ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-748/17 от 17.10.2017 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дело

Судья Магомедов С.И.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

17 октября 2017 г. г. Махачкала

Судья Верховного суда Республики Дагестан ФИО1 при рассмотрении жалобы заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель Республики Дагестан ФИО3 на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ в отношении АО « Дагснаб,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель РД Управления Росреестра по РД от <дата>, АО "Дагснаб" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

В жалобе на указанное решение представитель Росреестра по РД ФИО3 ( доверенность в деле) просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что состав административного правонарушения имеется в действиях АО « Дагснаб», достаточные доказательства представлены, однако судом сделан ошибочный вывод о недоказанности состава указанного правонарушении. Суд не применил Правила землепользования и застройки МО « город Махачкала», не применил ст. 34 п.13 ФЗ от <дата>-Фз « О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», согласно которой только при наличии решения органа местного самоуправления возможно изменение вида разрешенного использования земельного участка и внесение изменения в сведения государственного кадастра недвижимости.

В возражениях на жалобу представитель АО « Дагснаб» ФИО4 просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность, выводы суда подтверждаются материалами дела и сложившейся судебной практикой по таким делам.

Извещенный надлежащим образом представитель Росреестра по РД ФИО3 в суд не явился, о причинах своей неявки не сообщил, поэтому дело рассмотрено без его участия.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, прихожу к выводу, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Согласно ч.3 ст.30.6. КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения;

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.

Судом установлено, что АО « Дагснаб» имеет на праве собственности земельный участок под кадастровым номером 05:40:000056:10470 по адресу: г. Махачкала, <адрес>, , с видом разрешенного использования «под строительство производственной базы и складских помещений». В отношении указанного земельного участка проведены кадастровые работы, земельный участок прошел государственный кадастровый учет, участок застроен и огражден по периметру. На этом земельном участке расположено одноэтажное здание, которое используется под торговую деятельность, имеются магазины « Кристи», Аллюр», « Империя», « Вилари», т.е. используется под коммерческую деятельность.

Указанные обстоятельства не оспаривал представитель АО «Дагснаб» ФИО4, который пояснил, что использование части земельного участка с видом разрешенного использования « под строительство производственной базы и складских помещений» под торговые помещения не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Статьей 42 Земельного кодекса установлено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства допускается на основании разрешения (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса), выдаваемого в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса.

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса).

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенТ1ые в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: -жилым; -общественно-деловым;-производственным; -инженерных и транспортныхинфраструктур; -рекреационным; -сельскохозяйственного использования; -специального назначения; -военных объектов;-иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу положений части 1 статьи 7, части 1, части 2 статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.

Применяя указанные нормы права, суд пришел к правильному выводу, что то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000056:10470, площадью 1444,0 кв.м., используется АО « Дагснаб» с целью эксплуатации зданий торговых магазинов само по себе не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, поскольку функционарное назначение этих зданий относится к вопросу использования объекта недвижимости, а не земельного участка.

Исходя из смысла ст. 8.8. ч.1 КоАП РФ, использование земель не по целевому назначению, то есть не в соответствие с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта.

Суд пришел к правильному выводу, что установленный вид разрешенного использования для спорного участка, размером 1444,0 кв.м., не ограничивает право АО «Дагснаб» использовать здание или его часть, расположенную на этом земельном участке, в определённых им самим целях – под коммерцию, поэтому представленные Росреестром по РД доказательства не являются допустимыми доказательствами, подтверждающими в действиях АО « Дагснаб» состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ.

Согласно ст.9 п. 10. Правил землепользования и застройки г. Махачкалы, земельные участки или объекты капитального строительства, созданные (образованные) в установленном порядке до введения в действие Правил застройки, виды разрешённого использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 10 п.5 указанных Правил, основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участкови объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления городского округа «город Махачкала», государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований, с учетом соблюдения требований технических регламентов, санитарных норм, нормативов градостроительного проектирования Республики Дагестан и/или городского округа «город Махачкала», публичных сервитутов, предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции, ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в зонах с особыми условиями использования территории и другими требованиям установленными в соответствии действующим законодательством.

В соответствие со ст.11 п.2 Правил, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключение указанных в части 4 статьи 10 Правил застройки, осуществляют изменения видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства: 1) без дополнительных согласований и разрешений случаях: - когда один из указанных в градостроительном регламенте основных видов разрешённого использования земельного участка, объекта капитального строительства заменяется другим основным или вспомогательным видом, при этом изменения не требуют перепланировки помещений, конструктивных и инженерно-технических преобразований объектов капитального строительства, для осуществления которых необходимо получение соответствующих разрешений, согласований; - когда один из указанных в градостроительном регламент вспомогательных видов разрешённого использования земельного участка, объекта капитального строительства заменяется другим вспомогательным или основным видом, при этом изменения не требуют перепланировки помещений, конструктивных и инженерно-технических преобразований объектов капитального строительства, для осуществления которых необходимо получение соответствующих разрешении, согласований.

Согласно карте градостроительного зонирования ( л.д. 149-151), спорный земельный участок расположен в зоне жилой застройки «Ж2», что не противоречит требованиям ст. 11 п.2 Правил землепользования и застройки г. Махачкалы.

Применяя указанные Правила и карту градостроительного зонирования, суд выполнил указания вышестоящего суда, правильно применил указанные выше нормы Правил и сделал вывод об отсутствии в действиях АО «Дагснаб» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 ч.1 КоАП РФ.

В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 24.5 КоАП РФ,производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: (п.2) отсутствие состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.8-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы от <дата> в отношении АО « Дагснаб» оставить без изменения, жалобу представителя Росреестра по РД – без удовлетворения.

Судья Верховного суда

Республики Дагестан ФИО1