ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-773/2022 от 25.05.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-773/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Cуда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель начальника Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоевой О.Д. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.04.2022 года по делу №12-165/2022,

У С Т А Н О В И Л

Постановлением главного государственного инспектора в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель начальника Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоевой О.Д. от 29.07.2021 года №28/50-25 Вострокнутов Геннадий Александрович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Вострокнутов Геннадий Александрович обжаловал его в суд.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.04.2022 года по делу №12-1165/2022 постановление главного государственного инспектора в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель начальника Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоевой О.Д. от 29.07.2021 года №28/50-25, которым Вострокнутов Геннадий Александрович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей отменено, дело возвращено на новое рассмотрение уполномоченному должностному лицу.

Не согласившись с указанным решением главный государственный инспектор в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель начальник Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоева О.Д. подала жалобу, в которой просит решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.04.2022 года по делу №12-165/2022 отменить, постановление главного государственного инспектора в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель начальника Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоевой О.Д. от 29.07.2021 года №28/50-25 оставить без изменения.

В судебном заседании 25.05.2022 года представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым настаивала на удовлетворении жалобы, указав, что при проведении внеплановая выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт.Кацивели, участок 6.112, кадастровый номер 90:25:070501:962, установлен факт нецелевого использования этого земельного участка, что послужило основанием для привлечения Вострокнутова Геннадия Александровича к административной ответственности, представитель Вострокнутова Геннадия Александровича (далее Вострокнутов Г.А.) возражал против отмены решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.04.2022 года по делу №12-1165/2022.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ,, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.

Согласно ст.36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1), владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации положений статьи 9 (часть 1) и статьи 36 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве основного принципа земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (Постановление от 30. 06.2011 года №13-П; определения от 24.12.2013 года №2153-О, от 24.03.2015 года № 671-О, от 23.06.2015 года№1453-О и от 28.02.2017 г. №443-О).

Данный принцип земельного законодательства призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли как важнейшего компонента окружающей среды; этой же цели служат положения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и целевым назначением (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.09. 2017 года № 1919-О).

В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст.1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Ст. 40 ЗК РФ определены правомочия собственников земельных участков на их использование, к которым, в числе прочего, отнесены права на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, и осуществление других прав на использование земельного участка, предусмотренных законодательством (подпункты 2, 4 пункта 1 данной статьи).

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Ст. 85 ЗК РФ определяет, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков и обязателен для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Материалы дела свидетельствуют о том, что на основании распоряжения заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 19.05.2021 года № 1119-02/2 в период с 22.06.2021 года по 01.07.2021 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый , по результатам которой установлено, что указанный земельный участок, площадью 597 кв.м, принадлежащий на праве собственности Вострокнутову Г.А., относится к категории земель «земли поселений» с разрешенным видом использования «для индивидуального жилищного строительства».

На данном земельном участке по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт.Кацивели, ул.Профессора В.В. Виткевича, д.33, расположены принадлежащие на праве собственности Вострокнутову Г.А. объекты капитального строительства:

2-х этажный жилой дом, площадью 45.9 кв.м (кадастровый номер , договор дарения от 21.08.2013 года, право зарегистрировано 24.09. 2020 года); 2-х этажный жилой дом, площадью 38.8 кв.м (кадастровый номер , договор дарения от 21.08.2013 года, право зарегистрировано 28 декабря 2020 года); 4-х этажный жилой дом, площадью 254.6 кв.м (кадастровый номер , договор дарения от 11.08.2013 года, право зарегистрировано 15.11.2016 года).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым земельный участок с кадастровым номером 90:25:070501:962 относится к территориальной зоне ТЗ-01/1-1276, которая предусматривает:

- основные виды разрешенного использования: «Для индивидуального жилищного строительства» код 2.1 (п1); «Для ведения личного подсобного хозяйства» код 2.2; «Блокированная жилая застройка» код 2.3; «Коммунальное обслуживание» код 3.1; «Образование и просвещение» код 3.5; «Обеспечение внутреннего правопорядка» код 8.3; «Земельные участки (территории) общего пользования» код 12.0; «Ведение огородничества» код 13.1; «Ведение садоводства» код 13.2;

- условно-разрешенные виды использования: «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка» код 2.1.1; «Хранение автотранспорта» код 2.7.1; «Культурное развитие» код 3.6; «Религиозное использование» код 3.7; «Магазины» код 4.4; «Банковская и страховая деятельность» код 4.6; «Объекты дорожного сервиса» код 4.9.1; «Спорт» код 5.1;

- вспомогательные виды разрешенного использования: «Социальное обслуживание» код 3.2; «Бытовое обслуживание» код 3.3.

В ходе указанной проверки должностными лицами установлено, что Вострокнутов Г.А. осуществляет деятельность по кратковременной сдаче жилья физическим лицам как налогоплательщик налога на профессиональный доход, то есть фактически оказывает гостиничные услуги при том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым принадлежащий ему земельный участок относится к территориальной зоне ТЗ-01/1-1276, которая не предусматривает размещение гостиниц и иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них, в связи с чем должностным лицом административного органа 16.06.2021 года в отношении Вострокнутова Г.А. составлен протокол об административном правонарушении.

Оценив материалы проверки, главный государственный инспектор в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель начальник Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоева О.Д. 29.07.2012 года приняла постановление №28/50-25, которым Вострокнутов Г.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8КоАПРФ, указав при этом, что в настоящее время при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , путем размещения на нем гостиниц, иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды, установлено нарушение требований ст.ст. 7, 42 ЗК РФ.

Ст.26.1 КоАП РФ предусмотрено, что при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч.1 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Судья Ялтинского городского суда Республики Крым, вынося 06.04.2022 года решение по делу №12-1165/2022, которым отменено постановление главного государственного инспектора в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель начальника Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым НорбоевойО.Д. от 29.07.2021 года №28/50-25, а дело возвращено на новое рассмотрение уполномоченному должностному лицу, исходил из того, что материалами дела не подтверждается обоснованность выводов должностного лица контролирующего органа о том, что Вострокнутов Г.А. при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , осуществляет размещение на нем гостиниц, поскольку материалы административного дела не подтверждают, что объекты недвижимости, расположенные на указанном земельном участке, подлежат отнесению к одному из видов размещения применительно к понятиям, закрепленным в ст. 1 Федерального закона от 24.11. 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», согласно которым:

средство размещения - имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц (абзац 32);

гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации. К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру, деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности (абзац 33);

гостиничные услуги - комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (абзац 34);

классификация гостиниц - отнесение гостиниц к определенным категориям, установленным положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации, на основании оценки соответствия гостиниц и предоставляемых в них гостиничных услуг требованиям, установленным этим положением (абзац 35).

При этом согласно приказу Росстата от 30.06.2021 года № 461 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения в сфере туризма» также установлены понятия, применяемые в сфере туризма: специализированные средства размещения - объекты туристской индустрии, представляющие собой коллективные средства размещения, которые предоставляют услуги размещения и дополнительные услуги в соответствии с назначением, специализацией, профилем работы и (или) направлением деятельности, а именно туристские, оздоровительные, спортивные, физкультурно-оздоровительные, образовательные и другие; гостиницы (отели) - средства размещения, представляющие собой имущественные комплексы, включающие в себя здание или часть здания, помещения и иное имущество, в которых предоставляются услуги размещения и, как правило, услуги питания, имеющие службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг; меблированные комнаты - помещения, предназначенные для проживания туристов, с ограниченным перечнем оказываемых услуг, как правило, без услуг питания и других дополнительных услуг; гостевые дома - коллективные средства размещения гостиничного типа небольшой вместимости (мини-гостиницы), предоставляющие услуги временного проживания, в которых не предусмотрено оказание всего спектра гостиничных услуг.

Доводы жалобы главного государственного инспектора в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель начальника Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоевой О.Д. не опровергают правильность выводов судьи Ялтинского городского суда Республики Крым, изложенных в решении по делу №12-165/2022 от 06.04.2022 года.

При таких обстоятельствах по результатам изучения материалов дела, доводов жалобы, оценке пояснений, изложенных представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебном заседании, отсутствуют основания для отмены решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.04.2022 года по делу №12-165/2022.

Руководствуясь ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 06.04.2022 года по делу №12-165/2022 оставить без изменений.

Жалобу главного государственного инспектора в городе Ялта Республики Крым по использованию и охране земель начальника Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоевой О.Д. оставить без удовлетворения.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>