ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-777/18 от 24.10.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-777/2018

Р Е Ш Е Н И Е

24 октября 2018 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю ФИО3 на решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 07 августа 2018 года по делу № 12-105/2018,

у с т а н о в и л :

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю ФИО3 от 07 мая 2018 года № 04-07-70/2018 начальник хозяйственного отдела Федерального государственного унитарного предприятия «Судостроительный завод «Море» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 07 августа 2018 года по делу № 12-105/2018 жалоба ФИО1 – удовлетворена, указанное постановление должностного лица от 07 мая 2018 года № 04-07-70/2018 отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Не согласившись с указанным решением, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды, начальник Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю ФИО3 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить решение суда от 07 августа 2018 года, его постановление от 07 мая 2018 г. – оставить без изменения.

Жалоба мотивирована тем, что вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела, оценка доказательств не была основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, защитников ФИО1 – Шульга А.Г., Рябова А.В., возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектом указанного правонарушения, являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предметом выступают отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Статьей 1 Закона № 89-ФЗ установлены следующие основные понятия: отходы производства и потребления (далее отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В силу п. 3, 4 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. При обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Согласно ст. 16 Федерального закона № 89-ФЗ транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

В соответствии с положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов I - IV классов опасности лицензируется.

В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.

Как усматривается из материалов дела, 26.03.2018 г. уполномоченными лицами, на основании п. 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 ноября 2017 года № Пр-2319, приказа от 22 декабря 2017 года № 539-од осуществлен рейдовый осмотр специализированного автотранспорта на территории въезда на полигон ТКО г. Феодосия по адресу: Республика Крым, <...> км Орджоникидзевского шоссе, с целью проведения комплекса мероприятий, направленных на выявление и пресечения деятельности по незаконному транспортированию и размещению отходов.

По результатам рейдового осмотра составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 26 марта 2018 года № 04-05-96/4/2018.

В результате рейдового осмотра было проверено 1 специализированное автотранспортное средство, находящееся в хозяйственном введении ФГУП «СЗ «Море», которое осуществляло транспортировку твердых коммунальных отходов (отходов производства и потребления) на полигон ТКО г. Феодосия, а именно: специализированное автотранспортное средство с номерным знаком под управлением водителя ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеющего водительское удостоверение серии 8203 , у которого при себе отсутствовали паспорта на отходы I-IV класса опасности, удостоверение, подтверждающее допуск к работе с отходами I-IV класса опасности, на специализированном автомобиле отсутствовал знак, подтверждающий транспортировку отходов опасных для окружающей среды.

Представителями лаборатории ФГБУ ЧерАзТехмордирекции согласно заявке на обеспечение надзорного мероприятия от 19 марта 2018 года исх. № 04-15/199 в вышеуказанном специализированном автотранспортном средстве отобраны пробы на определение морфологического состава отходов, токсичности и класса опасности отхода. Составлен акт отбора проб отходов от 26 марта 2018 года № 158Т. Обеспечение надзорного мероприятия в части лабораторных исследований, измерений и испытаний проведено на базе аккредитованной экоаналитической лаборатории, аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21 АИ01, выдан 21.01.2014 г. Отбор проб отходов производился в соответствии с ПНД Ф 16.3.55-08, ПНД Ф Т 14.1:5:4.12-06 Т 16.1:2:3:3.9-06 в одной точке (объединенная проба).

10 апреля 2018 года ФГБУ «ЧерАзтехмордирекцией» представлено экспертное заключение по результатам лабораторных исследований проб отходов от 03 апреля 2018 года, согласно которого, на основании анализа компонентного состава пробы 1010 определено, что отходы, транспортируемые ФГУП «СЗ «Море» 26 марта 2018 года на полигон ТКО г. Феодосии относятся к отходам IV класса опасности. Класс опасности отхода для окружающей природной среды определен расчетным методом в соответствии с приказом МПР РФ от 04 декабря 2014 г. № 536 «Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду». По результатам токсикологического анализа воздействия водной вытяжки следует, что отходы, транспортировавшиеся 26 марта 2018 года ФГУП «СЗ «Море» на полигон ТКО г. Феодосии, оказывают токсическое действие на окружающую среду.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю ФИО3 от 07 мая 2018 года № 04-07-70/2018 начальник хозяйственного отдела Федерального государственного унитарного предприятия «Судостроительный завод «Море» ФИО1 привлечен по ст. 8.2 КоАП РФ за нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ, поскольку ФИО1 допустил к транспортированию отходов IV класса опасности водителя ФИО7 без удостоверения о повышении квалификации по программам «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами» либо «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-V класса опасности», за нарушение ст. 16 Федерального закона № 89-ФЗ, поскольку при транспортировании отходов 26.03.2018 г. у водителя ФГУП «СЗ «Море» отсутствовали паспорта отходов I-IV класса опасности, а также за нарушение п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», поскольку ФГУП «СЗ «Море» осуществляло транспортирование отходов IV класса опасности без получения лицензии.

Отменяя указанное постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю ФИО3, судья Феодосийского городского суда Республики Крым пришел к выводу, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие транспортирование ФГУП «СЗ «Море» 26.03.2018 г. отходов именно IV класса опасности, процедура отбор проб отходов проведена с грубыми нарушениями.

Однако такие выводы судьи городского суда являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.

Так, из материалов дела усматривается, что пробы в ходе рейдового мероприятия от 26.03.2018 г. отбирались пробоотборщиком ЭАП ФИО8 в присутствии спецуполномоченных представителей - главного специалиста эксперта отдела надзора Восточного региона ФИО9, ведущего специалиста – эксперта отдела надзора Восточного региона ФИО10, согласно заявке на обеспечение надзорного мероприятия от 19.03.2018 г. за исх. № 04-15/199 в автотранспортном средстве с номерным знаком , под управлением водителя ФИО7, на определение морфологического состава отходов, токсичности и класса опасности отхода (акт отбора проб отходов от 26.03.2018 г. № 158Т л.д. 42). Как усматривается, при отборе проб также присутствовали государственный инспектор дорожного надзора МВД по Республике Крым ФИО11, старший оперуполномоченный ОЭБиПК ОМВД России по г. Феодосии ФИО12, что подтверждается актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 26.03.2018 г. № 04-05-96/4/2018 (л.д. 33-40). Пробы отбирались в соответствии с аккредитацией экоаналитической лаборатории ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция» Росприроднадзора, с учетом требований методик, применяемых для анализа проб.

Выводы суда первой инстанции об отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих транспортирование ФГУП «СЗ «Море» 26.03.2018 г. отходов именно IV класса опасности, нарушения процедуры отбор проб отходов, должным образом не проверены, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты. Такое разрешение дела не отвечает указанным в статье 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Суду первой инстанции, в целях исследования обстоятельств дела, необходимо было использовать все имеющиеся у него процессуальные инструменты, вызвать и допросить в судебном заседании лиц, обеспечивающих надзорные мероприятия в автотранспортном средстве на предмет определения морфологического состава отходов, токсичности и класса опасности, для устранения имеющихся противоречий в части установления лиц, отбиравших пробы в транспортном средстве, порядка их отбора и методик.

При указанных обстоятельствах, решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 07 августа 2018 года по делу № 12-105/2018, подлежит отмене.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Срок привлечения к административной ответственности по данному делу в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек, а поэтому дело подлежит направлению в тот же суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и постановить решение, отвечающее требованиям ст. ст. 29.10 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю ФИО3 на решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 07 августа 2018 года по делу № 12-105/2018 – удовлетворить частично.

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 07 августа 2018 года по делу № 12-105/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении начальника хозяйственного отдела Федерального государственного унитарного предприятия «Судостроительный завод «Море» ФИО1 – отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья подпись Тимошенко Е.Г.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>