ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-772/2022 от 25.05.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №21-772/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 на решение Керченского городского суда Республики Крым от 24.03.2022 года по делу № 12-3/2022,

УСТАНОВИЛ

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по Республике Крым и городу Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 от 28.09.2021 года №10-82-338-П-3 (далее Постановление №10-82-338-П-3) юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» (далее ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» обжаловал его в суд.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 24.03.2022 года по делу № 12-3/2022 (судья Киселев Е.М.) Постановление №10-82-338-П-3 отменено, производство по делу об административном правонарушении по ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения, жалоба ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» удовлетворена.

Не согласившись с указанным решением, государственный инспектор Российской Федерации в области окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 подала жалобу, в которой просит решение Керченского городского суда Республики Крым от 24.03.2022 года по делу № 12-3/2022 отменить, Постановление №10-82-338-П-3 оставить без изменения.

В судебном заседании, которое состоялось 25.05.2022 года представители ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» возражали против удовлетворения жалобы.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1КоАПРФ).

В соответствии с ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Судья Керченского городского суда Республики Крым, отменяя Постановление №10-82-338-П-3 и прекращая производство по делу об административном правонарушении по ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» в связи с отсутствием события административного правонарушения, на основании которых оно было вынесено, исходил из того, что у ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» до получения комплексного экологического разрешения отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производств и потребления и лимитов на их размещение.

Указанные выводы судьи Керченского городского суда Республики Крым являются законными и обоснованными.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ).

В силу частей 1 и 2 статьи 18 Закона № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (часть 1).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 2).

Материалы дела свидетельствуют о том, что на основании Решения руководителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 04.08.2021 года № 10-ВП-П-59 в период времени с 10.08.2021 года по 23.08.2021 была проведена плановая выездная проверка ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» по вопросам соблюдения им лицензионных требований.

В ходе проведения проверки установлено, что ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» на основании Лицензии № (91) - 3766 - СТОУБ осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду 1 категории, при этом нормативы образования отходов и лимиты на их размещение обществом не разработаны и не утверждены, что является нарушением требований ст. 18 Закона № 89-ФЗ, статей 21, 24 Закона № 7-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Ч.1 ст.18 Закона №89-ФЗ определено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Понятия комплексного экологического разрешения, наилучшей доступной технологии установлены в ст. 1 Закона № 7-ФЗ.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 8.12.2020 года № 1029 (далее - Порядок) предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории в случае, предусмотренном п. 12 ст.31.1 Закона № 7-ФЗ, и в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона № 89-ФЗ, территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический надзор.

Согласно указанному Порядку для объектов I категории, а также в случае, предусмотренном п. 12 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ, для объектов II категории обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение включается в заявку на получение комплексного экологического разрешения, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 11.10.2018 года № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 23.06.2020 года № 383 (пункт 5).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( Закона №219-ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом № 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Согласно ч. 6 ст. 11 Закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение (ч. 7 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

Переходными положениями о сроках получения комплексного экологического разрешения, установленными Законом № 219-ФЗ, предусмотрено, что с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 данной статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 данной ст. (ч. 1.1 ст. 11 Закона № 219-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ установлено, что для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно основным понятиям, установленным в ст. 1 Закона № 7-ФЗ, наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

При изучении материалов дела установлено, что ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте I категории, относящемся к области применения наилучших доступных технологий и не включенном в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.

Согласно отчету о проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» на объекте реализуются технологические процессы и виды деятельности, относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий в части обезвреживания отходов термическим способом (сжигание отходов, низкотемпературный пиролиз), утилизации и обезвреживания отходов (кроме обезвреживания термическим способом).

Также на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 5.07.2021 года № 862 ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» выдано разрешение № 35715000/1-21 на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), согласно которому в период с 5 июля 2021 года до получения комплексного экологического разрешения, но не более чем до 1 января 2025 года обществу разрешено осуществлять выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Учитывая требования частей 1, 6, 7 ст. 11 Закона № 219-ФЗ, судьей Керченского городского суда Республики Крым в ходе рассмотрения дела № 12-3/2022 сделан правильный вывод о том, что ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» обязано получить комплексное экологическое разрешение до 01.01.2025 года, поскольку получило разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух со сроком действия - до получения комплексного экологического разрешения, но не более чем до 1 января 2025 года, а также сведения включениии объекта общества в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень в материалах дела отсутствуют.

Согласно п. 5 Порядка для объектов I категории обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение включается в заявку на получение комплексного экологического разрешения.

Следовательно, субъектам, эксплуатирующим объекты I категории, установлена обязанность в получении именно комплексного экологического разрешения, на основании которого устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, при этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность и иные сроки отдельной разработки таких нормативов и лимитов в отсутствие заявки общества на получение комплексного экологического разрешения.

Изучив указанные выше документы в ходе рассмотрения дела № 12-3/2022, судья Керченского городского суда Республики Крым пришел к обоснованному выводу о том, что материалами дела не подтверждаются утверждения контролирующего органа о том, что у ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» до получения комплексного экологического разрешения возникла обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.

Указанные выше обстоятельства послужили основание для постановки Керченским городским судом Республики Крым решения, которым Постановление №10-82-338-П-3 отменено, производство по делу об административном правонарушении по ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «КРЫМ-ЭКОГИДРОТЕХ» прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Возражения, изложенные в жалобе, не опровергают выводов судьи Керченского городского суда Республики Крым и по существу сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела, которые исследованы судом и получили надлежащую правовую оценку.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены решения Керченского городского суда Республики Крым от 24.03.2022 года по делу № 12-3/2022.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ

Решение Керченского городского суда Республики Крым от 24.03.2022 года по делу № 12-3/2022 оставить без изменений.

Жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 оставить без удовлетворения.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>