ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-78 от 29.06.2015 Псковского областного суда (Псковская область)

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

1 инстанция: судья <данные изъяты> дело № 21-78

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

29 июня 2015 г. <****>

судья Псковского областного суда Радов В.В.,

при секретаре Деревлёвой К.И.,

рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела государственной лесной охраны и защиты леса Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды Фёдоровой Е.Б. на решение судьи Псковского городского суда от 14 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ в отношении

Федерального государственного казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Псковской области», юридический адрес: <****>,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя начальника отдела государственной лесной охраны и защиты леса Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды от 07 октября 2014 года Федеральное государственное казенное учреждение «Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Псковской области» (ФГКУ ПУ ФСБ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, и Управлению назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Основанием для привлечения ФГКУ ПУ ФСБ России по Псковской области к административной ответственности послужило нарушение пункта 21 Правил пожарной безопасности в лесах, при строительстве линейного объекта с проведением работ по вырубке лесных насаждений в период с (дд.мм.гг.) по (дд.мм.гг.). Правонарушение выразилось в складировании заготовленной древесины на расстоянии менее 40 метров от прилегающего хвойного и смешанного леса и не отделении мест складирования заготовленной древесины противопожарной минерализованной полосой не менее 1,4 м.

Решением судьи Псковского городского суда от 14 мая 2015 года данное постановление отменено, и производство по делу прекращено за отсутствием в действиях ФГПУ ПУ ФСБ России по Псковской области состава указанного административного правонарушения.

В жалобе в Псковский областной суд заместитель начальника отдела государственной лесной охраны и защиты леса Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды Фёдорова Е.Б. (заявитель) ставит вопрос об отмене судебного решения, ввиду несогласия с ним.

Заявитель Фёдорова Е.Б., извещённая о времени и месте рассмотрения жалобы и дела об административном правонарушении в судебное заседание Псковского областного суда не явилась.

Выслушав представителя ФГПУ ПУ ФСБ России по Псковской области Илюхину Ю.Г., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, оснований для отмены судебного решения не нахожу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 93 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.

Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.

Согласно Постановления Правительства РФ от 06.03.1998 №289 «Об утверждении норм отвода органам и войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в бессрочное (постоянное) пользование земельной полосы, проходящей непосредственно вдоль государственной границы Российской Федерации на суше, а при необходимости – по берегу российской части вод пограничных рек, озёр или иных водоёмов», в целях обозначения государственной границы пограничным органам выделяется 10 метровая земельная полоса вдоль государственной границы Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 №1069-Р на органы ФСБ России возложена обязанность по изготовлению, доставке и установке пограничных столбов и знаков государственного герба Российской Федерации, а также прорубка, расчистка пограничных просек и мест установки пограничных столбов силами и средствами привлекаемых организаций.

Пунктом 4 Распоряжения Федеральной службы безопасности России от 28.12.2009 №49 выполнение названных мероприятий на территории Псковской области возложено на ФГКУ ПУ ФСБ России по Псковской области.

Во исполнение вышеназванных правовых актов ФКГУ ПУ ФСБ России по Псковской области, по результатам открытого аукциона в электронной форме был заключен государственный контракт (****) с ООО «П.» на выполнение работ для государственных нужд. По условиям контракта подрядчик принимает на себя обязательства по расчистке пограничной просеки на участке российско - латвийской государственной границы в пределах КУ «Печорское лесничество» Лавровской волости Печорского района, Палкинского района Псковской области. Согласно пункту 1.2 контракта расчистке подлежали не сплошные участки шириной 10 метров непосредственно прилегающие к государственной границе общей протяженностью <данные изъяты> метра.

При приёмке работ в пределах земель лесного фонда подрядчик обязан сдать Заказчику древесину в соответствии с проектом освоения лесов и лесной декларацией (п.6.2). Заказчик в течение двух рабочих дней осуществляет проверку выполнения работ, рассматривает, оформляет и подписывает представленные документы или направляет обоснованный отказ (п.6.3). В случае обнаружения Заказчиком недостатков в выполненных работах или некачественное выполнение работ, Сторонами в течение пяти рабочих дней составляется двусторонний акт с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения. После подписания двустороннего Акта Подрядчик обязан в согласованный сторонами срок своими силами и без увеличения цены Контракта, устранить выявленные недостатки (п.7.2)

Подрядчик обязан обеспечить выполнение работ с высоким качеством и соблюдать правила противопожарной безопасности (п.8.2).

В соответствии с договором перевода долга по передаче древесины от (дд.мм.гг.) Управление передает, а подрядчик принимает на себя обязательство по передаче КУ «Печорское лесничество» сваленной и раскряжеванной древесины на участке российско-латвийской государственной границы в пределах КУ «Печорское лесничество» Лавровской волости Печорского района, Палкинского района Псковской области, предусмотренные пунктом 6.2. контракта.

Как следует из материалов дела, при осмотре участковыми лесничими мест рубок выявлено, что при строительстве линейного объекта с проведением работ по вырубке лесных насаждений заготовленная древесина складировалась на расстоянии менее 40 метров от прилегающего хвойного и смешанного леса и не окаймлена минерализованной полосой, что подтверждается актами осмотра мест рубок Печорского участкового лесничества от (дд.мм.гг.), Палкинского участкового лесничества от (дд.мм.гг.) и Староизборского участкового лесничества от (дд.мм.гг.).

На основании собранных материалов по факту выявленного нарушения при проведении указанных работ заместителем руководителя КУ «Печорское лесничество» в отношении Управления составлен протокол об административном правонарушении от 22.09.2014 года по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем начальника отдела государственной лесной охраны и защиты леса Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды вынесено оспариваемое постановление от 07 октября 2014 года.

Разрешая дело, судья Псковского городского суда пришёл к выводу об отсутствии в действиях ФГКУ ПУ ФСБ России по Псковской области состава указанного административного правонарушения.

Данный вывод судьи обоснован.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно пункту 21 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии 40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, является лицо, на которое возложена обязанность по надлежащему использованию и содержанию лесного участка.

В силу пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, является самостоятельным видом использования лесов.

Приказом Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды от 08.07.2013 №516 (с изменениями, внесенными приказом от 18.09.2013 года №713) Управлению предоставлен лесной участок, расположенный в Палкинском и Печорском районах, в постоянное (бессрочное) пользование для строительства и эксплуатации линейного объекта - строительство эксплуатации объекта шириной 10 м, обеспечивающего статус и защиту государственной границы РФ.

Таким образом, ФГКУ ПУ ФСБ России по Псковской области с момента передачи лесного участка является лесопользователем. При производстве рубок на предоставленном лесном участке лесопользователю необходимо соблюдать Правила использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, утвержденные приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223.

Согласно пункту 7 Правил использования лесов на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

В соответствии с пунктом 7.1.2 «Проекта освоения лесов, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ПУ ФСБ России по Псковской области лесного участка для строительства и эксплуатации линейного объекта шириной 10 метров, обеспечивающего статус и защиту Государственной границы Российской Федерации» складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии от прилегающего хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 га - 40 метров, места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и окаймляются минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Следовательно, в вышеприведённом Проекте освоения лесов предусмотрено исполнение пункта 21 Правил пожарной безопасности в лесах.

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Нарушение пункта 21 Правил пожарной безопасности было выявлено на участке, переданном в постоянное бессрочное пользование ФГКУ ПУ ФСБ России по Псковской области.

Заключение Управлением контракта с ООО «П.» по выполнению комплекса работ по расчистке пограничной просеки на участке российско - латвийской государственной границы с условием соблюдения правил пожарной безопасности не освобождает Управление от исполнения своих обязанностей соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах.

Таким образом, ФГКУ ПУ ФСБ России по Псковской области, наряду с подрядчиком ООО «П.», непосредственно выполнявшим работы с нарушением правил пожарной безопасности в лесах, является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ по настоящему делу.

Вместе с тем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом установлено, что, несмотря на многочисленные претензии со стороны Управления подрядчик ООО «П.» обязательства по контракту выполнил не в полном объеме и (дд.мм.гг.) прекратил работы, забрав с территории заказчика людей и спецтехнику.

Данное обстоятельство подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области от 04.02.2015 года №А52-3122, которым удовлетворено исковое заявление Управления к ООО «П.» о расторжении контракта и взыскании неустойки.

Таким образом, Управление путём предъявления подрядчику неоднократных претензий по качеству выполняемых работ, заявления иска в арбитражный суд о расторжении государственного контракта на выполнение государственных нужд и о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту предприняло разумные и достаточные меры для побуждения контрагента к своевременному исполнению обязательств по контракту.

При таких обстоятельствах, судья Псковского городского суда, правомерно указав на отсутствие в действиях Управления признаков противоправного поведения, и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, признал оспариваемое постановление о привлечении Управления к административной ответственности незаконным и прекратил производство по делу.

Принимая во внимание, что доводы жалобы заявителя по существу сводятся к переоценке выводов суда об отсутствии в действиях Управления состава административного правонарушения, оснований для отмены судебного решения не имеется.

С учётом изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

решение судьи Псковского городского суда от 14 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ в отношении ФГКУ ПУ ФСБ России по Псковской области оставить без изменения, а жалобу заместителя начальника отдела государственной лесной охраны и защиты леса Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды Фёдоровой Е.Б. – без удовлетворения.

Судья Псковского областного суда В.В. Радов