ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-78/18 от 31.01.2018 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-78/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шумиловой Т.П. на решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 13 декабря 2017 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Государственной жилищной инспекции Тюменской области главного государственного жилищного инспектора Тюменской области <.......> от 13 октября 2017 года № 218 должностное лицо - председатель правления Товарищества собственников жилья «Элитный» (далее также – ТСЖ «Элитный») Шумилова Т.П. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Шумилова Т.П. обжаловала его в суд. В жалобе просила постановление отменить, производство по делу прекратить, полагая постановление незаконным и необоснованным. Указывала, что ТСЖ «Элитный» к отопительному периоду был подготовлен полностью, произведены все предусмотренные работы, что подтверждено актами. Считает, что руководство Департамента городского хозяйства г.Тюмени отказывает в выдаче паспортов готовности к отопительному сезону 2017-2018 годов в связи с несуществующими долгами, тем самым, незаконно вымогая колоссальные денежные средстве у населения. Кроме того, Шумилова Т.П. указывала на не рассмотрение должностным лицом административного органа её заявления об отводе руководителю Государственной жилищной инспекции Тюменской области Боровицкой Л.Ф. Ссылаясь на п.3.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», указывала, что субъектом правонарушения по ст. 7.22 КоАП РФ является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов, бремя содержания имущества несет его собственник. Ссылаясь также на ст.161, 149 Жилищного кодекса Российской Федерации, полагала в связи с этим, что председатель правления ТСЖ субъектом правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ, не является.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 13 декабря 2017 года постановление Государственной жилищной инспекции Тюменской области №218 от 13 октября 2017 года в отношении Шумиловой Т.П. оставлено без изменения, а её жалоба – без удовлетворения.

С данным решением Шумилова Т.П. не согласна. В жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи Ленинского районного суда г.Тюмени от 13 декабря 2017 года отменить, производство по делу прекратить, приводя те же доводы, что и в жалобе в районный суд.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав объяснения Шумиловой Т.П., настаивавшей на удовлетворении жалобы, объяснения представителя Государственной жилищной инспекции Тюменской области Гагариной А.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, не усматриваю оснований для отмены решения судьи районного суда.

Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением. Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Оставляя без изменения вынесенное в отношении Шумиловой Т.П. постановление, судья районного суда правильно исходил из того, что в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области поступило письмо Департамента городского хозяйства Администрации города Тюмени от 28 сентября 2017 года № 07-94-31/7 о перечне потребителей тепловой энергии, не получивших паспорт готовности к отопительному периоду 2017-2018 годов, согласно которому ТСЖ «Элитный» не получило паспорт готовности к отопительному периоду 2017-2018 годов на многоквартирный дом по адресу: город <.......>.

Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу ч.2.2 ст.161 названного кодекса при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме,

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее также – Правила содержания), предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

В силу п.2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях.

Приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года № 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду, в силу пунктов 3 и 4 которых Товарищества собственников жилья, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения, являются потребителями тепловой энергии, в связи с чем такой объект, как многоквартирный жилой дом, подлежит проверке на предмет готовности к отопительному периоду.

В силу п.6 Правил оценки готовности к отопительному периоду при проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III - V названных Правил (далее - требования по готовности). В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки.

Согласно пункту 7 указанных Правил результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к указанным Правилам. В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду.

При этом в силу п.8 Правил оценки готовности к отопительному периоду при наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения.

Паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению № 2 к названным Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.

Для потребителей тепловой энергии пунктом 10 указанных правил установлен срок выдачи паспортов готовности не позднее 15 сентября.

Пунктом 12 Правил оценки готовности к отопительному периоду предусмотрено, что организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 названных Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Распоряжением Администрации города Тюмени от 22 июня 2017 года № 396 «О подготовке теплоснабжающих, электроснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2017-2018 годов» предусмотрено, что комиссии по проверке готовности теплоснабжающих, электроснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду 2017 - 2018 годов обязаны осуществить проверку готовности к отопительному периоду 2017 - 2018 годов в отношении, в частности, потребителей тепловой энергии - до 15 сентября 2017 года.

Из анализа приведенных положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда следует, что оформление паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, который должен соответствовать приложению № 9 к Постановлению Госстроя № 170 от 27 сентября 2003 года, предполагает обязательное его подписание ресурсоснабжающими организациями.

Однако данные требования товарищество собственников жилья «Элитный», являющееся ответственным за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом <.......>, не выполнило, паспорт готовности на указанный жилой дом не представило.

При этом доводы председателя правления ТСЖ «Элитный» Шумиловой Т.П. о том, что <.......>» не подписывает акт готовности к отопительному сезону, а также вымогает не существующий долг в размере 819 000 рублей, обоснованно признаны несостоятельными. Наличие замечаний к требованиям по готовности подтверждается актами гидравлическх испытаний и проверки тепловых узлов к отопительному периоду 2017-2018 г.г., выданных 27 июля 2017 года (листы 8-9, 10-11 дела об административных правонарушениях).

Также нельзя согласиться с доводом жалобы о том, что Шумилова Т.П. не является субъектом вмененного ей административного правонарушения, поскольку ТСЖ «Элитный» в силу ч.2.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилого дома, в том числе, общего имущества собственников многоквартирного жилого дома.

При этом, каких-либо оговорок о неприменении статьи 7.22 КоАП РФ к должностным лицам управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом в соответствии с заключенным договором, действующее законодательство не содержит.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения судьи районного суда, которым обоснованно оставлено без изменения вынесенное в отношении Шумиловой Т.П. постановление, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.1, 30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 13 декабря 2017 года оставить без изменения, жалобу Шумиловой Т.П. - без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова