№ 21-792/2023
УИД 38RS0024-01-2023-002193-43
решение
г. Иркутск 21 ноября 2023 г.
Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. на решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 10 октября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора филиала АО «Иркутскэнерго» ТЭЦ -11 – технического директора по внешнему совместительству ФИО1,
установил:
Постановлением № З-1043-в/3 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. от 18 апреля 2023 г. должностное лицо - заместитель директора филиала АО «Иркутскэнерго» ТЭЦ -11 – технический директора по внешнему совместительству ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 10 октября 2023 г. постановление должностного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории от 18 апреля 2023 г., отменено производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. просит отменить решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 10 октября 2023 г. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не были учтены все фактические обстоятельства дела, в связи с чем было вынесено незаконное решение.
В своих возражениях ФИО1 просит решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 10 октября 2023 г. оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. без удовлетворения.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы возражения на жалобу, заслушав ФИО1 и его защитника ФИО3, возражавших в удовлетворении жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Часть 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Основанием для привлечения заместителя директора филиала АО «Иркутскэнерго» ТЭЦ -11 – технического директора по внешнему совместительству ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной названными нормами, послужили изложенные в постановлении и решении судьи районного суда выводы о том, что должностным лицом – ФИО1 допущены нарушения земельного законодательства, выразившиеся в загрязнении почвы железом, кобальтом, нефтепродуктами, никелем, хромом, цинком, ртутью (общий) на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят входящем в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят при осуществлении хозяйственной деятельности не проводятся обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду в результате поступления в почву земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, загрязняющих веществ, по ликвидации последствий такого загрязнении.
Отменяя данное постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводам о наличии сведений о частичной ликвидации объектов основных средств и фактическим отсутствием деятельности общества на объектах энергетики, расположенных в пределах проверяемого земельного участка.
С указанными выводами судьи Кировского районного суда г. Иркутска согласиться нельзя.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» внеплановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в 2022 - 2023 годах проводятся в исключительных случаях, в том числе по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.
Поручением заместителя Председателя Правительства РФ от 24 октября 2022 № Номер изъятФИО4 определено Росприроднадзору ФИО9) провести в границах территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области, подвергшейся загрязнению в результате прошлой экономической деятельности, связанной с производством химической продукции, контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных внеплановых проверок в период с 27 октября 2022 г. по 1 марта 2023 г. в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) на предмет соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена административная ответственность, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, эксплуатируемые юридическими лицами, согласно приложению № 2 к настоящему поручению.
В Приложении № 2 к поручению перечислены объекты недвижимости, в том числе находящийся в собственности Иркутское ПАО энергетики и электрификации «Иркутскэнерго» земельный участок с кадастровым номером Номер изъят.
На основании решения Номер изъят-р от 5 декабря 2022 г. с учетом внесенных 13 декабря 2022 г., 27 декабря 2022 г. изменений Управлением в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) в границах территории городского округа г. Усолье-Сибирское Иркутской области, подвергшейся загрязнению в результате прошлой экономической деятельности, связанной с производством химической продукции, в период с 12 декабря 2022 г. по 12 января 2023 г. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории проведена внеплановая выездная проверка в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят с целью оценки соответствия деятельности АО «Иркутскэнерго», осуществляемой на указанном объекте недвижимости, обязательным требованиям, установленным законодательством в области охраны окружающей среды, по результатам которой Дата изъята составлен акт № Номер изъят
АО «Иркутскэнерго» является собственником земельного участка с кадастровым номером Номер изъят. Право собственности зарегистрировано АО «Иркутскэнерго», ИНН Номер изъят, зарегистрировано 31 декабря 2002 г., регистрационная запись Номер изъят.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от Дата изъята № Номер изъят земельный участок с кадастровым номером Номер изъят имеет единое землепользование. Кадастровые номера обособленных (условных) участков, входящих в единое землепользование Номер изъят
В соответствии со справкой «О стоимости объектов основных средств, находящихся на балансе филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ», предоставленной руководителем департамента по учету ООО «Учетно-сервисный центр ЕвроСибЭнерго» ФИО6, действующей на основании доверенности Номер изъят от 1 апреля 2022 г., на балансе филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-11 по состоянию на 11 января 2023 г. числятся объекты основных средств:
- земельный участок с кадастровым номером Номер изъят<адрес изъят> (инвентарный Номер изъят);
- электрокотельная, <адрес изъят> (инвентарный Номер изъят);
В соответствии с пояснительной запиской на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят расположены электрокотельная с участком дороги и эстакада демонтированной теплотрассы.
На земельных участках с кадастровыми номерами Номер изъят расположены опоры линии электропередач.
Электрокотельная и подстанционное оборудование законсервированы в соответствии с Указанием «О выводе в длительную консервацию электрокотельных» Номер изъят
В ходе проведения внеплановой выездной проверки 13 декабря 2022 г. проведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, входящих в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят в присутствии представителя по доверенности Номер изъят от 9 декабря 2022 г. ПАО «Иркутскэнерго» ФИО7, по результатам визуального осмотра территории земельных участков установлено следующее:
1. в состав земельного участка с кадастровым номером Номер изъят входит территория с подземными путями, территория под размещение теплотрассы (теплотрубопровода) и территория, на которой построена электрокотельная и иные объекты для обеспечения деятельности котельной;
- часть территории земельного участка, на которой размещена электрокотельная, огорожена забором из бетонных плит (высота забора около 2 м), в верхней части забора проложена колючая проволока. Въезд на данную часть территории земельного участка ограничен (ворота закрыты на замок), территория охраняется вневедомственной организацией;
- на огороженной территории земельного участка расположены следующие объекты: 2 сторожки, канализационная насосная станция, склад, электрокотельная, подстанция (огорожена забором из сетки рабицы), пожарные резервуары. Электрокотельная не функционирует с 2003 года;
-теплотрасса (теплотрубопровод) демонтирована, за исключением бетонных оснований (эстакады), представляющие собой бетонные блоки, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга.
В ходе проведения визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером Номер изъят экспертом - почвоведом экспертной организации ЦЛАТИ визуально установлено наличие почвы.
2. по результатам визуального осмотра территории земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят установлено следующее: на указанных земельных участках расположены опоры ЛЭП; территории участков имеют твердое покрытие, отсыпаны ПГС.
Согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного земельного надзора от 9 января 2023 г. Номер изъят-Г-2023 на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят, входящем в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, в местах отбора почвенных проб, органогенный плодородный слой антропогенно-преобразованной почвы, сформированной техногенным слоем при рекультивации территории, составляет 4 см., и имеет низкие показатели плодородия. В почве отмечается превышение загрязнителей, что указывает на деградацию почвенного покрова.
Согласно информации, предоставленной ПАО «Иркутскэнерго» исх. Номер изъят от 28 декабря 2022 г. Обществом разработаны планы мероприятий по охране земель филиала ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-11 на 2020 - 2022 гг.
Указанными планами мероприятий по охране земель предусмотрено выполнение следующего мероприятия: систематический контроль за состоянием оборудования и территории котельной (в соответствии с отчетами о выполнении мероприятий по охране земель за 2020 - 2022 г.г. указанные мероприятия выполняются).
Конкретных мероприятий, предусматривающих охрану почв, их улучшение, предотвращение их загрязнения указанным Планом не предусмотрено.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности (абзац 4 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Однако при осуществлении хозяйственной деятельности филиалом ПАО «Иркутскэнерго» ТЭЦ-11 не проводятся обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду в результате поступления в почву земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, входящего в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером Номер изъят загрязняющих веществ: железо, кобальт, нефтепродукты, никель, хром, цинк, ртуть (общая), ликвидации последствий такого загрязнении, что является нарушением подпункта 2 пункта 2 статьи 13, абзаца 4 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Отменяя постановление должностного лица Росприроднадзора судья Кировского районного суда города Иркутска указал на недоказанность должностным лицом факта эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят.
Такой вывод судьи районного суда является преждевременным, поскольку консервация электрокотельной и подстанционного оборудования в соответствии с Указаниями «О выводе в длительную консервацию электрокотельных» от 28 октября 2003 г. № 68-МГ и «О консервации электрокотельной» от 27 ноября 2003 г. № 93 не препятствует в дальнейшем отмене консервации и возобновления эксплуатации данных объектов.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях заместителя директора филиала АО «Иркутскэнерго» ТЭЦ -11 – технического директора по внешнему совместительству ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является преждевременным и не соответствует требованиям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
Допущенные судьёй Кировского районного суда г. Иркутска при пересмотре дела по жалобе нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене решения и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 10 октября 2023 г. вынесенное в отношении заместителя директора филиала АО «Иркутскэнерго» ТЭЦ -11 – технического директора по внешнему совместительству ФИО1 подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению в Кировский районный суд г. Иркутска на новое рассмотрение, поскольку срок привлечения к административной ответственности не истёк.
При новом рассмотрении судье надлежит устранить допущенные нарушения, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, обеспечить возможность участникам процесса для представления доказательств, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства с учётом доводов жалобы, и принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Панасенко Н.О. удовлетворить.
Решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 10 октября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6, частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора филиала АО «Иркутскэнерго» ТЭЦ -11 – технического директора по внешнему совместительству ФИО1 отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении заместителя директора филиала АО «Иркутскэнерго» ТЭЦ -11 – технического директора по внешнему совместительству ФИО1 возвратить на новое рассмотрение в Кировский районный суд г. Иркутска.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья П.И. Слепнёв