ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-77/2014 от 06.11.2014 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

 № 21-77/2014

 РЕШЕНИЕ

 06 ноября 2014 года                                               г. Горно-Алтайск

 Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе руководителя Межрегионального территориального управления в Алтайском крае Федеральной службы финансово-бюджетного надзора К.М.Н. на решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата>, которым

 отменено постановление от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, вынесенное руководителем межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае К.М.Н. в отношении главного бухгалтера - начальника отдела казначейства ГУ - Отделения ПФР по Республике Алтай К.О.Н., производство по данному делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

 УСТАНОВИЛ:

 Постановлением руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае К.М.Н. от <дата> К.О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

 Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> постановление от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера - начальника отдела казначейства ГУ - Отделения ПФР по Республике Алтай К.О.Н., отменено, производство по данному делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 С указанным постановлением не согласился руководитель Межрегионального территориального управления в Алтайском крае Федеральной службы финансово-бюджетного надзора К.М.Н. и обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Алтай, в которой просит решение суда отменить.

 Жалоба обоснована тем, что приобретение посуды для буфета по КБК 01 13 0015500 244 310 является нецелевым использованием денежных средств, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации расходы учреждение должно было осуществить по коду бюджетной классификации 01 13 0015500 244 340. Приобретение посуды для буфета, сервиза, стаканов не связано с осуществлением ГУ - Отделением ПФР по Республике Алтай государственных полномочий, возложенных постановлением Правления ПФР от 16 апреля 2001 года № 54 (в ред. от 09 апреля 2003 года № 48п). Согласно Инструкции № 157н, приобретенная ГУ - Отделением ПФР по Республике Алтай посуда относится к материальным ценностям, предназначенным для использования в процессе деятельности учреждения. Такие материальные ценности относятся к материальным запасам, предназначенным для использования в процессе деятельности учреждения, и учитываются на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы». Решение комиссии ГУ - Отделения ПФР по Республике Алтай по перемещению и выбытию нефинансовых активов от <дата> принято в нарушение Инструкции № 157н. Расходы на приобретение посуды ГУ - Отделение ПФР по Республике Алтай должно осуществить за счет денежных средств по КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». При квалификации нецелевого использования бюджетных средств суд руководствовался письмом Министерства финансов РФ № 02-07-10/2856 от 18 декабря 2009 года, которое не является нормативным документом и не зарегистрировано в Минюсте РФ. Постановлением Правления ПФР от <дата> № главный распорядитель бюджетных средств - Пенсионный фонд РФ в числе расходов по BP 244 КОСГУ 310 ГУ - Отделению ПФР по Республике Алтай и подведомственным ему территориальным органам, расходы на приобретение набора столовой посуды для буфета по строке «Другие расходы, влияющие на увеличение стоимости основных средств, не относящихся к сфере ИКТ» не детализировал и не утверждал.

 В поступившем возражении на жалобу МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае главный бухгалтер – начальник отдела казначейства ГУ ОПФР РФ по Республике Алтай К.О.Н. полагает решение подлежащим оставлению без изменения, а данную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

 Представитель МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае М.Л.С., будучи надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в него не явилась, в телефонограмме просит рассмотреть дело без её участия, при таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело без её участия.

 Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, возражения на неё, заслушав главного бухгалтера – начальника отдела казначейства ГУ – Отделения ПФР по Республике Алтай К.О.Н., её защитников К.Е.В., Ю.Е.П., полагавших решение подлежащим оставлению без изменения, прихожу к следующему.

 В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

 Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

 Из акта проверки от <дата> следует, что проведенной МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае плановой проверкой целевого использования средств бюджета в ГУ – Отделении Пенсионного фонда РФ по Республике Алтай установлено, что <дата> в ГУ – Отделении Пенсионного фонда РФ по Республике Алтай с ведома гл. бухгалтера – начальника отдела казначейства К.О.Н. допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме <данные изъяты> рублей.

 Постановлением руководителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае К.М.Н. от <дата> К.О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

     Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата> постановление от <дата> отменено, производство по данному делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Принимая данное решение, судья Горно-Алтайского городского суда исходил из того, что формирование проекта бюджета на 2013 год осуществлялось Отделением на основании методических рекомендаций «Об утверждении Указаний по формированию проектов расходов на обеспечение деятельности Фонда и ее территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов», утвержденных распоряжением ПФР от <дата> №.

 Из материалов усматривается, что в адрес Пенсионного фонда Российской Федерации <дата> за № ГУ – ОПФР по Республике Алтай был направлен проект расходов на содержание органов Фонда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, согласно которого по виду расходов – 244, КОСГУ – 310 (увеличение стоимости основных средств) – была запрошена сумма <сумма>. руб.

 К проекту бюджета в соответствии со ст. 184.2 БК РФ - «Документы и материалы, предоставляемые одновременно с проектом бюджета», утвержденного Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ, ГУ – ОПФР по Республике Алтай предоставлялась пояснительная записка с расчетами и обоснованиями по КОСГУ 01 13 0015500 244 310 «Увеличение стоимости основных средств», в которой запрашивалось <сумма>. рублей, в том числе на приобретение: оборудования <сумма>. рублей; прочих основных средств <сумма>. рублей (из них <сумма> руб. на канцелярские, хозяйственные принадлежности и <сумма>. руб. на приобретение посуды).

 Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от <дата> № «Об утверждении бюджетной росписи расходов Пенсионного фонда Российской Федерации и лимитов бюджетных обязательств на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 год» были утверждены бюджетные ассигнования на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности по коду бюджетной классификации 01 13 0015500 244 КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме <сумма>. руб., в том числе: для территориальных Управлений ПФР в сумме <сумма>. руб.; для Отделения в сумме <сумма> руб. (в том числе <сумма>. руб. на содержание органов Фонда и <сумма>. руб. на материально- техническое обеспечение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и модернизацию автоматизированных систем Фонда.

 Письмом ПФР от <дата> № «О расходах на приобретение оборудования на 2013-2015 гг.» доведена информация в части приобретения оборудования по коду 310 «Увеличение стоимости основных средств» для Отделения и Управлений ПФР, а именно, предусмотрены расходы для Отделения ПФР ВР 244 – <сумма> руб.

 Разница между <сумма> руб. и <сумма>. руб. составила <сумма> руб. (прочие расходы).

 С учетом указанного письма судом первой инстанции сделан обоснованный выводу о том, что Отделению утверждены бюджетные ассигнования по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме <сумма>. руб.

 Согласно расшифровке расходов на содержание ОПФР по Республике Алтай на 2013 год, сумма <сумма> руб. состоит из расходов на приобретение оборудования, не относящегося к сфере ИКТ – <сумма>. руб., расходы по оплате приобретения канцелярских, хозяйственных принадлежностей – <сумма>. руб. и других расходов, влияющих на увеличение стоимости основных средств, не относящихся к сфере ИКТ – <сумма>. руб. При этом сумма <сумма>. руб. полностью соответствует сумме, запрашиваемой <дата> в проекте расходов на содержание органов Фонда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, согласно которого по виду расходов – 244, КОСГУ – 310 (увеличение стоимости основных средств) и пояснительной записке с расчетами и обоснованиями по КОСГУ 01 13 0015500 244 310 «Увеличение стоимости основных средств», запрашивалась <сумма>. руб. на приобретение: оборудования <сумма>. руб.; прочих основных средств <сумма>. рублей (из них <сумма> руб. на канцелярские, хозяйственные принадлежности и <сумма> руб. на приобретение посуды). Общая сумма расходов на содержание Отделения ПФР по Республики Алтай увеличилась на основании изменений в представленный проект расходов на основании Письма от <дата> за № и приложенной пояснительной записке.

 Расходы на посуду в размере 38,8 тыс. руб. изначально запрошены Отделением ПФР по Республике Алтай в рамках КОСГУ 01 13 0015500 244 310 «Увеличение стоимости основных средств» и утверждены Пенсионным Фондом Российской Федерации Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от <дата> № 355п «Об утверждении бюджетной росписи расходов Пенсионного фонда Российской Федерации и лимитов бюджетных обязательств на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 год».

 Приказом Отделения от <дата> № утверждены бюджетная роспись и лимиты бюджетных обязательств на обеспечение деятельности Отделения на 2013 год.

 Бюджетные ассигнования, утвержденные Отделению в сумме <сумма>. руб., были предусмотрены на приобретение: канцелярских, хозяйственных принадлежностей – <сумма>. руб.; посуды для буфета – <сумма> руб. (согласно пояснительной записке к формированию проекта бюджета).

 В соответствии с доведенными и утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств отделом казначейства в сентябре 2013 года произведены кассовые расходы на приобретение посуды для буфета в сумме <данные изъяты> рублей.

 В декабре 2013 года на основании постановления Правления ПФР от <дата> № «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет органов Пенсионного фонда Российской Федерации» была произведена корректировка (в сторону увеличения на <сумма>. руб.) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по подстатье «Другие расходы, влияющие на увеличение стоимости основных средств, не относящихся к сфере ИКТ».

 Общая сумма бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по данной подстатье составила <сумма> руб.

 В декабре 2013 года в соответствии со скорректированными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств отделом казначейства произведены кассовые расходы на приобретение наборов посуды для буфета в сумме <сумма> руб. Соответственно, за 2013 год кассовые расходы по статье 310 составили <сумма>. руб.

 В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

 Статьей 147 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

 Исходя из анализа указанных норм следует, что организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

 Согласно п. 38 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 01 декабря 2010 г. № 157н, основными средствами, которые учитываются на счете 0 101 00 000 «Основные средства», являются материальные объекты имущества со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления и используемые в деятельности учреждения при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд либо для осуществления государственных полномочий (функций). При этом не имеет значения стоимость данных объектов. Основные средства могут находиться в эксплуатации, в запасе, на консервации или быть сданы в аренду либо получены в лизинг (сублизинг).

 Пунктом 39 Инструкции № 157н предусмотрено, что к основным средствам не относятся предметы, служащие менее двенадцати месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями Инструкции № 157н к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.

 Согласно п. 98 Инструкции № 157н, материальными запасами, которые учитываются на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы», являются материальные ценности в виде сырья, материалов, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также произведенной готовой продукции и приобретенных для продажи товаров.

 Пунктом 21 Инструкции по применению единого Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ № 162н, предусмотрено, что материальные запасы в зависимости от их вида группируются по счетам бюджетного учета. Инструкцией № 162н предусмотрен счет 010536000 «Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения».

 Получатель бюджетных средств, государственное (муниципальное) учреждение принимает решение по отнесению материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основным средствам или материальным запасам) руководствуясь положениями Инструкции № 157н,

 Согласно Указаний по формированию проектов расходов на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных распоряжением Правления ПФР от <дата> №, территориальные органы Фонда формируют проекты расходов по видам и кодам классификации операций сектора государственного управления и в соответствии с порядком ее применения, установленным Министерством финансов Российской Федерации.

 Из содержания пунктов 5.2 и 5.3 данных указаний усматривается, что они не содержат разъяснений, на какую статью расходов должны быть отнесены расходы на приобретение посуды.

 Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Алтай в пределах своих полномочий по ведению бюджетных смет, закрепленных в постановлении Правления ПФР от <дата> № «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет органов Пенсионного фонда Российской Федерации», <дата> внесло изменения в бюджетные сметы по коду 310 «Увеличение стоимости основных средств», а именно уменьшило расходы на приобретение канцелярских, хозяйственных принадлежностей на <сумма>. руб. и увеличило другие расходы, влияющие на увеличение стоимости основных средств, не относящихся к сфере ИКТ в сумме <сумма>. руб.

 С учетом анализа Положения об ОПФР по Республике Алтай, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16 апреля 2001 года № 54, Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет органов Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Правления ПФР от <дата> №, Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от <дата> № «О перечне распорядителей и получателей бюджетных средств Пенсионного фонда Российской Федерации, администраторов доходов бюджетов пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляющих отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджеты», ГУ ОПФР по Республике Алтай является как распорядителем бюджетных средств Пенсионного фонда Российской Федерации, так и их получателем, следовательно, вправе вносить изменения в бюджетные сметы в пределах одного кода и выделенного лимита.

 При таких обстоятельствах является правомерным вывод судьи Горно-Алтайского городского суда о том, что расходы на приобретение основных средств и прочего оборудования, в том числе приобретение посуды, были запланированы и в последующем использованы на цели, определенные Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», и постановлением Правления ПФР от <дата> №, то есть использованы правомерно по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

 Доводы заявителя о том, что приобретение посуды для буфета по КБК 01 13 0015500 244 310 является нецелевым использованием денежных средств, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации расходы учреждение должно было осуществить по коду бюджетной классификации 01 13 0015500 244 340 нахожу несостоятельным, учитывая следующие обстоятельства.

      Как следует из материалов дела заявителем доказательств утверждения расходов ГУ Отделения ПФР по Республике Алтай на приобретение посуды по КОСГУ 01 13 0015500 244 340 в материалы дела не представлено.

 Вместе с тем, ссылки административного органа на нарушение получателем бюджетных средств ГУ Отделения ПФР по Республике Алтай положений ст. 38 БК РФ и утвержденных Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в части классификации расходов фактически сводятся к указанию на ошибочность действий уполномоченных должностных лиц бюджетополучателя при применении бюджетной классификации в ходе формирования бюджетной заявки на очередной финансовый год.

 Однако, в силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Неправильное, по мнению административного органа финансово-бюджетного надзора, определение должностными лицами получателя бюджетных средств классификации вида соответствующих расходов при формировании бюджетной заявки и последующее расходование доведенных по соответствующей статье расходов бюджетных средств в соответствии с условиями их предоставления административно-наказуемым деянием согласно действующему законодательству не является, а сами такие действия по смыслу диспозиции ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ не образуют объективной стороны нецелевого использования бюджетных средств.

      С учетом вышеизложенного, оснований для привлечения К.О.Н. к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ не имеется.

 Иные доводы, приведенные в жалобе, исследовались судьей Горно-Алтайского городского суда при рассмотрении дела об административном правонарушении, им дана правильная оценка с указанием мотивов принятого решения.

 Ссылки на неправильное применение закона являются ошибочными.

 Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

 При таких обстоятельствах, решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

 Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

 РЕШИЛ:

 Решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от <дата>, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении главного бухгалтера - начальника отдела казначейства ГУ – Отделения ПФР по Республике Алтай К.О.Н., оставить без изменения, жалобу руководителя Межрегионального территориального управления в Алтайском крае Федеральной службы финансово-бюджетного надзора К.М.Н. – без удовлетворения.

 Судья Верховного Суда

 Республики Алтай                                                                   Б.Е. Антух