№ 21-770/2023
УИД 38RS0032-01-2023-003930-34
решение
г. Иркутск 1 ноября 2023 г.
Судья Иркутского областного суда Карнышов А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. на решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 6 сентября 2023 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении геолога АО «(данные изъяты)» Уткиной Е.А.,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. от 20 июля 2023 г. Номер изъят геолог АО «(данные изъяты)» Уткина Е.А. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 6 сентября 2023 г. постановление должностного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории от 20 июля 2023 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении геолога АО «Усольестройматериалы» Уткиной Е.А., отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, государственный инспектор Российской Федерации Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. просит отменить решение судьи городского суда. Приводит доводы о преждевременности выводов судьи об отсутствии в действиях должностного лица Уткиной Е.А. состава административного правонарушения. Судья не принял во внимание, что при осуществлении хозяйственной деятельности АО «(данные изъяты)» не проводятся обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду в результате поступления в почву эксплуатируемых земельных участков загрязняющих веществ, ликвидации последствий такого загрязнения, что является нарушением подпункта 2 пункта 2 статьи 13, абзаца 4 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Геолог АО «(данные изъяты)» Уткина Е.А., защитник Баженов Н.Н., государственный инспектор Российской Федерации Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив с учётом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Часть 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Основанием для привлечения геолога АО «(данные изъяты)» Уткиной Е.А. к административной ответственности, предусмотренной названными нормами, послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы о нарушении абзаца 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого собственники земельных участков т лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, а также информация, предоставленная АО «(данные изъяты)» от Дата изъята исх. Номер изъят, о том, что Обществом мероприятия по охране земель земельного участка с кадастровым Номер изъят не проводились, план мероприятий по охране земель АО «(данные изъяты)» не разрабатывался.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья городского суда пришёл к выводу об отсутствии доказательств загрязнения земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадь которого является незначительной и хозяйственная деятельность на нём не ведётся, АО «(данные изъяты)».
С указанными выводами судьи Усольского городского суда Иркутской области согласиться нельзя.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» внеплановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в 2022 - 2023 годах проводятся в исключительных случаях, в том числе, по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.
Поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 24 октября 2022 г. № ВА-П11- 17970 Абрамченко В.В. определено Росприроднадзору провести в границах территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области, подвергшейся загрязнению в результате прошлой экономической деятельности, связанной с производством химической продукции, контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных внеплановых проверок в период с Дата изъята по Дата изъята в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) на предмет соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, эксплуатируемые юридическими лицами, согласно приложению Номер изъят к настоящему поручению.
На основании решения от Дата изъята Номер изъят-р, в редакции решения от Дата изъята Номер изъят-р, в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) в границах территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области, подвергшейся загрязнению в результате прошлой экономической деятельности, связанной с производством химической продукции, в период с Дата изъята по Дата изъята и с Дата изъята г. по Дата изъята . Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории проведена внеплановая выездная проверка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят с целью оценки соответствия деятельности АО «(данные изъяты)», осуществляемой на указанных объектах недвижимости, обязательным требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды, по результатам которой Дата изъята составлен акт Номер изъят.
На земельных участках с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят расположены опоры ЛЭП-6кВ, принадлежащие на праве собственности АО «(данные изъяты)».
В ходе проведения внеплановой выездной проверки Дата изъята проведён осмотр земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят в присутствии представителя по доверенности от Дата изъята АО «(данные изъяты)» Помазкина С.Н., по результатам визуального осмотра территории земельных участков установлено следующее:
1. земельный участок с кадастровым номером Номер изъят приобретён АО «(данные изъяты)» на основании договора купли-продажи от Дата изъята г. Номер изъят, имеет сложный контур (многоконтурный), состоит из трёх контуров (частей), площади контуров (вокруг опор ЛЭП) составляют от 3,98 до 13,28 кв.м. На указанном земельном участке размещена линия электропередач ЛЭП-6кВ.
В ходе проведения визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером Номер изъят экспертом-почвоведом ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» визуально установлено отсутствие почвы. Факт сброса каких-либо загрязняющих веществ на территорию земельного участка с кадастровым номером Номер изъят не зафиксирован. Наличие отходов производства и потребления на почве не установлено.
2. земельный участок с кадастровым номером Номер изъят приобретён АО «(данные изъяты)» на основании договора купли-продажи от Дата изъята г. Номер изъят, имеет сложный контур (многоконтурный), состоит из десяти контуров (частей), площади контуров (вокруг опор ЛЭП) составляют от 3,96 до 4,05 кв.м. На указанном земельном участке размещена линия электропередач ЛЭП-6кВ (опоры №Номер изъят). Факт сброса каких-либо загрязняющих веществ на территорию земельного участка с кадастровым номером Номер изъят не зафиксирован, наличие отходов производства и потребления на почве не установлено. Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят расположен вдоль северо-западной стороны автодороги, на противоположной стороне дороги на расстоянии около 400 м. расположен земельный участок с кадастровым номером Номер изъят с видом разрешенного использования для эксплуатации золоотвала Номер изъят (эксплуатируемый ООО «(данные изъяты)»), также на расстоянии 1300 м расположен земельный участок с кадастровым номером Номер изъят с видом разрешенного использования для эксплуатации шламонакопителя (ранее эксплуатируемый ООО «(данные изъяты)»). В целях определения возможного негативного воздействия загрязняющих веществ на почву с привлечением ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» на территории части земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, на которой размещена опора ЛЭП-6 кВ Номер изъят, а также на территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающего негативного воздействия, выполнен отбор проб почв.
По результатам анализа отобранных проб почв установлено, что концентрация загрязняющих веществ в отобранных пробах почвы, превышает фоновые значения по следующим загрязняющим веществам, в том числе специфичным для прошлой хозяйственной деятельности АО «(данные изъяты)» (экспертное заключение по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от Дата изъята г. Номер изъят): железо в 1,3 раза; кобальт в 1,1 раза; медь превышает; нефтепродукты от 2,5 до 3,3 раза; никель от 1,1 до 1,2 раза; хром в 1,8 раза; цинк в 1,3 раза; ртуть (общая) от 7,5 до 17,8 раз. Площадь загрязнения равна 3,98 кв.м.
В соответствии с экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного земельного надзора от Дата изъята Номер изъят на территории части земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, на которой размещена опора ЛЭП – 6 кВ Номер изъят, органогенный плодородный слой антропогенно-преобразованной почвы, сформированной техногенным слоем при рекультивации территории, составляет 8 см, и имеет очень низкие показатели плодородия. В почве отмечается превышение загрязнителей, что указывает на деградацию почвенного покрова.
Согласно информации, предоставленной АО «(данные изъяты)» от Дата изъята исх. Номер изъят, за указанный период Обществом мероприятия по охране земель земельного участка Номер изъят не проводились, план мероприятий по охране земель АО «(данные изъяты)» не разрабатывался.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе, радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе, принимать меры пожарной безопасности (абзац 4 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.
В силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по (данные изъяты) области и Байкальской природной территории геолог АО «(данные изъяты)» Уткина Е.А. признана виновной не только в совершении действий, повлекших уничтожение плодородного слоя почвы и порчу земель, а также в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Судья городского суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица Росприроднадзора привёл мотивы отсутствия вины геолога АО «(данные изъяты)» Уткиной Е.А. только в совершении действий, повлекших уничтожение плодородного слоя почвы и порчу земель, однако не привёл мотивов отсутствия в действиях Уткиной Е.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не дал оценку сведениям, содержащимся в материалах дела, о том, что при осуществлении хозяйственной деятельности АО «(данные изъяты)» не проводились обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду в результате поступления в почву земельного участка с кадастровым номером Номер изъят загрязняющих веществ: железо, кобальт, нефтепродукты, никель, хром, цинк, ртуть (общая), ликвидации последствий такого загрязнении, что является нарушением подпункта 2 пункта 2 статьи 13, абзаца 4 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод судьи городского суда об отсутствии в действиях АО «(данные изъяты)» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является преждевременным и не соответствует требованиям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
Допущенные судьёй Усольского городского суда Иркутской области при пересмотре дела по жалобе нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене решения и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 6 сентября 2023 г., вынесенное в отношении геолога АО «(данные изъяты)» Уткиной Е.А., подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - направлению в Усольский городской суд Иркутской области на новое рассмотрение, поскольку срок привлечения к административной ответственности не истёк.
При новом рассмотрении судье надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, обеспечить возможность участникам процесса для представления доказательств, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства с учётом доводов жалобы, и принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. удовлетворить.
Решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 6 сентября 2023 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении геолога АО «(данные изъяты)» Уткиной Е.А. отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении геолога АО «(данные изъяты)» Уткиной Е.А. возвратить на новое рассмотрение в Усольский городской суд Иркутской области.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья А.И. Карнышов