ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-772/2016 от 16.11.2016 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Автушин Ф.А. Дело № 21-772/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного суда Республики Коми Машкина И.М.

при секретаре Вахниной Т.В.

рассмотрев 16 ноября 2016 года жалобу администрации ... района МО ГО "..." на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 сентября 2016 года, которым изменено постановление ГИБДД УМВД России по г.... от 08 июля 2016 года <Номер обезличен> о привлечении Администрации ... района МО ГО "..." к административной ответственности по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, размер назначенного наказания в виде административного штрафа снижен до ...., в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения ДИ И ОД ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару по делу об административном правонарушении <Номер обезличен> от 08.07.2016 администрация ... района МО ГО "..." привлечена к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация ... района МО ГО "..." обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой.

По результатам рассмотрения жалобы администрации ... района МО ГО "..." судьей Сыктывкарского городского суда постановлено вышеуказанное решение.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, администрация ... района МО ГО "..." просит отменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи как незаконные, указывая, что администрация не является субъектом вменяемого административного правонарушения.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Как следует из материалов дела, <Дата обезличена> года в ... минут группой в составе: старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г. ... государственного инспектора дорожного надзора отделения ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г.... при обследовании улицы ...... района города ... выявлены нарушения п.3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", выразившиеся в том, что на проезжей части имеются продольные и поперечные трещины в асфальтовом покрытии, многочисленные выбоины, размеры которых превышают предельно допустимые значения по длине 15 см, ширине- 60 см, глубине -5 см, а именно:

- напротив д. <Адрес обезличен> геометрические параметры выбоины составили по длине 60 см., ширине -220 см. и глубине - 12см.;

- напротив д. <Адрес обезличен> геометрические параметры выбоины составили по длине 300м., ширине - 40см. и глубине - более 15 см.;

- напротив д. <Адрес обезличен> геометрические параметры выбоины составили по длине 320м., ширине - 100см. и глубине - 11,5 см.;

- напротив д.<Адрес обезличен> геометрические параметры выбоины составили по длине 350м., ширине - 230м. и глубине - более 15см.;

- напротив д. <Адрес обезличен> геометрические параметры выбоины составили по длине 280м., ширине - 150см. и глубине - более 12 см.;

- напротив д.<Адрес обезличен> имеется занижение обочины относительно уровня дорожного полотна более 15 см.;

- напротив д. <Адрес обезличен> геометрические параметры выбоины составили по длине 80см., ширине - 250см. и глубине- более 9 см.;

Выявленные нарушения требования ГОСТа зафиксированы в акте от <Дата обезличена> года, составленному по результатам обследования в ходе осмотра.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации ... района МО ГО "Сыктывкар" к административной ответственности по статьей 12.34 КоАП РФ.

С выводами должностного лица о виновности администрации ... района МО ГО "..." в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, согласился судья городского суда, при этом применив статью 4.1 коАП РФ снизил размер назначенного администрации административного наказания в виде штрафа до ... рублей.

Состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебный акт законными признать нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, выражается в совершении деяния, выразившегося в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93).

Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона).

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 54, пп.1 п. 2 ст.58, пп.19 п.4 ст.58, п.4 ст.64 Устава МО ГО "..." администрация ... района МО ГО ..." осуществляет права собственника в отношении объектов движимого и недвижимого имущества, в том числе в отношении объектов улично-дорожной сети расположенных на территории ... района. Следовательно, на администрацию ... района МО ГО "...", как орган местного самоуправления, и исполняющую функции и полномочия собственника в отношении муниципального имущества, расположенного на территории ... района МО ГО "..." возложена обязанность, в том числе и по содержанию и ремонту дорог и улиц местного значения, расположенных на указанной территории.

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями, в том числе по созданию муниципальных предприятий и учреждений.

Согласно части 4 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Пунктом 3 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что в целях осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

К числу перечисленных в пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится в том числе решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года 3 7-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 названной статьи.

В силу статьи 69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Как следует из материалов дела, на территории ... района МО ГО "..." создано и функционирует ... муниципальное унитарное предприятие "..." (далее ЭМУП "..."), в отношении которого администрация ... района МО ГО "..." исполняет функции и полномочия учредителя. При этом в осуществление деятельности ЭМУП "..." входит, в том числе и деятельность по содержанию дорог и лиц, расположенных на территории ... района МО ГО "...

Распоряжением руководителя администрации ... района МО ГО "..." <Номер обезличен> "О передаче имущества МО ГО "..."" в хозяйственное ведение" из казны МО ГО "..." в хозяйственное ведение ЭМУП "..." по акту приемо-передачи от ... передано имущество в виде автомобильных дорог, улиц и т.д., в том числе улица ....

В целях реализации возложенных полномочий по содержанию улично-дорожной сети в надлежащем состоянии в соответствии с требованиями законодательства, <Дата обезличена> между администрацией ... района МО ГО "..." и ЭМУП "..." заключено соглашение <Номер обезличен> на предоставление в ... году ЭМУП "..." субсидий на частичное возмещение затрат по ремонту объектов внешнего благоустройства МО ГО "..." и принадлежащих ЭМУП "..." на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного Соглашения администрация ... района МО ГО "..." в соответствии с Решением совета МО ГО "..." от <Дата обезличена><Номер обезличен> "О бюджете муниципального образования городского округа "..." на ... год и на плановый период <Номер обезличен> годов", постановлением администрации МО ГО "..." от <Дата обезличена><Номер обезличен> "Об утверждении порядков предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров (работ, услуг) за счет средств бюджета МО ГО "..." в <Дата обезличена> году" предоставила ЭМУП "..." субсидию на частичное возмещение затрат по ремонту объектов внешнего благоустройства МО ГО ..." и принадлежащих ЭМУП ..." на праве хозяйственного ведения в размере ... рублей, в том числе 4 ... на ремонт улиц ... района МО ГО "...".

<Дата обезличена> во исполнение взятых на себя обязательств по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства, в том числе улиц и дорог ... района МО ГО "..." ЭМУП "..." заключило с ООО СПК "..." договор <Номер обезличен> на выполнение ремонта объектов внешнего благоустройства ... района МО ГО "...", в том числе ремонт улиц ... района. Срок исполнения работ <Дата обезличена>.

Аналогичное Соглашении было заключено между администрацией ... района МО ГО "..." и ЭМУП "..." <Дата обезличена>, в соответствии с которым за счет бюджета МО ГО "..." в <Дата обезличена> году ЭМУП "..." представлена субсидия на частичное возмещение затрат по ремонту объектов внешнего благоустройства МО ГО "..." и принадлежащих ЭМУП "..." на праве хозяйственного ведения в размере ... рублей.

<Дата обезличена> в установленном порядке путем проведения открытого аукциона в электронной форме между ЭМУП "..." и ООО "..." заключен договор подряда <Номер обезличен> на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог и улиц, путем асфальтирования на территории ... района МО ГО "...", со сроком выполнения работ до <Дата обезличена>

Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в целях обеспечения выполнения функции в области содержания автомобильных дорог и улиц, в том числе ... района МО ГО "..." Администрацией было создано ЭМУП "...", автомобильная дорога по улице ... принадлежит указанному учреждению на праве оперативного управления, оно является лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Соответствующая деятельность учреждения финансируется из средств муниципального бюджета администрации МО ГО "...". Следовательно, Администрация не является лицом, ответственным за указанные в постановлении должностного лица факты нарушений требований ГОСТа Р50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

При таких обстоятельствах администрация ... района МО ГО "..." не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, и необоснованно привлечена к административной ответственности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного, обжалуемое постановление должностного лица и решение судьи нельзя признать законными и обоснованными. Данные постановление и решение судьи подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ в отношении администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора отделения ДИ И ОД ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару по делу об административном правонарушении <Номер обезличен> от 08.07.2016 Н измененное решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 сентября 2016 года, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 сентября 2016 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Судья подпись И.М.Машкина

Копия верна: судья -