ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-789/17 от 13.09.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕШЕНИЕ

от 13 сентября 2017 года по делу №21-789/2017

Судья Гребенникова Н.А.

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,

с участием защитника ООО «МЧП «Гарант» Михальской Н.В.,

представителя Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе

13 сентября 2017 года

жалобу общества с ограниченной ответственностью «МЧП «Гарант» на решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 06 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении <данные изъяты>далее - ООО «МЧП «Гарант» либо Общество),

установил:

постановлением начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ан В.Б. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «МЧП «Гарант» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400000 руб.

В порядке пересмотра дела по жалобе ООО «МЧП «Гарант» на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Белогорского районного суда Республики Крым 06 июля 2017 года постановлено решение, которым постановление от ДД.ММ.ГГГГ ООО по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении ООО «МЧП «Гарант», оставлено без изменения, а жалоба ООО «МЧП «Гарант» - без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи районного суда и постановлением должностного лица земельного надзора, ООО «МЧП «Гарант» подало в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просило отменить вышеуказанные акты. В обоснование указало, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права, и неправильно оценил установленные обстоятельства.

Выслушав защитника Михальскую Н.В., поддержавшую жалобу, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, приказом начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ назначена внеплановая выездная проверка ООО «МЧП «Гарант» (т.1, л.д.107-112). Приказ издан на основании мотивированного представления от ДД.ММ.ГГГГ о выявленных нарушениях при осуществлении мероприятия по контролю, вынесенного начальников управления государственного земельного контроля (надзора) Крымсельхознадзора ФИО2 по результатам предварительной проверки информации, отраженной в обращении Регионального отделения Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ относительно фактов незаконного использования земель сельскохозяйственного назначения для размещения карьера по добыче полезных ископаемых (песчано-гравийных смесей), поступившее в Крымсельхознадзор сопроводительным письмом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудниками Крымсельхознадзора проведена внеплановая выездная проверка юридического лица ООО «МЧП «Гарант».

Данная проверка согласована с органом прокуратуры (т.1, л.д.113, 114).

В ходе проверки установлено, что пользователем земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории <адрес>, с кадастровыми номерами (предыдущий кадастровый номер ), (предыдущий кадастровый номер ), 90:02:021001:437 (предыдущий кадастровый номер ), (предыдущий кадастровый номер ) (далее земельные участки) является ООО «МЧП «Гарант» на основании договоров аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, которые зарегистрированы в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ (3 договора), ДД.ММ.ГГГГ (1 договор). Данные договора аренды заключены ООО «МЧП «Гарант» сроком на <данные изъяты> лет для ведения товарно-сельскохозяйственного производства.

Также проверкой установлено, что на земельных участках сельскохозяйственного назначения ООО «МЧП «Гарант», осуществлены внутрихозяйственные работы, связанные с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения при разработке карьера по добыче песка без наличия Специального разрешения на проведение таких работ. Кроме того, обязательные мероприятия по рекультивации, по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от загрязнения деревьями и кустарниками, сорными растениями; сохранению достигнутого уровня мелиорации пользователем земель сельскохозяйственного назначения ООО «МЧП «Гарант» не проводятся. Кроме того, ООО «МЧП «Гарант» допущено перекрытие плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения песчаными массами разрабатываемого карьера, а также механического смешивания плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения песчаными массами и различными уровнями почвенных горизонтов.

В рамках осуществления контрольно-надзорного мероприятия директором ООО МЧГ «Гарант» ФИО3 предоставлены контрольному органу в электронном виде документы и информация необходимые для осуществления контрольно-надзорного мероприятия, а также отобраны объяснения по предмету проведения внеплановой выездной проверки (л.д.230-251 акт проверки юридического лица).

С целью проверки соответствия полученной информации от директора ООО «МЧП «Гарант» ФИО3 о состоянии используемых земель сельскохозяйственного назначения и фактического состояния землепользования ООО «МЧП «Гарант», специалистами Крымсельхознадзора совместно с директором ООО «МЧП «Гарант» ФИО4 осуществлен осмотр земельных участков сельскохозяйственного назначения (акт осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе осмотра территории установлено: месторасположение осматриваемых земельных участков определено на местности при помощи технических средств фиксации (<данные изъяты>), а также привязке к местности с использованием картографического материала. Кроме того месторасположение осматриваемых земельных участков указано директором ООО «МЧП «Гарант» ФИО3, который каких-либо замечаний по определению места расположения на местности не заявил.

На земельном участке с кадастровым номером конце декабря 2016 года осуществлены мероприятия по снятию и перемещению плодородного слоя почвы (далее – ПСП) на общей площади <данные изъяты> га, из которых <данные изъяты> га под карьерной выемкой. Общая площадь земельного участка, на котором осуществлены какие-либо работы по снятию, перемещению и складированию почвенного покрова и грунтов составляет <данные изъяты> га, из них площадь, на которых размещены отвалы грунта, составляет <данные изъяты> га. Площадь земельного участка, занятого отвалом песчаной смеси, составляет <данные изъяты><данные изъяты> га. Обмеры площадей произведены при помощи технических средств. Снятый ПСП перемещен в отвалы, расположенные по периметру земельного участка. Осуществлены работы по выемке нижеподстилающих грунтовых пород, которые сложены отдельно от ПСП. На территории участка визуально усматриваются признаки мехнического смешивания грунтовых масс и ПСП (почва отличается цветом, имеются масштабные вкрапления грунтовых песчаных пород). В ходе осмотра территории земельного участка выявлены признаки неполного снятия верхнего гумусового горизонта, не всей мощности ПСП и потенциального ПСП (имеются явные остатки не снятого ПСП на территории самой карьерной выемки и под отвалами грунта, дорога уплотнена ПСП). В северной части участка расположен модульная бытовка. Часть указанного земельного участка покрыта песчаной смесью из карьерной выемки. Признаки проведения обязательных мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и защите земель от уплотнения, зарастания сорной растительностью не установлены.

На земельном участке с кадастровым номером визуально усматриваются признаки проведения мероприятий по снятию и перемещению ПСП, на части земельного участка расположены отвалы грунта, также имеются признаки механического смешивания снятого ПСП с песчаными массами. Площадь земельного участка, которая занята отвалами грунта, составляет ориентировочно <данные изъяты> ПСП площадью <данные изъяты><данные изъяты> га. Оставшаяся площадь земельного участка в сельскохозяйственном производстве не задействована, в товарном сельскохозяйственном производстве не используется, обязательные мероприятия по воспроизводству плодородия земель и защите от негативного воздействия, зарастания сорной растительностью не проводятся.

Земельный участок с кадастровым номером в сельскохозяйственном производстве не используется, обработка почвы не проведена, зарос сорной растительностью. Признаки проведения каких-либо агротехнических, фитосанитарных, агрохимических мероприятий не обнаружены.

Земельный участок с кадастровым номером в сельскохозяйственном производстве не используются, обработка почвы не проведена, зарос сорной растительностью. Признаки проведения каких-либо агротехнических, фитосанитарных, агрохимических мероприятий не обнаружены. На части земельного участка площадью <данные изъяты> га снят плодородный слой почвы. На осматриваемом участке размещен отвал ПСП ориентировочной площадью <данные изъяты> га и отвал грунта площадью <данные изъяты> га, который расположен на плодородном слое почвы и его перекрывает. Вдоль восточных краев всех вышеперечисленных участков осуществлено снятие и перемещение почвенного покрова с целью организации подъездной автодороги к проектированному карьеру.

В ходе осуществления контрольно-надзорного мероприятия установлено, что юридическим лицом ООО «МЧП «Гарант» в нарушении ч.5 ст.12, ст.13 Земельного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», приказа Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995 года № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», постановления Совета министров Республики Крым от 22 марта 2016 № 99 «Об утверждении Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и перемещении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» не выполнена обязанность по рекультивации земель нарушенных вследствие проведения внутрихозяйственных работ, связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения.

На основании указанного акта проверки начальником Управления государственного земельного контроля (надзора) Крымсельхознадзора ФИО2 в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по признакам ч.1 ст.8.7 КоАП РФ. (т.1, л.д.84-89).

Постановлением начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ан В.Б. от ДД.ММ.ГГГГ/ЗН-РК ООО «МЧП «Гарант» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 руб.

Диспозицией ч.1 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена административная за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

В соответствии ч.1 ст.9 Конституции РФ земли и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Ч.2 ст.36 Конституции РФ установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии с положением ч.1 ст.79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация деградации, порчи земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст.12 Земельного кодекса РФ).

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию, Рекультивация земель представляет собой мероприятия но предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (чч.5,6 ст.13 Земельного кодекса РФ).

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

В соответствии с требованием п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22 декабря 1995 № 525/67 утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.

П.1 указанных Основных положений о рекультивации земель определено, что настоящие Основные положения определяют общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для исполнения всеми юридическими, должностными и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами.

П.32 Основных положений о рекультивации земель установлено, что за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические липа несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.

Пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в том числе выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст.8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»).

В соответствии с положением ст.5 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», п.11 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22 декабря 1995 года №525/67, постановлением Совета министров Республики Крым от 22 марта 2016 года №99 утверждено Положение о рекультивации, снятий, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, которое и определяет требования к проведению работ, связанных с рекультивацией, снятием, перемещением, сохранением и рациональным использованием плодородного слоя почвы на территории Республики Крым и является обязательным для всех юридических лиц на территории Республики Крым.

Частью 4 указанного Положения установлено, что рекультивация, снятие перемещение, сохранение и рациональное использование плодородного слоя почвы проводятся на основании проекта рекультивации, разрабатываемого в соответствии с действующими экологическими, санитарно-гигиеническими, строительными, водохозяйственными, лесохозяйственными и другими нормативами и стандартами с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного земельного участка, а также выданного на его основании Специального разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

В соответствии с пунктом 3.9 того же Положения (в редакции действующей на момент проведения проверки) специальное разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения, выдается Крымсельхознадзором.

Как следует из материалов дела, ООО «МЧП «Гарант» Специального разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова у Крымсельхознадзора не получало, и проект рекультивации земель не разрабатывало, обратного судьей районного суда и судьей апелляционной инстанции не установлено. Кроме того, на момент проведения проверки указанные земельные участки относились к категории земель сельхозназначения, что не оспаривалось ООО «МЧП «Гарант».

Чч.1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Исходя из положений ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.

В силу ст.26.11 КоАП РФ оцениваю представленные материалы дела: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 84-89), акт приема почв, грунтов, донных отложений, илов от ДД.ММ.ГГГГ-п (л.д. 90-91); протокол измерений -п от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92-106); приказ органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица от 22 марта /П (л.д. 107-112); заявление о согласовании с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (л.д. 113); решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки (л.д. 114); представление о выявленных нарушениях при осуществлении мероприятия по контролю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 115-121); уведомление о проведении внеплановой выездной проверки ООО «МЧП «Гарант» (л.д. 132-133); заявление директора ООО «МЧП «Гарант» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 135); акт осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 136-139); схему расположения земельных участков ООО «МЧП «Гарант» (л.д. 142-146); фототаблицу (л.д.147-195); объяснения директора ООО «МЧП «Гарант» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 196-198); акт отбора проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями (л.д. 199-221); акт отбора почвы от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями (л.д.222-227); уведомление о рассмотрении обращения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.228-229); акт проверки юридического лица ООО «МЧП «Гарант» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 230-251) и другие материалы дела, как надлежащие доказательства.

Доводы жалобы ООО «МЧП «Гарант» опровергаются указанными выше доказательствами. Все доводы жалобы были предметом разбирательства в суде первой инстанции, им была дана надлежащая оценка, с которой нет оснований не согласиться.

ООО «МЧП «Гарант» не представило суду достаточных доказательств, однозначно подтверждающих, что в силу объективных причин не имело реальной возможности для своевременного выполнения возложенных на него обязанностей, предприняло все зависящие от него меры по выполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.

Исходя из положений ст.1.5, 2.1. КоАП РФ, дав надлежащую оценку доказательствам по делу, в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что ООО «МЧП «Гарант» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Постановление о привлечении ООО «МЧП «Гарант» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.7 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено ООО «МЧП «Гарант» в пределах, установленных санкцией ч.1 ст.8.7 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым основано на законе, а поэтому отмене оно не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 06 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты>, - оставить без изменения,

жалобу общества с ограниченной ответственностью «МЧП «Гарант» - без удовлетворения.

Судья В.В. Агин