ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-793/20 от 21.05.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья Борзов Д.С. дело №21-793/2020

РЕШЕНИЕ

г.Красногорск

Московской области 21 мая 2020 года

Судья Московского областного суда Балабан К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Юденкова О.А. на решение Луховицкого районного суда Московской области от 14.01.2020 об отмене постановления консультанта ТО №20 ТУ Госадмтехнадзора Московской области – ст. государственного административно-технического инспектора Московской области Юденкова О.А.<данные изъяты> от 06.08.2019 о привлечении ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением консультанта ТО №20 ТУ Госадмтехнадзора Московской области – ст. государственного административно-технического инспектора Московской области Юденкова О.А.<данные изъяты> от 06.08.2019 ООО «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Луховицкого районного суда Московской области от 14.01.2020 вышеуказанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «<данные изъяты>» прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На указанное решение должностным лицом, вынесшим постановление, подана жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения городского суда, как незаконного и необоснованного.

Будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, законный представитель ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание Московского областного суда не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения должностного лица Цыркина О.В., поддержавшего доводы жалобы, полагавшего принятое городским судом решение незаконным и подлежащим отмене, суд второй инстанции оснований приходит к следующему выводу.

Из постановления должностного лица следует, что 25.07.2019 в 13:08 ч. на контейнерной площадке, расположенной по адресу: <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>» допустило нарушение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, выразившееся в отсутствии на контейнерной площадке контейнера синего цвета для сухих отходов; на контейнерной площадке для раздельного накопления ТКО имеются три контейнера черного цвета для сбора отходов, чем нарушены требования ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст.2,3,4,6 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 №350-РВ «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области», п.2 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 №641».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ, за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Проверяя законность постановления должностного лица по жалобе защитника, оценив представленные доказательства, городской суд пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и постановление об административном правонарушении вынесено неуполномоченным должностным лицом, в связи с чем, материалами дела не доказана вина юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 ч.1 КоАП РФ, и принял решение об отмене вынесенного по делу постановления и прекращении производства по делу, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Согласно ст.23.29 ч.ч.1,2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.2 ч.1 КоАП РФ, рассматриваются органами, осуществляющими государственный экологический надзор. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов, в пределах своих полномочий вправе: государственные инспектора, старшие государственные инспектора, главные государственные инспектора, главные государственные инспектора (их заместители) субъектов РФ в области охраны окружающей среды.

Исходя из указанных положений закона городской суд пришел к выводу о том, что старшие государственные административно-технические инспектора Госадмтехнадзора Московской области не наделены правом возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов экологического надзора, поскольку утвержденный Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 №763/37 порядок организации и осуществления регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности, в соответствии с п.4 которого государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору осуществляется Министерством экологии и природопользования Московской области и Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области, не принят городским судом во внимание, поскольку данный нормативно-правовой акт, по мнению суда первой инстанции, противоречит федеральному законодательству.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.23.79.2 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных главой 23 КоАП РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ и совершенных на их территориях, в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ, принятыми в соответствии с федеральными законами, либо заключенными в соответствии с федеральным законом соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий, кроме полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, предусмотренных главой 12 настоящего Кодекса.

Распоряжением Правительства РФ от 03.08.2016 №1646-р утверждено Соглашение между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий РФ в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.

Согласно ст.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами, в том числе, относится осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Статьей 28 названного Закона определены виды ответственности за нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами, а именно: неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В силу п.4 Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 №763/37 государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору осуществляется Министерством экологии и природопользования Московской области и Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области.

Согласно п.11.1 указанного Порядка предметом государственного надзора при осуществлении Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении своей деятельности обязательных требований к объектам накопления твердых коммунальных отходов, местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, сжиганию отходов (за исключением объектов обезвреживания отходов), сбросу отходов вне объектов накопления и размещения отходов.

Пунктами 12.25.1 и 12.25.4 Положения о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 №847/28 в ред. Постановления Правительства Московской области от 26.04.2019 №246/9 определены полномочия Главного управления, а именно: производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, Законом Московской области №37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях; государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в соответствии с порядком организации и осуществления государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Таким образом, выводы городского суда о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления неуполномоченным должностным лицом, не основаны на законе.

При таких обстоятельствах, решение городского суда вынесено без изучения доказательств по делу, с существенным нарушением требований процессуального законодательства, которые не позволили суду в соответствии со ст.24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и в соответствии с законом рассмотреть данное дело, в связи с чем, учитывая, что сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные положениями ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истекли, решение городского суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором суду следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, и на основании имеющихся и вновь полученных доказательств, постановить по делу законное и обоснованное решение.

В связи с отменой решения городского суда по указанным основаниям, суд второй инстанции не входит в обсуждение других доводов жалобы на решение суда, так как они подлежат проверке при новом рассмотрении дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Решение Луховицкого районного суда Московской области от 14.01.2020 об отмене постановления консультанта ТО №20 ТУ Госадмтехнадзора Московской области – ст. государственного административно-технического инспектора Московской области Юденкова О.А.<данные изъяты> от 06.08.2019 о привлечении ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности по ст.8.2 ч.1 КоАП РФ, - отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья подпись К.Ю. Балабан

Копия верна

Судья: Секретарь: