ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2016 года по делу№21-777/2016
Судья Кулешова О.И.
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием защитника ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карьер «Оползневое» на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Карьер «Оползневое»,
установил:
постановлением главного специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Ковалева С.С. от 02 сентября 2016 года № юридическое лицо - ООО «Карьер «Оползневое» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 120000 руб. за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В порядке пересмотра дела по жалобе ООО «Карьер «Оползневое» на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Ялтинского городского суда Республики Крым 10 ноября 2016 года постановлено решение, которым в удовлетворении жалобы ООО «Карьер «Оползневое» отказано, а постановление должностного лица контрольного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, ООО «Карьер «Оползневое» ставит вопрос об отмене принятого в отношении него по настоящему делу судебного акта, ссылаясь на его незаконность, и просит производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного правонарушения, поскольку виновность Общества материалами дела не подтверждается.
Выслушав защитника ФИО5, поддержавшего жалобу, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Управления экологического надзора Южно-Крымского региона в ходе внеплановой выездной проверки соблюдения ООО «Карьер «Оползневое» требования законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также в области обращения с отходами по адресу: <адрес> установлено несоблюдение юридическим лицом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, в части несанкционированного складирования отходов, отсутствия инвентаризации отходов, подтверждения класса опасности отходов, не разработаны и не утверждены паспорта отходов I-IV класса опасности, не разработаны и не утверждены проекты нормативов образования отходов, лимитов на их размещения, информации о внесении мест размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов. Все выявленные нарушения подробно отображены в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.21-25).
По факту выявленного правонарушения 19 августа 2016 года должностным лицом в отношении юридического лица - ООО «Карьер «Оползневое» составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ (л.д.9-10).
Таким образом, достоверно установлено, что юридическим лицом - ООО «Карьер «Оползневое» нарушены требования пункта 1 и пункта 3 статьи 14, статьи 11, части 1 статьи 12, части 1 статьи 15, части 8 статьи 18, части 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», статей 12, 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ.
Постановлением главного специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО4 от 02 сентября 2016 года № юридическое лицо - ООО «Карьер «Оползневое» привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ (л.д.6-8).
Диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно статьи 12 Земельного кодекса РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, кроме всего прочего, по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, кроме всего прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исходя из положений статьи 11 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ (далее – Закон №89-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно пункта 7 статьи 12 Закона №89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, невнесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В силу статьи 14 Закона №89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно части 1 статьи 15 Закона №89-ФЗ, лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Частью 8 статьи 18 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 19 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно статьи 51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с пунктом 2.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации от 15 июля 1994 года, природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов; оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.
Пунктом 2.3 тех же Временных правил предусмотрено, что деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение безотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством.
Несоблюдение вышеуказанных норм законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами, образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо контролирующего органа и судья городского суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины ООО «Карьер «Оползневое» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Доводы ООО «Карьер «Оползневое», изложенные в жалобе, нахожу несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании законодательства об охране окружающей среды. Кроме того, данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им оценку.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы дать основания для отмены решения судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 ноября 2016 года, не установлено.
Таким образом, прихожу к выводу, что юридическое лицо - ООО «Карьер «Оползневое» обоснованно и на законных основаниях привлечено к административной ответственности.
При определении юридическому лицу - ООО «Карьер «Оползневое» административного наказания должностным лицом надзорного органа учтены все заслуживающие внимание обстоятельства, ему назначено наказание, предусмотренное санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карьер «Оползневое» оставить без удовлетворения,
решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Карьер «Оползневое» - без изменения.
Судья В.В. Агин