ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-768/19 от 03.12.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

№ 21-768/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск 3 декабря 2019 г.

Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «УК «Макском» П. на решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутск от 21 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «УК «Макском»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 17 апреля 2019 г. ООО «УК «Макском» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Решением судьи Свердловского районного суда г. Иркутск от 21 августа 2019 г. постановление должностного лица службы государственного жилищного надзора от 17 апреля 2019 г. оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, генеральный директор ООО «УК «Макском» П. просит решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутск от 21 августа 2019 г. отменить, в части назначенного наказания, применить положение статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказания ООО «УК «Макском» в виде предупреждения.

Проверив с учетом требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебный материала по жалобе, доводы жалобы, заслушав генерального директора ООО «УК «Макском» П., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «УК «Макском» должностным лицом и судьей Свердловского районного суда г. Иркутск соблюдено.

Согласно части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность установлена за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

На основании статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном части 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам (ч. 2).

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.1).

Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4).

Согласно статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензионными требованиями являются, в том числе требования, установленные Правительством Российской Федерации (п. 7 ч. 1).

Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований (ч. 2).

Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110.

В соответствии с пунктом 3 указанного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются, в том числе требования: соблюдения требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пп. «а»); исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (пп. «б»).

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491.

На основании пункта 5 указанных Правил в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

Согласно пункту 10 этих Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе:

- соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

- безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290.

В соответствии с пунктом 21 указанного Перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, в том числе относится организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; а также проведения работ по устранению нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, при выявлении.

Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410.

На основании пункта 8 данных Правил работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.

Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании возмездного договора о техническом диагностировании указанного оборудования, заключаемого с организацией, отвечающей требованиям, установленным разделом IX указанных Правил.

Техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в целях:

- определения фактического технического состояния указанного газового оборудования либо его составных частей;

- поиска и определения неисправности внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

- определения срока возможного дальнейшего использования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Согласно пункту 10 Правил работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются специализированной организацией или иной организацией, которые соответствуют требованиям, установленным разделом IX Правил.

Порядок проведения диагностики технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утверждён Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 3 мая 2000 года № 101.

В соответствии с пунктом 3.4 части 3 указанного Порядка первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с пунктом 3.8.5 «Правил безопасности в газовом хозяйстве», утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30 ноября 1998 г. № 71, производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.

Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 21 июля 2000 г. № 42 действие Правил безопасности в газовом хозяйстве, утвержденных Федерального горного и промышленного надзора России от 30 ноября 1998 г. № 71, отменено.

Вместе с тем, срок, по истечении которого производится первичная диагностика внутреннего газопровода, также установлен Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 3 мая 2000 г. № 101 - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.

На основании пункта 3.5 Порядка работы по диагностике внутренних газопроводов проводятся специализированными организациями, имеющими лицензии Федерального горного и промышленного надзора России или Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу на диагностику внутренних газопроводов. Указанные специализированные организации не могут создаваться на базе или при участии обслуживающих газопроводы предприятий и должны быть полностью независимы от них.

Согласно пункту 3.8 Порядка основной задачей диагностики является определение потребности (вида и объемов работ) в ремонте систем внутреннего газоснабжения, а также определение остаточного ресурса системы после проведения ремонта. В качестве остаточного ресурса (в соответствии с ГОСТ 27.002-89) принимается наработка остающихся без замены участков системы от момента диагностики ее технического состояния до перехода в неработоспособное состояние. Остаточный ресурс (в годах) устанавливается как дополнительный нормативный срок службы, после истечения которого должна проводиться очередная повторная диагностика системы.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 21 июня 2016 г. № 654-ст взамен ГОСТ 27.002-89 принят ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения», который введён в действие с 1 марта 2017 г.

В соответствии с пунктом 3.3.5 ГОСТ 27.002-2015 остаточный ресурс – это суммарная наработка объекта от момента контроля его технического состояния до момента достижения предельного состояния.

Согласно Примечанию № 2 к п. 3.5.12 ГОСТ 27.002-2015 на основе данных мониторинга осуществляется контроль технического состояния и остаточного ресурса объекта.

Как следует из материалов дела, что 28 апреля 2015 г. ООО «УК Макском» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

На основании договора управления многоквартирным домом от 22 ноября 2017 г. в управлении ООО «УК Макском» находится газифицированный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>.

На основании распоряжения заместителя руководителя Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 6 февраля 2019 г., изданного с целью исполнения поручения заместителя Председатель Правительства Российской Федерации от 16 января 2019 года № Номер изъят, в отношении ООО «УК Макском» назначена и проведена выездная внеплановая проверка в рамках лицензионного контроля.

В ходе указанной проверки было выявлено несоблюдение ООО «УК Макском» законодательства Российской Федерации в области управления многоквартирными домами, выразившееся в не заключении договора на проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, а также не проведении таких работ по истечении нормативного срока эксплуатации внутридомового газового оборудования.

Факт совершения ООО «УК «Макском» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается собранными по делу доказательствами; протоколом об административном правонарушении от 2 апреля 2019 г., договором управления многоквартирным жилым домом, расположенном по адресу: <адрес изъят>, от 22 ноября 2017 г.; актом проверки от 13 марта 2019 г., которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела должностное лицо и при его пересмотре судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства. Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, должностное лицо и судья Свердловского районного суда г. Иркутска пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «УК «Макском» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела и при его пересмотре не допущено.

Судьей Свердловского районного суда г. Иркутск при рассмотрении жалобы защитника ООО «УК «Макском» Ф. доводы о незаконности постановления заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 17 апреля 2019 г. тщательно исследованы и обоснованно отвергнуты как несостоятельные.

Вопреки доводам жалобы, оснований для замены назначенного обществу административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется. С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.

Административное наказание назначено ООО «УК «Макском» в пределах санкции части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы генерального директора ООО «УК «Макском» П. не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иных доводов, которые бы свидетельствовали об отсутствии в действиях ООО «УК «Макском» состава вмененного административного правонарушения либо могли бы повлечь отмену состоявшихся по делу актов, в жалобе не приведено.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены либо изменения постановления заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 17 апреля 2019 г. и решения судьи Свердловского районного суда г. Иркутск от 21 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «УК «Макском» не имеется.

Действия главы ООО «УК «Макском» правильно квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ООО «УК «Макском» к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Какие-либо существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

постановление заместителя руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 17 апреля 2019 г. и решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутск от 21 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «УК «Макском» оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «УК «Макском» П. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья П.И. Слепнёв