№ 21-771/2023
УИД 38RS0032-01-2023-003929-37
решение
7 ноября 2023 года .г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 на решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 11 сентября 2023 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Усольестройматериалы»,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории, консультанта отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов и земельного надзора ФИО2 от 20 июля 2023 года № З-995-в/1 акционерное общество «Усольестройматериалы» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере четырехсот тысяч рублей.
Решением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 11 сентября 2023 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 просит об отмене судебного акта, ссылаясь на несоответствие его требованиям законодательства.
Законный представитель АО «Усольестройматериалы», государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Учитывая, что необходимым и обязательным участие указанных лиц в судебном заседании не признано, полагаю возможным рассматривать жалобу в их отсутствие.
В судебном заседании защитник ФИО3 против удовлетворения жалобы возражал.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении Управления Росприроднадзора по Иркутской области, материалы дела Усольского городского суда Иркутской области Номер изъят, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Часть 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Основанием для привлечения АО «Усольестройматериалы» к административной ответственности, предусмотренной названными нормами, послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы о нарушении абзаца 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, а также информация, предоставленная АО «Усольестройматериалы» от 2 декабря 2022 года исх. № 149, о том, что Обществом мероприятия по охране земель земельного участка с кадастровым Номер изъят не проводились, план мероприятий по охране земель АО «Усольестройматериалы» не разрабатывался.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья городского суда пришел к выводу об отсутствии доказательств загрязнения земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадь которого является незначительной и хозяйственная деятельность на нем не ведется, АО «Усольестройматериалы».
С указанными выводами судьи Усольского городского суда Иркутской области согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» внеплановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в 2022-2023 годах проводятся в исключительных случаях, в том числе, по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.
Поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 24 октября 2022 года № ВА-П11- 17970 ФИО4 определено Росприроднадзору провести в границах территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области, подвергшейся загрязнению в результате прошлой экономической деятельности, связанной с производством химической продукции, контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных внеплановых проверок в период с 27 октября 2022 года по 1 марта 2023 года в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) на предмет соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, эксплуатируемые юридическими лицами, согласно приложению Номер изъят к настоящему поручению.
На основании решения от 25 ноября 2022 года Номер изъят-р, в редакции решения от 1 декабря 2022 года Номер изъят-р, в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) в границах территории городского округа города Усолье-Сибирское Иркутской области, подвергшейся загрязнению в результате прошлой экономической деятельности, связанной с производством химической продукции, в период с 30 ноября 2022 года по 1 декабря 2022 года и с 15 декабря 2022года по 26 декабря 2022года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории проведена внеплановая выездная проверка в отношении земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят с целью оценки соответствия деятельности АО «Усольестройматериалы», осуществляемой на указанных объектах недвижимости, обязательным требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды, по результатам которой 26 декабря 2022 года составлен акт № З-995-в.
На земельных участках с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят расположены опоры ЛЭП-6кВ, принадлежащие на праве собственности АО «Усольестройматериалы».
В ходе проведения внеплановой выездной проверки 30 ноября 2022 года проведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят в присутствии представителя по доверенности от 29 ноября 2022 года АО «Усольестройматериалы» ФИО5, по результатам визуального осмотра территории земельных участков установлено следующее.
Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят приобретен АО «Усольестройматериалы» на основании договора купли-продажи от 17 января 2013года Номер изъят, имеет сложный контур (многоконтурный), состоит из трех контуров (частей), площади контуров (вокруг опор ЛЭП) составляют от 3,98 до 13,28 кв.м. На указанном земельном участке размещена линия электропередач ЛЭП-6кВ.
В ходе проведения визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером Номер изъят экспертом-почвоведом ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» визуально установлено отсутствие почвы. Факт сброса каких-либо загрязняющих веществ на территорию земельного участка с кадастровым номером Номер изъят не зафиксирован. Наличие отходов производства и потребления на почве не установлено.
Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят приобретен АО «Усольестройматериалы» на основании договора купли-продажи от 17 января 2013года Номер изъят, имеет сложный контур (многоконтурный), состоит из десяти контуров (частей), площади контуров (вокруг опор ЛЭП) составляют от 3,96 до 4,05 кв.м. На указанном земельном участке размещена линия электропередач ЛЭП-6кВ (опоры №№ 37-46). Факт сброса каких-либо загрязняющих веществ на территорию земельного участка с кадастровым номером Номер изъят не зафиксирован, наличие отходов производства и потребления на почве не установлено. Земельный участок с кадастровым номером Номер изъят расположен вдоль северо-западной стороны автодороги, на противоположной стороне дороги на расстоянии около 400 м. расположен земельный участок с кадастровым номером Номер изъят с видом разрешенного использования для эксплуатации золоотвала 04-20/75 (эксплуатируемый ООО «Байкальская энергетическая компания»), также на расстоянии 1300 м расположен земельный участок с кадастровым номером Номер изъят с видом разрешенного использования для эксплуатации шламонакопителя (ранее эксплуатируемый ООО «Усольехимпром»). В целях определения возможного негативного воздействия загрязняющих веществ на почву с привлечением ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» на территории части земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, на которой размещена опора ЛЭП-6 кВ № 39, а также на территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающего негативного воздействия, выполнен отбор проб почв.
По результатам анализа отобранных проб почв установлено, что концентрация загрязняющих веществ в отобранных пробах почвы, превышает фоновые значения по следующим загрязняющим веществам, в том числе специфичным для прошлой хозяйственной деятельности АО «Усольехимпром» (экспертное заключение по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 14 декабря 2022г. № 489-ГЛ-2022): железо в 1,3 раза; кобальт в 1,1 раза; медь превышает; нефтепродукты от 2,5 до 3,3 раза; никель от 1,1 до 1,2 раза; хром в 1,8 раза; цинк в 1,3 раза; ртуть (общая) от 7,5 до 17,8 раз. Площадь загрязнения равна 3,98 кв.м.
В соответствии с экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного земельного надзора от 20 декабря 2022 года № 075-Г-2022 на территории части земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, на которой размещена опора ЛЭП – 6 кВ № 39, органогенный плодородный слой антропогенно-преобразованной почвы, сформированной техногенным слоем при рекультивации территории, составляет 8 см, и имеет очень низкие показатели плодородия. В почве отмечается превышение загрязнителей, что указывает на деградацию почвенного покрова.
Согласно информации, предоставленной АО «Усольестройматериалы» от 2 декабря 2022 года исх. № 149, за указанный период Обществом мероприятия по охране земель земельного участка Номер изъят не проводились, план мероприятий по охране земель АО «Усольестройматериалы» не разрабатывался.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе, радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе, принимать меры пожарной безопасности (абзац 4 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.
В силу части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 АО «Усольестройматериалы» признано виновным не только в совершении действий, повлекших уничтожение плодородного слоя почвы и порчу земель, но и в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Судья Усольского городского суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица Росприроднадзора привел мотивы отсутствия вины АО «Усольестройматериалы» только в совершении действий, повлекших уничтожение плодородного слоя почвы и порчу земель, однако не привел мотивов отсутствия в действиях АО «Усольестройматериалы» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не дал оценку сведениям, содержащимся в материалах дела, о том, что при осуществлении хозяйственной деятельности АО «Усольестройматериалы» не проводились обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду в результате поступления в почву земельного участка с кадастровым номером Номер изъят загрязняющих веществ: железо, кобальт, нефтепродукты, никель, хром, цинк, ртуть (общая), ликвидации последствий такого загрязнении, что является нарушением подпункта 2 пункта 2 статьи 13, абзаца 4 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод судьи городского суда об отсутствии в действиях АО «Усольестройматериалы» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует требованиям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
Допущенные судьёй Усольского городского суда Иркутской области при пересмотре дела по жалобе нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене решения и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 11 сентября 2023 года, вынесенное в отношении АО «Усольестройматериалы», подлежит отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению в Усольский городской суд Иркутской области на новое рассмотрение, поскольку срок привлечения к административной ответственности не истек.
При новом рассмотрении дела судье надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, обеспечить возможность участникам процесса для представления доказательств, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства с учетом доводов жалобы, и принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 удовлетворить.
Решение судьи Усольского городского суда Иркутской области от 11 сентября 2023 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Усольестройматериалы» отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Усольестройматериалы» возвратить на новое рассмотрение в Усольский городской суд Иркутской области.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья М.А. Ткачук