ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-777/2015 от 13.07.2015 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Ворона Н.К. Дело № 7-21-777

РЕШЕНИЕ

Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Санникова Ю.А. на решение судьи Арсеньевского городского суда Приморского края от 22 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

у с т а н о в и л а:

постановлением заместителя главного государственного инспектора города Арсеньева по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в нарушении требований пожарной безопасности и на основании части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подвергнут к административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Решением судьи Арсеньевского городского суда Приморского края от 22 мая 2015 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

Защитник ФИО1 – Санников Ю.А. подал жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения и о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав объяснения защитника Санникова Ю.А., нахожу постановление должностного лица административного органа и решение судьи подлежащими отмене по следующим основаниям.

Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений в виде административного штрафа.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края проведена проверка объекта капитального строительства «магазин непродовольственных товаров», расположенного по адресу: <адрес>, застройщиком которого является ФИО1, в ходе которой были выявлены нарушения, в том числе требований пожарной безопасности.

По результатам проверки составлен акт .

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом инспекции РСН и КДС Приморского края в отношении ФИО1 за нарушение правил пожарной безопасности, допущенных при строительстве объекта капитального строительства «магазин непродовольственных товаров» составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы дела об административном правонарушении в порядке пункта 5 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены в отдел надзорной деятельности города Арсеньева УДН ГУ МЧС России по Приморскому краю для рассмотрения вопроса о привлечении ФИО1 к административной ответственности.

Постановлением заместителем главного государственного инспектора города Арсеньева по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в нарушении требований пожарной безопасности, а именно в том, что марши и площадки лестницы строящегося объекта «магазин непродовольственных товаров» имеют предел огнестойкости менее R60 (не выполнена огнезащита металлоконструкций). Работы по огнезащите металлоконструкций проводятся одновременно с возведением объекта (статья 87 таблица 21 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 375 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390);

не выполнен выход с лестничной клетки на чердак через противопожарную дверь 2-го типа размером не менее 0,75 на 1,5 м или противопожарный люк 2-го типа (пункт 7.6 Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным конструктивным решениям, статья 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ»);

на чердаке здания не предусмотрен выход на кровлю, оборудованный стационарной лестницей, через люки или окна размером не менее 0,6м на 0,8 м (пункт 7.5 Свода правил 4.13130.2013, статья 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 12-ФЗ).

За указанные нарушения ФИО1 подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Данное постановление ФИО1 обжаловал в Арсеньевский городской суд.

Отказывая в удовлетворении жалобы, судья городского суда исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях ФИО1 вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, существенных нарушений процедуры привлечения ФИО1 к административной ответственности административным органом не допущено.

Данный вывод судьи нельзя признать правильным.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ).

Согласно статье 34 Федерального закона № 69-ФЗ граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 Федерального закона № 69-ФЗ).

На основании статьи 20 Федерального закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона (статьи 2.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Данные обстоятельства подлежат установлению на основании полученных административным органом в ходе административного производства доказательств, отвечающих требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как указано выше, ФИО1 вменяется нарушение пункта 375 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в части невыполнения огнезащиты маршей и площадок лестничных клеток.

В силу пункта 375 работы по огнезащите металлоконструкций производятся одновременно с возведением объекта.

В соответствии с пунктом 3.7 ГОСТ Р 53422-2009. Услуги бытовые. Ремонт и изготовление металлоизделий. Общие технические условия, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 3 ноября 2009 года № 494-ст металлоконструкция это крупногабаритные изделия из металла – заборы, двери решетки на окна и двери, ступени и лестничные перила, газонные ограждения, навесы козырьки и т. д.

В жалобе защитник ФИО1 указывает на то, что лестницы на строящемся объекте изготовлены из бетона.

Согласно акту проверки в здании установлены железобетонные лестницы, что также подтверждается фотоматериалом, приложенным к акту проверки (л.д.14,19, 21).

Доказательства того, что на объекте «магазин непродовольственных товаров» лестничные марши и лестничные площадки, изготовлены из металла (металлоконструкций) в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не содержатся сведения о том, как проверяющими определялся предел огнестойкости конструкций лестничных маршей и лестничных площадок.

При таких обстоятельствах вывод судьи о доказанности нарушения ФИО1 требований статьи 87 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 375 Правил противопожарного режима в Российской Федерации является необоснованным.

ФИО1 также вменялось в вину нарушение пунктов 7.5 и 7.6 Свода Правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным конструктивным решениям», выразившееся в отсутствии выхода с лестничной клетки на чердак через противопожарную дверь и в отсутствии на чердаке здания выхода на кровлю, оборудованного стационарной лестницей, через люки или окна.

Согласно пункту 1.1 свода правил 4.13130.2013 его правила применяются при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.

В соответствии с пунктом 7.1. свода правил 4.13130.2013 для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений.

На основании положений пункта 7.5. свода правил 4.13130.2013 на чердаках зданий и сооружений, за исключением зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна. Выходы с лестничных клеток на кровлю (или чердак) должны предусматриваться через противопожарные двери 2-го типа (пункт 7.6).

Положениями статьи 8 и таблицы 24 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены требования к противопожарным преградам, в том числе и противопожарным дверям.

При этом соответствие установленным противопожарным требованиям той или иной конструкции (двери, ворота, люки и т.д.), применяемой в качестве противопожарного заполнения проемов, на основании части 4 статьи 145 Технического регламента, должно подтверждаться сертификатом или декларацией.

Из материалов дела следует, что здание объекта капитального строительства «магазин непродовольственных товаров» является объектом незавершенного строительства. Объект в эксплуатацию не сдан, данных о его эксплуатации в деле нет.

Соблюдение требований к зданиям и сооружениям на предмет обеспеченности их устройствами подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений, в том числе требований к противопожарным преградам, подлежит оценке при вводе здания, сооружения в эксплуатацию, либо в случае эксплуатации объекта незавершенного строительства.

При таких обстоятельствах довод жалобы о том, ФИО1 требования пунктов 7.5 и 7.6 свода правил 4.13130.2013 не нарушал, поскольку работы по устройству выходов с лестничной клетки на чердак, а также с чердака здания на кровлю подлежат выполнению на дальнейших этапах строительства объекта, признается обоснованным.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья принимает решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При указанных обстоятельствах, вынесенные по делу постановление должностного лица административного органа и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу постановление и решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решила:

жалобу защитника ФИО1 - Санникова Ю.А. удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного инспектора города Арсеньева по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Арсеньевского городского суда Приморского края от 22 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 – отменить.

Производство по делу прекратить.

Судья С.П. Судницына