ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
г.Уфа РБ 15 декабря 2014 г.
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Багиеве Р.А.,
с участием Первушкиной Ю.Н. – защитника Зарипова М.Р. – лица, в отношении которого возбуждено административное производство, на основании доверенности №... от 12 декабря 2014 г.,
в отсутствие ФИО1 – государственного инспектора, консультанта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, вынесшей постановление о назначении административного наказания,
извещенной надлежащим образом о дате и месте рассмотрения жалобы заказным судебным извещением (л.д.94-97),
рассмотрев жалобу государственного инспектора, консультанта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО1 на решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2014 г., которым:
постановление государственного инспектора, консультанта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО1 №... от 05 августа 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Зарипова М.Р. отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава правонарушения, чем удовлетворена жалоба Зарипова М.Р.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора, консультанта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО1 №... от 05 августа 2014 г. ... Зарипов М.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей за нарушение требований к охране водного объекта реки ..., которое повлекло его загрязнение, связанное со сбросом загрязненных сточных вод с предельно допустимыми концентрациями (далее – ПДК) вредных веществ для водоемов рыбохозяйственного значения через железобетонный коллектор городской ливневой канализации, расположенный на ... берегу реки ... около жилых домов №№... по ул.... г...., чем нарушены пункт 2 статьи 55, пункт 6 статьи 56, пункт 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации (л.д.10-12).
Судьей Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан по жалобе Зарипова М.Р. 29 сентября 2014 г. вынесено вышеуказанное решение.
Не соглашаясь с решением судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2014 г., в Верховный Суд Республики Башкортостан с жалобой обратилась государственный инспектор, консультант Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО1, предлагая его отменить в связи с необоснованностью вывода судьи первой инстанции об отсутствии в действиях ... Зарипова М.Р. состава правонарушения.
В возражениях на жалобу Зарипов М.Р. предлагает решение судьи оставить без изменения. Указывается, что Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан не обладает полномочиями по осуществлению государственного контроля в области водоотведения. Поскольку к полномочиям органов местного самоуправления не отнесена охрана водных объектов, не принадлежащих им на праве собственности, то результаты проверки считаются недействительными.
Изучив материалы дела, выслушав защитника Зарипова М.Р. – Первушкину Ю.Н., проверив доводы жалобы и возражений, нахожу решение судьи первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15 апреля 2014 г. Стерлитамакским территориальным управлением Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее – Территориальное управление) в рамках рассмотрения обращения ФИО2., поступившего с сайта «...» проекта «...» через Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, с выездом на место установлен факт сброса загрязненных сточных вод (хозяйственно-бытовых стоков) с сильным запахом с территории города ... в реку ... через железобетонный коллектор городской ливневой канализации на ... берегу около жилых домов №№... по ул.....
Должностное лицо органа административного надзора установив нарушения пункта 2 статьи 55, пункта 6 статьи 56, пункт 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, привлекая к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ ... Зарипова М.Р., исходит из того, что сброс загрязненных сточных вод имеет место с территории города ... в реку ... через железобетонный коллектор городской ливневой канализации, муниципальное казенное учреждение ... является структурным подразделением администрации городского округа город ..., подотчетным главе и заместителю главы по вопросам строительства и городского хозяйства администрации городского округа город ..., ответственным за организацию водоотведения в администрации города является ... Зарипов М.Р. В период с апреля после обращения СТУ Минэкологии РБ письмом исх. №... от 25 апреля 2014 г. в администрацию города о необходимости принятия соответствующими службами города срочных мер по ликвидации сброса загрязненных сточных вод в реку ... через указанный железобетонный коллектор городской ливневой канализации до июня 2014 г. меры по прекращению сброса в реку ... сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, приняты не были. В силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа водоотведения отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Судья первой инстанции, отменяя постановление должностного лица органа надзора о назначении административного наказания и прекращая производство по делу за отсутствием состава правонарушения в отношении ... Зарипова М.Р., указал, что в материалах дела не содержится данных о том, что водный объект – река ... является собственностью муниципального образования.
Однако с таким выводом судьи первой инстанции согласиться нельзя.
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.
Правонарушения, предусмотренные статьей 8.13 КоАП РФ, посягают на порядок охраны водных объектов.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 8.13 КоАП РФ, являются должностные лица, юридические лица.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно пункту 2 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием.
В силу пункта 8 статьи 1 Водного кодекса РФ водопользователем является юридическое лицо, которому предоставлено право пользования водным объектом.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под использованием водных объектов (водопользование) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты могут использоваться с обязательным осуществлением мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации под охраной водных объектов понимается система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (пункт 17); под сточными водами - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (пункт 19).
Пунктом 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу части 2 статьи 39 этого же Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу части 4 статьи 35 Водного Кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с частью 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу части 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Пунктом 5 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844, установлено, что предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По данному делу установлен факт сброса загрязненных сточных вод с сильным (хозяйственно-бытовых стоков) запахом с территории города ... в реку ... через железобетонный коллектор городской ливневой канализации на ... берегу около жилых домов №№... по ул..... При этом дважды – в апреле и июне 2014 г. были отобраны пробы в сбрасываемых стоках, по результатам количественного химического анализа отобранных проб зафиксировано превышение нормативов ПДК для водоемов рыбохозяйственного значения. После обращения СТУ Минэкологии РБ письмом исх.№... от 25 апреля 2014 г. в администрацию города о необходимости принятия соответствующими службами города срочных мер по ликвидации сброса загрязненных сточных вод в реку ... через указанный железобетонный коллектор городской ливневой канализации до июня 2014 г. меры по прекращению сброса в реку ... сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, приняты не были. Ответственным лицом в администрации города за водоотведение является ....
На основании статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям администрации отнесены, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ) водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1);
согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (пункт 7).
Согласно статье 26 Федерального закона от 7 декабря 2011 N 416-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Согласно письму заместителя главы Администрации городского округа город ...ФИО3. от 18 июля 2014 г. №..., ответственным за организацию водоотведения в границах городского округа город ... Республики Башкортостан является ... (л.д.27).
Одной из основных задач ... является организация в границах городского округа город ... водоотведения (пункт 2.2 должностной инструкции, утвержденной распоряжением главы администрации №... от ... 2013 г., л.д.28,29).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. ФИО4. не выполнены надлежащим образом обязанности ... по соблюдению законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Вывод судьи первой инстанции о том, что в действиях Зарипова М.Р. отсутствует состав вмененного правонарушения из-за того, что водный объект – река ... не является собственностью муниципального образования, противоречит приведенным выше нормативным правовым актам, в силу которых охрана водных объектов не связана с правом собственности на них. Установлено фактическое пользование Администрацией городского округа город ... водным объектом река ..., на администрацию округа возложены вопросы водоотведения, в которые в том числе включаются вопросы очистки сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, принятие мер по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты. Зарипову М.Р. вменено непринятие мер по сохранению водного объекта, что повлекло превышение в сбрасываемых в реку ... сточных водах нормативов допустимого воздействия на водный объект.
При таких обстоятельствах в ходе производства по настоящему делу не были выполнены требования статьи 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ влекущим отмену решения судьи городского суда и направление дела на новое рассмотрение, срок давности привлечения к административной ответственности по которому не истек.
При новом рассмотрении следует проверить доводы сторон, дать оценку доводам, содержащимся в возражениях Зарипова М.Р. о том, что Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан не обладает полномочиями по осуществлению государственного контроля в области охраны водных объектов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу государственного инспектора, консультанта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьей 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Зарипова М.Р. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова