ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-77/2017 от 10.03.2017 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 21-77/2017

РЕШЕНИЕ

10 марта 2017 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Новоженина О.Р., при секретаре Гатченко О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО1 на решение судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 29 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ФИО2,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 18 ноября 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении *** ООО *** ФИО2 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 29 декабря 2016 года постановление государственного инспектора Российской Федерации по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 18 ноября 2016 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене решения судьи районного суда и оставлении без изменения постановления должностного лица.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав должностное лицо, вынесшее постановление ФИО1 и её представителя ФИО3, поддержавших доводы жалобы, а также заключение прокурора Пасечник Е.И. о законности судебного решения, прихожу к следующему.

Как усматривается из материалов дела, Орской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с ГБУ «Экологическая служба (адрес)» проведена плановая выездная проверка в отношении ООО ***, расположенного по адресу: (адрес), в ходе которой выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды.

При проведении проверки установлено, что основным видом деятельности ООО *** является добыча и реализация полезных ископаемых, переработка отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств, разработка шлаковых отвалов, вторичная обработка отходов и дома черных металлов.

Основными структурными подразделениями ООО *** являются: Аккермановский рудник, включающий в себя Аккермановское месторождение флюсовых известняков, две дробильно-сортировочные фабрики; печная линия по переработке отходов горного и металлургического производства, ТЭЦ с целью получения строительных материалов и бетонных изделий. 1 и 2 линии; цех разработки шлаковых отвалов (ЦРШО), включающий в себя северный отвал, южный доменный отвал, мартеновкий отвал; лздоровительно-туристическую базу отдыха «***»; цех по производству строительных материалов – не эксплуатируется в соответствии с приказом о консервации от 09 ноября 2009 года ; АТЦ, ЖДЦ.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ООО *** проведена в 2014 году. На основе инвентаризации разработаны нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, которые установлены решениями Управления Росприроднадзора по Оренбургской области.

ООО *** эксплуатирует *** источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них *** – организованных.

На источниках выбросов ООО *** установлено пылегазоочистное оборудование: 2 циклона СК ЦН установлены на источник ЦРШО; 14 единиц пылеулавливающего оборудования на источниках Аккермановского рудника (рукавные фильтры, ФТОР); 31 единица пылеулавливающего оборудования установлена на Печной линии (рукавные фильтры, электрофильтры). На 4 источниках установлены компакт-фильтры, которые являются встроенными; 18 единиц пылеулавливающего оборудования установлено на Печной линии (рукавные фильтры, электрофильтры). На 5 источниках установлены компакт-фильтры, которые являются встроенными.

Установки пылегазоочистки зарегистрированы в установленном порядке Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области и имеют паспорта. Распоряжениями от 03 декабря 2013 года, от 06 мая 2014 года и от 28 января 2014 года назначены ответственные лица за ремонт и обслуживание пылегазоулавливающего оборудования по структурным подразделениям.

Проверка на соответствие фактических параметров работы установок очистки газа проектным проводится лабораторией ООО ***, что подтверждается актами проверки.

В ходе проверки установлено нарушение требований ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 3.6 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Минхиммашем СССР 28 ноября 1983 года, поскольку сведения о фактических параметрах работы установок очистки газа за 2015, 2016 года в паспорта установок не вносились, проверка на соответствие фактических параметров работы проектным установки очистки газа типа рукавный фильтр 2327ВF рег. , установленный на источнике 1101, была проведена реже 1 раза в год, что подтверждается актами проверки эффективности от 26 мая 2016 года и от 29 апреля 2015 года.

Поскольку должностным лицом, ответственным за организацию работы природоохранной деятельности, руководству работниками служб и отделов, подчиненных ему структуре предприятия, контроля результатов их работы, состояния трудовой и производственной дисциплины, является назначенный на должность приказом ООО *** от 12 ноября 2013 года *** ООО «*** ФИО2, то прокурор пришел к выводу о том, что *** ООО «*** ФИО2 являясь должностным лицом, с 01 января 2015 года по 21 сентября 2016 года имел возможность обеспечить соблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации, однако не обеспечил внесения сведений о фактических параметрах работы установок очистки газа за 2015, 2016 года в паспорта установок очистки газа; не обеспечил проведения проверки на соответствие фактических параметров работы проектным установки очистки газа типа рукавный фильтр 2327ВF рег. , установленный на источнике 1101, не реже 1 раза в год.

19 октября 2016 года и.о. Орского межрайонного природоохранного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ФИО2, материалы дела об административном правонарушении были направлены на рассмотрение главному государственному инспектору по контролю и надзору в сфере природопользования по Оренбургской области.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 18 ноября 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении *** ООО *** ФИО2 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Прекращая производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, должностное лицо указало в постановлении в части невнесения сведений о фактических параметрах работы установок очистки газа в 2015 и 2016 годах в паспорта установок о том, что в материалах дела представлены заверенные копии паспортов на установки ПГУ рег. ***, ПГУ рег. ***, ПГУ рег. ***. В таблице в графе «фактические показатели» строки «производительность по очищаемому воздуху», «температура очищаемого воздуха на входе», «концентрация пыли (на входе и выходе)», «давление воздуха подаваемого на регенерацию рукавов», «степень очистки» - заполнены, то есть все параметры, которые указаны в акте проверки эффективности работы ПГУ внесены в паспорта установок. Такие параметры как «площадь поверхности фильтрования», «количество фильтрующих рукавов», «длина и внутренний диаметр фильтрующих рукавов», «потребляемая мощность», «габаритные размеры фильтра» являются величинами постоянными и не меняются с течением времени. Проектные показатели указанных величин внесены в паспорта установок.

В части несвоевременного проведения проверки установки очистки газов на соответствие фактических параметров работы проектным, должностное лицо в постановлении указало, что согласно требованиям п. 3.6 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Минхиммашем СССР 28 ноября 1983 года, установки очистки газа должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы установки проектным не реже одного раза в год, а также в случаях: при работе технологического оборудования на измененном режиме более 3-х месяцев или при переводе его на новый постоянный режим работы; после строительства, капитального ремонта или реконструкции установок. Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 03 июня 2011 года № 107-ФЗ «Об исчислении времени» (далее – Федеральный закон № 107-ФЗ) календарный год это период времени с 01 января по 31 декабря продолжительностью 365 либо 366 (високосный год) календарных дней. Согласно имеющимся Актам ООО *** от 29 апреля 2015 года и от 26 мая 2016 года проверка эффективности работы установки очистки газа типа рукавный фильтр 2327ВF рег. , установленный на источнике 1101, проводилась в соответствии с Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Минхиммашем СССР 28 ноября 1983 года, а именно 1 раз в год.

Проверяя законность и обоснованность постановления государственного инспектора Российской Федерации по Оренбургской области по охране природы, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от 18 ноября 2016 года , судья городского суда не согласился с указанными выводами должностного лица, анализируя материалы дела и ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 3.6 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Минхиммашем СССР 28 ноября 1983 года, установил, что в паспортах установок очистки газа рег. типа ФРКИ-90, рег. типа ФРКИ-90, рег. типа ФРКИ-90 отсутствуют сведения о результатах проверки эффективности работы установок очистки газа за 29 июня 2016 года. А поскольку предусмотренная обязанность необходимости фиксации результатов проведенных проверок эффективности работы установок очистки газа не была исполнена, то у должностного лица отсутствовали основания для вывода об отсутствии состава административного правонарушения.

Кроме того, судья не согласился с выводом должностного лица о необходимости при исчислении срока проведения проверки установки очистки газа на соответствие фактических параметров работы установки проектным принимать во внимание понятие календарного года, данное в ст. 1 Федерального закона от 3 июня 2011 года № 107-ФЗ "Об исчислении времени", поскольку прямого указания на применение понятия календарного года в п. 3.6 Правил эксплуатации установок очистки газа, не имеется. Проверка эффективности работы установки очистки газа типа рукавный фильтр 2327ВF рег. № , установленный на источнике 1101, проводилась 29 апреля 2015 года, последующая – 26 мая 2016 года, тогда как она должна быть проведена не позже 29 апреля 2016 года.

При таких обстоятельствах, судья городского суда пришел к выводу о незаконности постановления должностного лица и его отмене, и направлении дела на новое рассмотрение должностному лицу.

Однако с выводом судьи о несоблюдении срока проведения проверки согласиться нельзя.

Частью 3 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.

Абзацем 8 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.

Согласно требованиям п. 3.6 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Минхиммашем СССР 28 ноября 1983 года, установки очистки газа должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы установки проектным не реже одного раза в год.

В ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации имеется понятие определения срока, согласно ч.ч. 1, 2 которой установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Анализ приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что определение момента, с которого данные сроки начинают исчисляться, должно быть законом.

Учитывая, что пунктом 3.6 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Минхиммашем СССР 28 ноября 1983 года, согласно которому установки очистки газа должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы установки проектным не реже одного раза в год, не определены условия течения срока проведения проверки, не определены события, определяющие начало его течения, то вывод должностного лица и применении понятия «календарного года» при исчислении срока проведения проверки установки очистки газа на соответствие фактических параметров работы установки проектным, является верным.

Указание в паспорте установки очистки газа типа рукавный фильтр 2327ВF рег. о дате ввода данной установки в эксплуатацию – 2014 год без указания числа и месяца ввода в эксплуатацию соответствует инструкции по заполнению паспорта установки очистки газа, изложенной в приложении 2 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Минхиммашем СССР 28 ноября 1983 года, и согласуется с обязанностью проведения проверки не реже одного раза в год.

Проверка эффективности работы установки очистки газа типа рукавный фильтр 2327ВF рег. , установленный на источнике 1101, проводилась 29 апреля 2015 года, последующая проверка проведена 26 мая 2016 года, то есть 1 раз в год, что соответствует требованиям п. 3.6 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Минхиммашем СССР 28 ноября 1983 года.

Учитывая изложенное, решение судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 29 декабря 2016 года подлежит изменению путем исключения из него указания на необходимость проведения проверки не позднее 29 апреля 2016 года.

В оставшейся части выводы судьи городского суда являются правильными. Должностное лицо, прекращая производство по делу в части невнесения в паспорта газовых установок сведений о фактических параметров работы установки, указало, что все параметры, указанные в актах проверок эффективности работы ПГУ внесены в соответствующие паспорта. Между тем данные выводы не являются убедительными, мотивы, по которым должностное лицо пришло к такому выводу, постановление не содержит, а анализ имеющихся в материалах дела актов проверок эффективности работы ПГУ и паспортов газовых установок рег. типа ФРКИ-90, рег. типа ФРКИ-90, рег. типа ФРКИ-90 к такому выводу не приводит.

Так, проверка на соответствие фактических параметров работы установки проектным рег. типа ФРКИ-90 были проведены 29 июня 2016 года, 19 февраля 2016 года, 03 марта 2015 года. Однако сведения о результатах проверки эффективности работы установки очистки газа проведенной 29 июня 2016 года в паспорте указанной установки отсутствуют.

Проверка на соответствие фактических параметров работы установки проектным рег. типа ФРКИ-90 были проведены 29 июня 2016 года, 03 марта 2015 года, 15 марта 2015 года. Однако сведения о результатах проверки эффективности работы установки очистки газа проведенной 29 июня 2016 года в паспорте указанной установки отсутствуют.

Проверка на соответствие фактических параметров работы установки проектным рег. типа ФРКИ-90 были проведены 29 июня 2016 года, 18 февраля 2016 года, 05 марта 2015 года. Однако сведения о результатах проверки эффективности работы установки очистки газа проведенной 29 июня 2016 года в паспорте указанной установки отсутствуют.

Указанные обстоятельства необоснованно были оставлены должностным лицом без внимания, а потому вывод судьи городского суда о возвращении дела на новое рассмотрение является правильным.

При таких обстоятельствах решение судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 29 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ФИО2 подлежит изменению путем исключения из него вывода о необходимости проведения проверки не позднее 29 апреля 2016 года. В оставшейся части судебное решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО1 удовлетворить частично.

Решение судьи Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 29 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ФИО2, изменить, исключив вывод о необходимости проведения проверки не позднее 29 апреля 2016 года.

В остальной части указанное судебное решение оставит без изменения, а жалобу главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Оренбургского

областного суда О.Р. Новоженина