Дело № 21-754/2022
Р Е Ш Е Н И Е
18.05.2022 года гор. Симферополь
Судья Верховного Cуда Республики Крым С.В. Яковлев, рассмотрев жалобу представителя Государственного унитарного предприятия Республики Татарстан «Головная территориальная проектно-изыскательская научно-производственная фирма «Татинвестгражданпроект» ФИО1 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22.03.2022 года по делу №12-141/2022,
УСТАНОВИЛ
Постановлением начальника управления экологического надзора Южно-Крымского региона – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 №017787/0999 от 27.08.2021 года (далее Постановление №017787/0999 от 27.08.2021 года) Государственное унитарное предприятие Республики Татарстан «Головная территориальная проектно-изыскательская научно-производственная фирма «Татинвестгражданпроект» (далее ГУП «Татинвестгражданпроект») признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 4.2 Закона Республики Крым от 25.06.2015 года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 26 000 рублей.
Не согласившись с указанным выше постановлением, представитель ГУП«Татинвестгражданпроект» ФИО1 обжаловала его в суд.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 22.03.2022 года по делу №12-141/2022 (судья Романенко В.В.) Постановление №017787/0999 от 27.08.2021 года оставлено без изменения, жалоба представителя ГУП«Татинвестгражданпроект» ФИО1 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, представитель ГУП«Татинвестгражданпроект» ФИО1 обратилась с жалобой, в которой просит решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22.03.2022 года по делу №12-141/2022 и Постановление №017787/0999 от 27.08.2021 года отменить.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что судья не связан доводами жалобы и рассматривает дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.2 Закона Республики Крым от 25 июня 2015 года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» незаконное повреждение, удаление (снос, уничтожение) зеленых насаждений на землях, находящихся в собственности Республики Крым, без разрешения, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
При изучении материалов дела установлено, что в результате проведения 11.05.2021 года сотрудниками управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов рейдовых осмотров особо охраняемой природной территории парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Форосский» на парковой куртине №67, расположенного по адресу: Республика Крым, городской округ Ялта, пгт.Форос, Форосский спуск, 1, выявлены факты уничтожения сырорастущих объектов растительного мира до прекращения степени роста: уничтожения до прекращения степени роста сырорастущих объектов растительного мира не отнесенным к особо ценному виду кипарис вечнозеленый диаметром ствола на уровне корневой шейки 1 -ого дерева 30 см., 2-ого дерева многоствольного 17,23,37,24,10,13,25, о чем составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №224 от 11.05.2021 года.
После изучения сведений, изложенных в указанных выше актах обследования территорий на предмет соблюдения природоохранной территории специалистом 1 категории отдела экологического надзора г.Ялты управления экологического надзора Южно-Крымского региона государственным инспектором Республики Крым ФИО3 30.07.2021 года в отношении ГУП «Татинвестгражданпроект» составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому последним нарушены нормы ст. 20 Закона Республики Крым от 10.11.2014 года №50-ЗРК/2015 «О растительном мире», чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 4.2 Закона Республики Крым от 25.06.2015 года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым».
По результатам изучения указанного протокола об административном правонарушении начальником управления экологического надзора Южно-Крымского региона – старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО2 27.08.2021 года принято Постановление №017787/0999, которым ГУП «Татинвестгражданпроект» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.2 Закона Республики Крым от 25.06.2015 года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым», и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 26000 рублей.
Судья Ялтинского городского суда Республики Крым, оставляя по результатам рассмотрения дела №12-141/2022 без изменений Постановление №017787/0999, исходил из того, что материалами дела подтверждается наличие в действиях ГУП «Татинвестгражданпроект» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 4.2 Закона Республики Крым от 25.06.2015 года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым».
Однако, указанные выводы судьи Ялтинского городского суда Республики Крым являются преждевременными.
Ч. 2 ст. 1.3 Закона Республики Крым от 25.06.2015 года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым» предусмотрено, что действия (бездействие), предусмотренные разделом II настоящего Закона, в случае, если они могут быть квалифицированы как правонарушение, предусмотренное Особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат квалификации в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.2 Закона Республики Крым от 25.06.2015 года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым», заключается в незаконном повреждении, удалении (сносе, уничтожении) зеленых насаждений на землях, находящихся в собственности Республики Крым, без разрешения, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
При этом обязательным для квалификации по указанному составу противоправного действия (бездействия) в качестве административного правонарушения является условие, что эти действия (бездействие) не могут быть квалифицированы как правонарушение, предусмотренное Особенной частью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также, что эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как следует из материалов дела, событие правонарушения выявлено на особо охраняемой природной территории.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Закон № 33-ФЗ) законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Закона № 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Согласно ст. 59 Закона № 7-ФЗ правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В соответствии с преамбулой к Закону № 33-ФЗ под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Из пунктов 2 и 3 ст. 36 Закона № 33-ФЗ следует, что законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Республики Крым от 10.11.2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» (далее Закон Республики Крым № 5-ЗРК/2014) особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с ч. 2 ст.3 Закона Республики Крым № 5-ЗРК/2014 к особо охраняемым природным территориям Республики Крым, не установленным Законом № 33-ФЗ, относятся объекты регионального значения: природные территории и объекты - заповедные урочища, ландшафтно-рекреационные парки; искусственно созданные объекты - парки-памятники садово-паркового искусства, зоологические парки (вышеуказанного закона).
Советом министров Республики Крым 05.02.2015 года принято распоряжение № 69-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым», которым утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым (далее Перечень) и в раздел «Парки-памятники садово-паркового искусства регионального значения» включен: парк-памятник садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Форосский».
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 13.02.2017 года № 293 утверждено Положение о парке-памятнике садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Форосский» (далее Положение).
Согласно пунктам 7.3, 74 Положения ответственность за нарушение режима парка устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым. Посетители парка, а также правообладатели земельных участков, расположенных в границах парка, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны парка и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
В соответствии с подпунктом 6 п. 4.1 Положения на территории парка запрещается любая деятельность, не связанная с выполнением возложенных на него задач и угрожающая его сохранению, в частности уничтожение или повреждение деревьев, травянистой растительности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», к другим особо охраняемым государством природным территориям, исходя из положений ст. 2 Закона № 33-ФЗ, относятся природные парки, дендрологические парки и ботанические сады, образованные в установленном порядке. Перечень категорий особо охраняемых территорий является открытым. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
При этом в указанных разъяснениях обращено внимание на то, что нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах подлежат квалификации по статье 8.39 КоАП РФ, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) содержат признаки преступлений, предусмотренных главой 26 Уголовного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения жалобы на Постановление №017787/0999 от 27.08.2021 года судьёй Ялтинского городского суда Республики Крым не проверено наличие такого квалифицирующего признака, как отсутствие в действиях (бездействии) лица, совершившего противоправное деяние, признаков уголовно наказуемого деяния.
Судом установлено, что постановлением заместителя начальника отдела СЧ СУ МВД по Республике Крым ФИО4 от 17.03.2021 года возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту незаконного повреждения не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, совершенного в особо крупном размере на территории парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Форосский», однако, судьёй Ялтинского городского суда Республики Крым не проверено, имеется ли возбужденное уголовное дело по факту нарушения норм и правил, регулирующих режим использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, то есть, не установлено отсутствие в действиях (бездействии) привлекаемого к ответственности юридического лица признаков преступлений, предусмотренных главой 26 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьёй Ялтинского городского суда Республики Крым не установлено наличие либо отсутствие оснований прекращения производства по делу применительно к положениям п. 3 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, согласно которому постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.
Таким образом, судьёй Ялтинского городского суда Республики Крым при проверке законности и обоснованности Постановление №017787/0999 от 27.08.2021 года не проверено наличие всех квалифицирующих признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.2 Закона Республики Крым от 25.06.2015 года № 117-ЗРК «Об административных правонарушениях в Республике Крым», при этом необходимые для этого сведения не истребованы, обстоятельства, установленные при производстве по делу должностным лицом административного органа, не проверены, надлежащая оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам не дана.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в нарушение требований статей 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ судьёй Ялтинского городского суда Республики Крым не были выяснены все обстоятельства, подлежащие выяснению, не дана оценка всем доказательствам в их совокупности, что не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям КоАП РФ о всесторонности, полноте, объективности и своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 22.03.2022 года по делу №12-141/2022 подлежит отмене, а дело в отношении Государственное унитарное предприятие Республики Татарстан «Головная территориальная проектно-изыскательская научно-производственная фирма «Татинвестгражданпроект» возвращению на новое рассмотрение в Ялтинский городской суд Республики Крым.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22.03.2022 года по делу №12-141/2022 отменить, дело в отношении Государственное унитарное предприятие Республики Татарстан «Головная территориальная проектно-изыскательская научно-производственная фирма «Татинвестгражданпроект» возвратить на новое рассмотрение в Ялтинский городской суд Республики Крым.
Жалобу представителя Государственного унитарного предприятия Республики Татарстан «Головная территориальная проектно-изыскательская научно-производственная фирма «Татинвестгражданпроект» ФИО1 удовлетворить частично.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>