ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-795/20 от 19.05.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья Борзов Д.С. дело № 21-795/20

РЕШЕНИЕ

19 мая 2020 года г. Красногорск

Московской области

Судья Московского областного суда Мертехин М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника территориального отдела №20 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области старшего государственного административно-технического инспектора Московской области, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области Цыркина О.В. на решение Луховицкого районного суда Московской области от14 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Каширский региональный оператор»,

У с т а н о в и л:

Постановлением начальника территориального отдела №20 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области старшим государственным административно-техническим инспектором Московской области, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области Цыркиным О.В. от 18 июня 2019 года Общества с ограниченной ответственностью «Каширский региональный оператор» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 130 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением должностного лица, представитель ООО «Каширский региональный оператор» Шанькина Е.С. подала жалобу, в которой просила отменить его, как незаконное, а дело, производством прекратить.

В судебном заседании представитель ООО «Каширский региональный оператор» Шанькина Е.С. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Законный представитель в суд не явился.

Решением Луховицкого районного суда Московской области постановление должностного лица отменено и производство по делу прекращено, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Начальник территориального отдела №20 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области старший государственный административно-технический инспектор Московской области, старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Московской области Цыркин О.В., на данное решение подал жалобу, в которой просил отменить его, как необоснованное и вынесенное с нарушением норм закона.

В суд второй инстанции законный представитель и защитник не явились, извещены.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд второй инстанции приходит к следующему.

Из постановления должностного лица от 18.06.2019 года о привлечении ООО «Каширский региональный оператор» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ следует, что 04.06.2019 года в 13.10 час по адресу: Московская область, г.о.Луховицы, с Ловцы, ул.Новая, д.7, юридическое лицо допустило нарушение требований к контейнерной площадке, а именно: несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления -выразившееся в отсутствии на контейнерной площадке у многоквартирных домов контейнеров для накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов (контейнер синего цвета для сухих отходов) и бункера-накопителя для сбора крупно -габаритных отходов, чем общество допустило нарушение требований ч.1.3 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.3 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008года №6412 п.п.2,3,4,1.8 «Об утверждении временного порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области» утвержденного распоряжением Минэкологии Московской области №159-РМ от 19.04.2019 года.

Суд, проверяя законность постановления должностного лица по жалобе представителя, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен и постановление об административном правонарушении вынесено неуполномоченным должностным лицом, в связи с чем, материалами дела не доказана вина юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, принял решение об отмене вынесенного по делу постановления и прекращения производства по делу, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Согласно ч.ч.1,2 ст.23.29 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.2 КоАП РФ, рассматриваются органами, осуществляющими государственный экологический надзор. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов, в пределах своих полномочий вправе: государственные инспектора, старшие государственные инспектора, главные государственные инспектора, главные государственные инспектора (их заместители) субъектов РФ в области охраны окружающей среды.

Исходя из указанных положений закона, городской суд пришел к выводу о том, что старшие государственные административно-технические инспектора Госадмтехнадзора Московской области не наделены правом возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов экологического надзора.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.23.79.2 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных главой 23 КоАП РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ и совершенных на их территориях, в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ, принятыми в соответствии с федеральными законами, либо заключенными в соответствии с федеральным законом соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче осуществления части полномочий, кроме полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, предусмотренных главой 12 настоящего Кодекса.

Распоряжением Правительства РФ от 03.08.2016 №1646-р утверждено Соглашение между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части полномочий РФ в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.

Согласно ст.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами, в том числе, относится осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Статьей 28 названного Закона определены виды ответственности за нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами, а именно: неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В силу п.4 Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 №763/37 государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору осуществляется Министерством экологии и природопользования Московской области и Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области.

Согласно п.11.1 указанного Порядка предметом государственного надзора при осуществлении Главным управлением государственного административно-технического надзора Московской области является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении своей деятельности обязательных требований к объектам накопления твердых коммунальных отходов, местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, сжиганию отходов (за исключением объектов обезвреживания отходов), сбросу отходов вне объектов накопления и размещения отходов.

Пунктами 12.25.1 и 12.25.4 Положения о Главном управлении государственного административно-технического надзора Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 №847/28 в ред. Постановления Правительства Московской области от 26.04.2019 №246/9 определены полномочия Главного управления, а именно: производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, Законом Московской области №37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях; государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в соответствии с порядком организации и осуществления государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Таким образом, выводы городского суда о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления неуполномоченным должностным лицом, не основаны на законе.

При таких обстоятельствах, решение суда вынесено без изучения доказательств по делу, с существенным нарушением требований процессуального законодательства, которые не позволили суду в соответствии со ст.24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и в соответствии с законом рассмотреть данное дело, в связи с чем, учитывая, что сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные положениями ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истекли, решение районного суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором суду следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, и на основании имеющихся и вновь полученных доказательств, постановить по делу законное и обоснованное решение.

В связи с отменой решения районного суда по указанным основаниям, суд второй инстанции не входит в обсуждение других доводов жалобы на решение суда, так как они подлежат проверке при новом рассмотрении дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

решение Луховицкого районного суда Московской области от14 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Каширский региональный оператор» - отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Жалобу удовлетворить.

Судья М.В.Мертехин