ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-780/18 от 16.01.2019 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Блейз И.Г. дело № 21-8/2019

РЕШЕНИЕ

16 января 2019 года г. Севастополь

Судья Севастопольского городского суда Кондрак Н.И. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (<...>) жалобу ФИО1 на решение судьи Гагаринского районного суда г.Севастополя от 18 октября 2018 года по жалобе ФИО1 на постановление инспектора 2 взвода ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г. Севастополю лейтенанта полиции ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ в отношении ФИО1, -

установил:

постановлением должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

На данное постановление должностного лица ФИО1 подал жалобу в Гагаринский районный суд г. Севастополя.

Решением судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 18 октября 2018 года постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, ФИО1 подал жалобу, в которой просит его отменить, признать оспариваемое постановление незаконным.

Указывает, что судья суда первой инстанции придя к выводу о том, что заявителем при управлении транспортным средством «<данные изъяты>», регистрационный номер нарушено постановление правительства РФ № 399 от 27.04.2015 года и п. 1 ОП ПДД РФ, не учел, что пункт 3 названного постановления возлагает обязанность перерегистрировать автомобили исключительно на их собственников, однако ФИО1 собственником указанного автомобиля не является. Обстоятельства, является ли собственник вышеуказанного автомобиля гражданином Российской Федерации и распространяется ли на него обязанность по перерегистрации автомобиля не устанавливалась. Полагает, что судья необоснованно сослалась на п. 3 ст. 15 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», поскольку она устанавливает основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей и не имеет отношения к допуску транспортных средств для участия в движении на территории Российской Федерации.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, настаивал на том, что не подлежит ответственности по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.

Заслушав пояснения привлекаемого лица, проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ предусмотрена за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

Из материалов дела следует, основанием для вынесения инспектором ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г. Севастополю оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ и привлечения ФИО1 к административной ответственности послужил тот факт, что он ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> управлял транспортным средством <данные изъяты> регистрационный номер , не зарегистрированным в установленном законом порядке (Постановление от 27 апреля 2015 г. N 399 и п. 1 ОП ПДД), чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.

В силу пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" предусмотрено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Норма аналогичного содержания приведена в пункте 4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001.

Невыполнение водителем транспортного средства указанных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.

В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя Правительство Российской Федерации 27 апреля 2015 г. издало Постановление N 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя", которое действует с дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2015 г. N 1171.

В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления собственники транспортных средств из числа граждан, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территории Республики Крым и г. Севастополя, а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г., обязаны до 1 апреля 2016 г. заменить в установленном порядке регистрационные документы и государственные регистрационные знаки, выданные на транспортные средства до 18 марта 2014 г. в соответствии с законодательством Украины.

Пунктом 1 данного Постановления предусмотрены особенности регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, находящихся во владении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территории Республики Крым и г. Севастополя, а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г., не имеющих документов, подтверждающих их право собственности на транспортные средства, со сроком действия выданных в соответствии с ним регистрационных документов и государственных регистрационных знаков 5 лет.

В силу ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Заявителем указано, что он имеет паспорт гражданина Украины.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" устанавливает, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме (пункт 3 статьи 15).

Анализ изложенной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что транспортные средства не подлежат регистрации в случаях, если участвуют в международном движении; ввезены на территорию РФ на срок не более шести месяцев.

Согласно ст. 1 Конвенции о дорожном движении (Вена, 08.11.1968 года) транспортное средство считается находящимся в "международном движении" по территории какого-либо государства, если оно: принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства; не зарегистрировано в этом государстве; временно ввезено в него.

Исходя из содержания статей 35, 36 Конвенции о дорожном движении, зарегистрированные на территории государств транспортные средства должны иметь регистрационные знаки этих государств, а водитель этого транспортного средства должен иметь свидетельство о регистрации, выданное в подтверждение факта регистрации компетентным органом данного государства. Следовательно, водитель транспортного средства вправе участвовать в международном движении лишь в случае, если его транспортное средство имеет номерные знаки государства, гражданином которого он является.

В силу Положений Федерального закона N 196-ФЗ и Конвенции о дорожном движении транспортное средство может быть допущено к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации на срок не более шести месяцев, а по истечении этого срока данное транспортное средство должно либо покинуть территорию Российской Федерации, либо должно быть зарегистрировано в подразделениях Госавтоинспекции с заменой регистрационных документов, выданных иностранным государством.

Таким образом, транспортное средство, зарегистрированное на территории Крыма в период действия законодательства Украины, либо должно быть перерегистрировано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо должно иметь номерные знаки государства, гражданином которого является собственник, с распространением на него условий таможенного режима, либо участвовать в международном движении.

Из анализа положений постановления Правительства РФ от 27 апреля 2015 г. N 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя" следует, что обязанность по регистрации транспортного средства (применительно к данным обстоятельствам) как согласно положений пункта 3 постановления, так и пункта 1, возникает у лиц, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

При этом судьей районного суда факт приобретения гражданства РФ в соответствии с вышеназванным законом как ФИО1, так и собственником транспортного средства, не установлен, как не установлено, на каком основании владеет ФИО1 транспортным средством и обязан ли в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 27 апреля 2015 г. N 399 "О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя" произвести его государственную регистрацию.

Указанные обстоятельства не учтены и не проверены, что не позволило судье рассмотреть дело всесторонне, полно и объективно, в связи с чем постановление суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу обжалуемое решение судьи районного суда подлежащим отмене, а дело по жалобе возвращению на новое судебное рассмотрение.

При новом рассмотрении дела по жалобе ФИО1 на постановление о привлечении к административной ответственности судье районного суда следует учесть вышеизложенное и принять обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

В связи с отменой решения судьи по указанным основаниям, суд не входит в обсуждение иных доводов поданной заявителем жалобы, в связи с тем, что они подлежат рассмотрению судьей Гагаринского районного суда г. Севастополя при новом рассмотрении дела по существу жалобы.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 18 октября 2018 года отменить, дело по жалобе ФИО1 на постановление инспектора 2 взвода ОР ДПС ГИБДД УМВД России по г. Севастополю лейтенанта полиции ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Судья Севастопольского

городского суда Н.И. Кондрак