполнения работ по контракту прошло согласование (№ МА-89331/16 от 11 декабря 2019 года (ДСП)) у главного распорядителя бюджетных средств по данному контракту, которым является Минпромторг России. 27 мая 2020 года ФКП «БОЗ» и Минпромторг России заключили дополнительное соглашение № 13 об изменении сроков оплаты работ, после сдачи работ в установленном порядке, но не позднее 30 сентября 2020 года. Таким образом, отсутствуют нарушения условий предоставления бюджетных инвестиций, то есть отсутствует объективная сторона правонарушения.

Решением судьи Бийского городского суда от 14 сентября 2020 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Кораблева М.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Белькова А.А. постановлено отменить, дело возвратить должностному лицу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на новое рассмотрение.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Кораблев М.Н. просит решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 14 сентября 2020 года отменить, дело возвратить в тот же суд для рассмотрения жалобы Белькова А.А. по существу.

Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Белькова А.А.Прусовскую А.С., оставившую вопрос об удовлетворении жалобы на усмотрение суда, пояснив, что условия предоставления бюджетных инвестиций не нарушены, срок исполнения обязательств не истек; заключение прокурора Хворова И.А., полагавшего жалобу подлежащей удовлетворению; проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 15.15.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением нецелевого использования бюджетных средств, выразившегося в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объективной стороной правонарушения по данной статье является нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса (нецелевое использование бюджетных средств).

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального имущества).

Таким образом, целевым направлением бюджетных инвестиций является увеличение стоимости государственного имущества (казны) за счет расходов бюджета. Планирование бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности осуществляется в рамках составления бюджетов, формирования федеральных адресных инвестиционных программ, оценки эффективности инвестиционных проектов (статьи 79.1 и 80 БК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 80 Бюджетного кодекса РФ, решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета принимаются в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в определяемом им порядке.

Частью 3 статьи 80 БК РФ определено, что Правительством Российской Федерации также устанавливаются требования к договорам, заключенным между Правительством Российской Федерации или уполномоченным ими федеральным органом исполнительной власти и юридическим лицом об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций в связи с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, за счет средств федерального бюджета.

Статьей 179.1 БК РФ установлено, что бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства или на приобретение объектов недвижимого имущества, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.

Исходя из буквального толкования условий Соглашений, нарушение срока выполнения работ является нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций.

Также следует отметить, что своевременность реализации инвестиционных проектов в соответствии с нормативными правовыми актами имеет существенное значение как для достижения задач, на разрешение которых направлена та или иная инвестиционная программа, так и для исполнения соответствующих бюджетов.

Показателем эффективности использования предоставленных денежных средств является показатель результативности – срока ввода объекта в эксплуатацию.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по такому делу выяснению подлежат обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.

Как следует из материалов рассматриваемого дела, Белькову А.А. вменено в вину то, что им, как должностным лицом, нарушены условия предоставления бюджетных инвестиций, выразившихся в невыполнении в установленный срок строительно-монтажных работ и поставки оборудования на объекте «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАБТ», на осуществление которых выделялись бюджетные инвестиции. Данные сроки устанавливались графиками (приведенными в постановлении) выполненных работ по указанному объекту, предусмотренным указанными в постановлении Соглашением и заключенному к нему дополнительному соглашению. В постановлении о назначении наказания отражено, что прокурорской проверкой установлено по состоянию на 20 марта 2020 года, что строительно-монтажные работы и поставка оборудования на объекте «Реконструкция для создания промышленного производства продукта ТАБТ» выполнены на сумму <данные изъяты>, т.е. не в полном объеме в срок до 1 декабря 2019 года

Направляя дело на новое рассмотрение должностному лицу административного органа, судья пришел к выводу, что ст.15.15.4 ч.2 КоАП РФ является отсылочной, указание конкретной нормы, за несоблюдение которой ставится вопрос о привлечении к административной ответственности, обязательно. Из содержания постановления по делу об административном правонарушении от 30 июня 2020 года *** следует, что в нем отсутствуют ссылки на нормы материального права, нарушение которых влечет ответственность Белькова А.А. по ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление немотивированно, в нем не указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

В возражениях против направления дела на новое рассмотрение в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю, должностным лицом административного органа обоснованно приведено, что неуказание в постановлении о назначении наказания на нарушение Бельковым А.А. требований ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и ст. 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приведенных прокурором в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, не является существенным нарушением процессуальных требований, поскольку ст.7 указанного ФЗ и ст.179.1 БК РФ являются общими нормами, устанавливающими основные обязанности государственного заказчика в сфере оборонного заказа и положения о федеральных адресных инвестиционных программах и не содержат положений об условиях предоставления бюджетных инвестиций.

Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Обстоятельств, которые в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к возвращению дела на новое рассмотрение без рассмотрения в суде первой инстанции по существу отсутствуют.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю удовлетворить.

Решение судьи Бийского городского суда от 24 сентября 2020 г., вынесенное в отношении Белькова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.4 КоАП РФ, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Бийский городской суд Алтайского края.

Судья: Е.М.Зацепин